Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт использования сенсорно-игрового оборудования в познавательном развитии детей с особыми возможностями здоровья
Дефектология
Автор: Дегтерева Ирина Юрьевна   
29.03.2024 12:06

Опыт использования сенсорно-игрового оборудования в познавательном развитии детей с особыми возможностями здоровьяОпыт использования сенсорно-игрового оборудования в познавательном развитии детей с особыми возможностями здоровья

Дегтерeва Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 1034

Аннотация: Статья о совместном опыте работы учителя-дефектолога и воспитателя по познавательному развитию детей с особыми возможностями здоровья с использованием специального сенсорно-развивающего оборудования «Dusyma».

Ключевые слова: дети с особыми возможностями здоровья; развитие произвольного внимания и памяти, формирование перцептивных действий и развитие сенсорных эталонов, обогащение представлений о внешних свойствах предметов; развитие слухового, зрительного, пространственного, тактильно-двигательного восприятия; обогащённая предметная среда, специальное сенсорное оборудование.

 

скачать конспект

«Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти»

(От рождения до школы. ПОП ДО)

В соответствии с основной целью познавательного развития перед нами – специалистами и воспитателями, работающими с детьми со сложными дефектами и сопутствующими основному диагнозу нарушениями: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, стоят задачи:

  • формирование перцептивных действий (помогающих обследованию предметов и их сенсорных свойств);
  • развитие разных видов восприятия, внимания, памяти, мышления, возможное на данном этапе и с учётом особых потребностей и возможностей ребёнка;
  • развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности (развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации).

Решая эти задачи, мы, педагоги, продумываемспособы предъявления материала ребёнку с ОВЗ, облегчая ему восприятие и усвоение, несмотря на низкий, чаще всего, исходный уровень его развития и замедленный темп усвоения им материала:

  • наглядный показ с комментарием;
  • словесно-жестовая форма объяснений;
  • составление и использование при объяснении кратких, доступных для понимания инструкций;
  • опора при обучении на сохранные анализаторы.

Именно таким требованиям к способам предъявления материала и его содержанию отвечает сенсорное оборудование «Dusyma» при использовании его в организации с детьми выполнения игровых заданий и упражнений, обеспечивая решение названных выше сенсорно-познавательных задач.

Например, игра «Найди фигурке место (фото 3-1, 2, 3)» — состоит из деревянного плато, в котором вырезаны контуры 24 различных фигур и матерчатого мешочка для фигур.

Задачи: способствует развитию:

  • осязания,
  • кратковременнойпамяти,
  • концентрации внимания,
  • расширению словарногозапаса,
  • мелкой моторикерук.

Ход игры:

  • Плато и мешочек с фигурками приносят на стол или коврик на полу.
  • Фигурку вынимают из матерчатого мешочка или берут с подноса.
  • Находят на плато место для этой фигурки.
  • Ребенок называет фигурку или повторяет её название за воспитателем.

Варианты работы:

  1. Найди место на плато. (Работа аналогична предыдущему варианту, но место на плато находят с завязанными глазами).
  2. Групповая игра. (Вынимают фигурку и находят ей место на плато поочереди 2-3 детей).
  3. Найди на ощупь. (Ребенок ищет нужную ему фигурку для места на плато в мешочке на ощупь).

Игра «Запомни звук (фото 4 – 1,2)» — 16 полых, не прозрачных кубиков (4×4×4 см) с различными наполнителями, которые при встряхивании кубиков издают разные звуки, уложены в деревянную коробку (19×19×6 см) с выдвижной крышкой из оргстекла. Одна из граней каждого кубика прозрачна (для зрительного контроля и закреплена винтами, так что ее можно снять и поменять наполнитель.

Задачи: игра способствует развитию:

  • слухового восприятия;
  • пробуждению акустического внимания;
  • концентрации внимания, его произвольности;
  • краткосрочной памяти;
  • развитие мелкой моторики рук.

Ход:

  • Игру проводят за столом или на коврике.
  • Для начала отбирают кубики с наиболее контрастным звучанием (2-3п.)
  • Педагог обращает внимание ребенка на то, что они одинаковы на вид.
  • Затем берет один кубик тремя пальцами, не зажимая в кулаке, чтобы не оглушать звук, и встряхивает несколько раз.
  • Спрашивает, слышит ли ребёнок звук и предлагает ему самому встряхнуть и послушать.
  • Педагог объясняет, что они вместе будут искать кубик с точно таким же звуком: встряхивать (по очереди у каждого уха), слушать, сравнивать, пока не найдут пару.
  • Найденный ставят рядом с первым, встряхивают их по очереди, сравнивают.
  • При сомнении ставят кубик в сторону, продолжают искать пару.
  • Далее ищут другие пары среди отобранных для игры описанным выше способом.
  • Когда все пары найдены, проводится контроль ошибок (смотрят на содержимое кубиков через прозрачную крышку).
  • Кубики убирают в коробку.

Варианты:

  1. Подбор пар с большим количеством кубиков.
  2. Нахождение пар с завязанными глазами.
  3. Построение сериационного ряда от тихогок громкому и наоборот.
  4. Игра на расстоянии (Нахождение одинаковых пар, когда кубики стоят на разных столах, находящихся на некотором расстоянии друг от друга; ребенку необходимо запомнить шум и вспомнить его через некоторое время, необходимое для перехода от одного стола к другому).
  5. Групповая игра. (Несколько детей (3-5) берут по одному или два кубика. Один ребенок – ведущий, берет один кубик, встряхивает его, подходит к остальным детям по очереди, и просит их встряхнуть свои кубики. При нахождении пары он отдаёт свой кубик ребенку, у которого нашелся такой же, а сам берёт из коробки следующий и снова ищет к нему пару у детей).

Игра «Тактильная пирамида (фото 5)» — пирамида высотой 45 см состоит из основания диаметром 19 см, шести кубиков (6×6×6 см), имеющих тактильные поверхности различной текстуры и цвета, и двух стержней – закрепленного, на который нанизываются кубики, и подвижного, который можно вставить в пирамиду, если она собрана правильно.

Задачи: игра способствует развитию:

  • тактильных и зрительных ощущений,
  • кратковременной памяти,
  • концентрации внимания,
  • расширению словарного запаса,
  • координации движений.

Ход:

  • Пирамида приносится на стол или ковер на полу.
  • Незакрепленный стержень вынимается и кубики поворачивают вокруг своей оси в беспорядке.
  • Ребенку предлагают так повернуть кубики, чтоб одинаковые, по тактильным ощущениям, грани двух соседних кубиков снова оказались на одной вертикальной прямой (друг под другом).

Варианты:

  1. Работа с закрытыми глазами (Для контроля ошибок служит цвет граней).
  2. Составление пирамиды (Выложить кубики в беспорядке на ковер. Предложить ребенку подобрать пары кубиков с одинаковыми (на ощупь) верхними гранями и составить пирамиду).
  3. Групповая игра. (Дети берут по одному кубику и подходя друг к другу пытаются создать пару. Те, кто нашел одинаковые звуки берутся за руки).
  4. Определение направления звука. (Ребенок или несколько детей садятся на стулья или ковер и закрывают глаза. Педагог или другой ребенок, находясь в каком-либо месте комнаты издает звук – встряхивает кубик, и отходит в другое место. Дети должны определить откуда шел звук).
  5. Определение звучащего наполнителя. (Дети запоминают, какой наполнитель в кубике, как звучит, а потом отгадывают, какой звук издает кубик).
  6. Что шумит — связь с реальной жизнью. (Дети слушают разные шумы, определяют и называют, какие предметы их издают: машина, дверь, погремушка, фольга, бумага, льющаяся вода и т.д.)

Игра «Мягче–жестче (фото 6)» -6 пар кубиков (4×4×4 см) в деревянной коробке с выдвижной крышкой. На одной из граней кубиков имеется красный кружок, одинаковый по жесткости у кубиков каждой пары и различающийся у разных пар. На обратной стороне пар – одинаковые рисунки (для зрительного контроля). Жесткость оценивается на ощупь по сопротивлению, оказываемому при нажатии.

Задачи: игра способствует развитию:

  • тактильных ощущений;
  • краткосрочной памяти;
  • концентрации и произвольности внимания;
  • мелкой моторики рук;
  • коммуникативного взаимодействия со взрослым;
  • зрительного восприятия.

Ход:

  • Для первой презентации лучше выбрать 3 пары кубиков с наиболее контрастной жесткостью
  • Кубики приносят на рабочий стол (все они лежат красными кружками вверх и выкладываются одинаковые наборы в два ряда),
  • Из одного ряда педагог (позднее – ребёнок) вынимает один кубик, ставит на стол, из другого подбирается ему (с помощью нажатия указательным пальцем на красный кружок всех кубиков этого ряда) парный кубик,
  • Делается и подчёркивается вывод об одинаковом усилии при нажатии.
  • После нахождения всех пар проводится контроль ошибок (сначала при нажатии сравнивают усилия, а затем с помощью зрительного контроля – по узорам на обратной стороне (у одинаковых пар узор совпадает),
  • По окончании работы кубики убираются обратно в коробку.

Варианты:

  1. Подбор пар с закрытыми глазами.
  2. Игра на расстоянии. (Часть кубиков раздается детям, а парные им кубики лежат на столе, дети подбирают пару к своему кубику).
  3. Построение сериационного ряда от жесткого нажатия к мягкому или наоборот.
  4. Подбор пар нажатием на кружки не указательным пальцем, а любыми другими; с использованием другой руки.
  5. Групповая игра. (Парные кубики раздаются детям, они ищут себе подходящую пару, берутся за руки и ждут, пока все пары не будут найдены. Затем кубики одновременно переворачиваются, чтобы узнать с помощью зрительного контроля, правильно ли нашли пару, все ли изображения совпали).

Литература:

  1. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида /Сост. С.М. Босова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. –М.: Владос, 2001.
  3. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребёнком. – М.: Теревинф, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год