Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательный проект во второй младшей группы «Солнечная экспедиция»
День космонавтики
Автор: Черепанова Мария Викторовна Хавелева Марина Сергеевна   
05.02.2025 19:21

Познавательный проект во второй младшей группы «Солнечная экспедиция»Познавательный проект во второй младшей группы «Солнечная экспедиция»

Авторы проекта:

  • Черепанова Мария Викторовна
  • Хавелева Марина Сергеевна

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад комбинированного вида №24 г.Томска

Паспорт проекта

 Скачать проект

Тип проекта:

  • по составу участников – дети, родители, педагоги;
  • по целевой установке – познавательно-исследовательский;
  • по срокам реализации – средней продолжительности (13. 03. 2023 – 21. 04. 2023).

Продолжительность: долгосрочный

Возраст детей: 3-4 года

Участники: воспитатели, дети и родители

Герои проекта: «Знайка» — кукла говоруша и профессор Почемучкин – виртуальный герой.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Солнечная экспедиция»

Задачи проекта:

  • Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир;
  • Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений;
  • Развивать умение детей наблюдать, сравнивать, осмысливать результаты наблюдений;
  • Развивать логическое мышление, речь, кругозор;
  • Формировать в детях эмоционально- радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе;
  • Развивать фантазию, воображение и творческие способности.

Актуальность:

В нашей группе дети очень любознательные, задают много вопросов, любят экспериментировать, поэтому возникла идея создания проекта «Солнечная экспедиция». Данный проект направлен на развитие и формирование у детей необходимых личностных качеств. В процессе реализации проекта предполагается сформироватьу детей умение наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие задания, а также сформировать в их целостную картину мира.

Формирование естественно-научной картины мира у детей дошкольного способствует развитию наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, креативности, любознательности, коммуникабельности, ответственности. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствующую развитию интеллекта, расширению кругозора, мышления и мировоззрения, создает основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира.

Данный проект перспективен не только с познавательной точки зрения, но и в плане экологического, нравственного, эстетического образования.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

  • Постановка цели, задач, определение актуальности проекта;
  • Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.)
  • Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы
  • Подготовка материала для проведения совместной образовательной деятельности с детьми

Организация развивающей среды в группе.

2. Основной этап

  • Беседы с детьми
  • Демонстрации (репродукции картин, иллюстрации, презентации, познавательные мультфильмы и т.д.)
  • Моделирование и конструирование (макет солнечной системы, ракеты)
  • Наблюдение, экспериментирование и практические работы
  • Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, загадки о Солнце)

3. Заключительный этап

Космические раскопки «Сокровища солнечной системы»

Ход проекта

Понедельник   13.03.2023 г.

Работа с родителями

«Знайка» рассказывает ребятам о том, что на выходных гостил у своего друга Почемучкина. Когда Знайка гостил у Почемучкина, появилось яркое весеннее солнце Знайка и Почемучкин решили узнать все о Солнце. Знайка сказал, что у него есть замечательные друзья ребята из детского сада, и они обязательно помогут разобраться в этом.

Знайка предложил ребятам создать команду по изучению солнца.

Беседа: «Как назвать команду?»

Продуктивная деятельность: «Эмблема команды» (объемная аппликация солнышко).

Предложить родителям рассказать детям о солнце.

Вторник 14.03.2023

 

На утреннем круге дети вместе с воспитателем начинают работу над интеллект-картой «Чудо-солнышко» и намечают первые вопросы ответы, на которые им хотелось бы найти.

Мозговой штурм: «Что такое солнце?» (работа над первым вопросом интеллект-карты)

Просмотр познавательного мультфильма: «Узнавайка, Все про солнце» и «Для чего нужно солнце?» (Почемучка)

Беседа, по увиденному.

Познавательное развитие ( математика): «В гостях у солнышка»

Предложить посмотреть мультфильмы о солнце.

Среда   15.03.2023

 

Беседа-рассуждение «Что произойдет, если солнышка не станет»

Работа с интеллект-картой.

Просмотр мультфильма «Краденное солнце» по произведению К.Чуковского.

Продуктивная деятельность: Нетрадиционное рисование вилками «Солнце»

Принести семена и землю для посадки огорода на окне.

Четверг 16.03.2023

 

Беседа: «Как влияет солнце на растения?»

Просмотр мультфильма: «Развлечеба (как влияет солнце на растения) «В гостях у солнышка»

Продуктивная деятельность: Лепка «Солнышко»

 

Пятница 17.03.2023

 

Продуктивная деятельность: Посадка огорода на окне ( лук, кресс-салат, огурец, замачивание гороха)

Подготовка к наблюдению за растениями: «Как будут расти растения на солнце, в тени и в темноте» ( садим каждый вид растений в три стаканчика и ставим на солнце, в тени и в темноте)

Предложить посадить дома растения и понаблюдать за ними.

Понедельник 20.03.2023

 

Продолжение наблюдения после выходных за растениями: «Как повлияло солнце на семена растений»

 

Вторник 21.03.2023

Прочтение сказки «Маленькое солнышко»

Опыт «Солнышко на помощь» (опыт с картофелем), посадка пророщенного гороха.

Предложить сделать опыт дома с растениями «Посадка фасоли».

Среда 22.03.2023

Беседа на тему «Как влияет солнце на человека?» (польза и вред для человека).

Просмотр мультфильма Смешарики «Солнечный бриз»

 

Четверг 23.03.2023

Беседа: «Солнце и животные»

Чтение сказки: «Как солнышко любить научилось»

Подвижная игра: «Горячее солнышко»

Продуктивная деятельность: Оригами «Озорной щенок»

Предложить родителям почитать сказки о солнышке.

Пятница 24.03.2023

 

Подводим итоги по теме: «Влияние солнце на все живое на планете Земля».

 

Понедельник 27.03.2023

 

Утром на карте вопросов ребята находят очередной вопрос от профессора Почемучкина: «Как происходит смена дня и ночи»

Ситуативная беседа: «Как вы думаете…» (варианты детей)

Чтение легенды «Сказка о смене дня и ночи» Обыденникова И.А.

Беседа по прочитанной сказке, проигрывание сказки.

После прочтения воспитатель говорит детям о том, что это всего лишь сказка, а есть научное объяснение данному явлению. Дети решают найти ответ на данный вопрос.

Продолжение наблюдения за растениями.

 

Вторник 28.03.2023

 

Просмотр познавательного мультфильма о смене дня и ночи.

Экспериментальная деятельность «Смена дня и ночи»

Чтение сказки о частях суток «Четыре принцессы»

Предложить родителям подготовить материал для создания макета

Среда 29.03.2023

 

Придя утром в группу, дети находят в руках у Знайки большую коробку. Знайка рассказывает ребятам о том, что это посылка от Почемучкина с заданием.

Открываем посылку и находим: глобус, краску, кисти, цветную бумагу, игрушечных человечков и письмо от Почемучкина с просьбой сделать макет «Смена дня и ночи» и подготовить рассказ для соседней группы.

Коллективная работа над макетом.

Испытание макета.

Составление рассказа для соседней группы.

Предложить родителям подготовить презентацию к рассказу ребенка.

Чеверг 29.03.2023

 

Придя утром в группу, дети находят Знайку в спальне с костюмами ( Ночи, дня и солнца). Знайка рассказывает ребятам о том, что он рассказал Почемучкину сказку о смене дня и ночи, которую они читали, ему она понравилась. Почемучкин предложил рассказать и показать сказку ребятам соседней группы «О смене дня и ночи».

Показ сказки.

Детский лекторий: Рассказ о смене дня и ночи,

Что такое солнце?

Показ и рассказ об опыте «Растения в темноте и на солнце»

«Как влияет солнце на растения».

 

Пятница 30.03.2023

 

Получаем вопрос от Почемучкина «Как сменяются времена года»

Просмотр познавательного мультфильма «О смене времен года»

Беседа по увиденному мультфильму.

Инсценировка «Смена времен года» (костюмы Земля и Солнце)

 

Понедельник 03.04.2023

 

Дети находят возле Знайки коробочку с вопросом « Есть ли семья у Солнышка» и маленькими планетами.

Просмотр познавательного мультфильма «Солнышкина семья»

Беседа по увиденному мультфильму.

Продуктивная деятельность: «Макет солнечной системы» (Делаем солнце)

 

Вторник 04.04.2023

 

Получаем письмо от Почемучкина о том, что его друг кот Семен побывал в космосе и записал видео о планетах.

И отправил эти фильмы ребятам.

Знакомство с Меркурием. Просмотр познавательного фильма «Меркурий. Ученый кот Семен».

Беседа по увиденному видео.

Продолжение работы над макетом «Солнечная система» (делаем Меркурий)

 

Среда 05. 04.2023

 

Знакомство с Венерой. Просмотр познавательного фильма «Венера. Ученый кот Семен».

Беседа по увиденному видео .

Продолжение работы над макетом «Солнечная система» (делаем Венеру)

 

         Четверг 06.04.2023.   

 

Знакомство с планетой Земля. Просмотр познавательного фильма «Земля. Ученый кот Семен».

Беседа по увиденному видео.

Продолжение работы над макетом «Солнечная система» (делаем Земля)

 

Пятница 07.04.2023.

 

Знакомство с Венерой. Просмотр познавательного фильма «Марс. Ученый кот Семен».

Беседа по увиденному видео.

Пластилинография «Марс»

Продолжение работы над макетом «Солнечная система» (делаем Марс)

 

Понедельник 08.04.2023.

 

Повторение изученных планет. Просмотр познавательного фильма «Солнечная система. Ученый кот Семен».

Беседа по увиденному видео.

Продолжение работы над макетом «Солнечная система» (делаем фон солнечной системы)

 

Вторник 11.04.2023

 

Знакомство с Юпитер. Просмотр познавательного фильма «Юпитер. Ученый кот Семен».

Беседа по увиденному видео.

Продолжение работы над макетом «Солнечная система» (делаем Юпитер)

 

Среда 12.11.2023

 

Знакомство с Венерой. Просмотр познавательного фильма «Сатурн. Ученый кот Семен».

Беседа по увиденному видео.

Продолжение работы над макетом «Солнечная система» (делаем Сатурн)

Предложить подготовить рассказ об одной из планет для детского лектория.

Четверг 13.04.2023                                        

 

Знакомство с планетой Уран. Просмотр познавательного фильма «Венера. Ученый кот Семен».

Беседа по увиденному видео.

Продолжение работы над макетом «Солнечная система» (делаем Уран)

 

Пятница 14.04.2023.

 

Знакомство с планетой Нептун. Просмотр познавательного фильма «Венера. Ученый кот Семен».

Беседа по увиденному видео.

Продолжение работы над макетом «Солнечная система» (делаемНептун)

Детский лекторий «Планеты Солнечной системы»:

Показ макета   и рассказ о планетах солнечной системы.

 

Понедельник 17.04.2023.

 

Утром с ребятами через видео звонок связывается профессор Почемучкин и предлагает им отправиться в виртуальное путешествие в космос. Но перед этим ребятам предстоит спроектировать ракету и подготовиться к полету.

Продуктивная деятельность: Рисование «Космическая ракета»

 

Вторник 18.04.2023

 

Ребятам приходит приглашение от кота Семена на космодром для подготовки к космическому полету.

Спортивное развлечение «Подготовка к полету в космос»

 

Среда 19.04.2023

 

Экспериментирование: «Запуск ракеты» (ракета на топливе: сода и уксус).

 

Четверг 20.04.2023

 

Придя утром в группу, дети находят в руках у Знайки большую коробку. Знайка рассказывает ребятам о том, что это посылка от Почемучкина с подарком.

Открываем посылку и находим: набор для раскопок и изучения «Сокровища солнечной системы» и письмо от Почемучкина с благодарностью за рассказ и показ планет солнечной системы.

Коллективная работа с набором « Сокровища солнечной системы».

 

Пятница 21.04.2023

 

Работа с набором «Сокровища солнечной системы». Оформление стенда с камнями.

 

Диагностика знаний детей по темам проекта проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Что такое солнце?
  • Как влияет солнце на растения, животных и человека.
  • Как сменяются день и ночь?
  • Как происходит смена времен года?
  • Вспомни планеты Солнечной системы.

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно 2 ребенка, а после завершения проекта, на те же самые вопросы ответили 15 детей.

Итоги проекта:

Вот и закончилась первая научная экспедиция юных исследователей из группы «Знайки».

Наших юных ученых еще ждет много неожиданных открытий, но благодаря данному проекту «Солнечная экспедиция», в игровой форме, ребята получили свои первые знания о солнце и планетах солнечной системы.

В ходе проекта ребята провели свои первые эксперименты, сформировали умения наблюдать, делать элементарные выводы из своих наблюдений.

Многое делали своими руками, благодаря чему пополнилась развивающая среда группы. В группе появились макеты «Смена дня и ночи», макет «Солнечная система», появилась коллекция камней, картотеки дидактических, подвижных, речевых, пальчиковых игр по темам проекта.

В данном проекте активное участие принимали родители: проводили мастер-класс, помогали с подготовкой детей к детским лекториям, готовили материалы для макетов и экспериментов.

Список литературы и интернет ресурсов:

Е.А. Сыпченко Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.-Спб:ООО «Издательство Детство-пресс», 2012

В. И. Цветков «Звёздное небо», ЭКСМО, Москва, 2014 год.

Е. П. Левитан «Малышам о звёздах и планетах», Москва, «Педагогика-Пресс», 1993 год.

В. В. Владимиров «Что такое астрономия и как люди её используют?», Дом Издательства Печати и Книготорговли «Капитал», 2016 год.

В. И. Цветков «Энциклопедия для детского сада: планета Земля», ЭКСМО, Москва, 2012 год.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год