Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Пропедевтический этап дошкольного образования детей с ОВЗ
Дефектология
Автор: Колесникова Ольга Анатольевна Яцюк Валентина Викторовна   
20.05.2023 09:39

Пропедевтический этап дошкольного образования детей с ОВЗПропедевтический этап дошкольного образования детей с ОВЗ

  • Колесникова О.А., учитель-дефектолог,
  • Яцюк В.В., воспитатель

«Детский сад №1 «Буратино», Иркутская область, г. Шелехов

Коррекционно — образовательная деятельность с дошкольниками, в условиях группы компенсирующей направленности детского сада, организуется также с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Трудности в создании особых образовательных условий связаны, в первую очередь, с нарушением у детей социального взаимодействия, низким уровнем предсказуемости динамики.

 

«Отмеченные особые образовательные потребности отражают специфические для РАС проблемы воспитания и обучения, однако, помимо них, трудности образовательного процесса могут быть связаны со следствиями особых образовательных потребностей (например, искажение и задержка речевого развития в силу невозможности восприятия сукцессивно организованных процессов), а также с коморбидными расстройствами. Это полностью согласуется с практикой: как правило, у ребёнка с РАС помимо сугубо аутистических проявлений могут быть и другие, свойственные не только аутизму расстройства (интеллектуальные, речевые, сенсорные, двигательные)» [2, с.61].

К особым образовательным потребностям обучающихся с РАС относятся:

  • коррекция особенностей восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик
  • преодоление искаженности потребности в вербальном и невербальном общении и развивающихся вторично (или сочетанных) нарушений форм коммуникации
  • создание предпосылок для понимания мотивов, лежащих в основе поступков, действий, поведения других людей, для развития социального взаимодействия
  • смягчение обусловленных аутизмом особенностей поведения, затрудняющих учебный процесс, взаимодействие с другими людьми, в тяжелых случаях — пребывание в обществе, в коллективе.

При построении образовательного процесса мы опираемся на классификацию DSM-5 ( «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» пятого пересмотра, разработанное и опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией), это помогает определить уровень потребности в поддержке.

Дефектологическая работа заключается в выделении проблем ребенка, которые требуют комплексной коррекции, определения образовательной траектории, мониторинга реализации принятой индивидуальной коррекционно-образовательной программы.

Решение о выборе методической помощи принимает учитель-дефектолог, непосредственно работающий с данным ребёнком, он будет зависеть от наличия достаточного уровня собственных ресурсов ребенка.

Пропедевтический этап является ведущим при подготовке ребенка с РАС к школьному обучению. Он включает навыки самообслуживания и бытовые навыки, социально-коммуникативные, поведенческие, организационные, академические задачи. Если нарушения развития носят достаточно тяжелый характер, то основной акцент в работе делается на формирование у ребенка жизненных компетенций.

Рассмотрим подробнее задачи пропедевтического этапа. Для ребенка с РАС оптимальным уровнем будет считаться сформированность социально-коммуникативных функций, которые позволят ребенку общаться со взрослыми и сверстниками. Анализируя опыт работы с данной категорией детей, можно утверждать, что подобный уровень достигается крайне редко.

Мы стараемся добиться уровня коммуникации, при котором ребенок способен находиться в одном помещении со сверстниками и воспринимать на слух инструкцию.

Использование поведенческих методик обеспечивает дошкольнику с РАС возможность обучения.

Для решения организационных проблем перехода к обучению в школе, необходимо приучать ребенка к соблюдению требований школы: сохранять необходимый уровень работоспособности, спокойно относиться к чередованию уроков и перемен (что с учётом стереотипности детей с аутизмом не всегда легко), уметь правильно (хотя бы не асоциально) вести себя в различных ситуациях.

Для этого мы рекомендуем родителям заранее пройти обследование на ТПМПК и начать подготовку к школе (на базе школы, которую будет посещать ребенок), это повышает возможность более успешной адаптации к школе.

Навыки самообслуживания и бытовые навыки, необходимые ребёнку с аутизмом к началу обучения в школе, прививаются на протяжении всего пребывания ребенка в группе. Его обучают самостоятельно раздеваться и одеваться, самостоятельно принимать пищу, справляться со своими проблемами в туалете.

Опыт обучения детей с аутизмом академическим навыкам, позволяет сделать вывод о существенном отличии использования приемов работы с детьми с нормотипичным развитием.

Особенно это отмечается в обучении детей написанию письменных букв и технике безотрывного письма, выполнению правил оформления письменной работы: поля, красная строка, где принято пропускать строку, правила исправления ошибок написания. Если ребенок с аутизмом усвоит эти правила, то в дальнейшем это во многом облегчит ему выполнение письменных заданий.

Обучение технике чтения даётся легче, если при обучении учитываются особенности развития ребёнка с аутизмом.

Не исключено, что экспрессивную речь сформировать не удастся, но выученные буквы (в дальнейшем — слоги) станут предпосылкой для узнавания слов в рамках так называемого «глобального чтения», для использования письменных табличек в целях элементарной коммуникации.

В целом можно заключить, что обучение аутичных детей не только возможно, но и необходимо, но при этом необходимо соблюдать условия:

  • опережающая готовность ребенка к школьному обучению в плане академических навыков;
  • определенный уровень социальной адаптации, способность к жизни в коллективе;
  • психолого-педагогическая поддержка специалистов по коррекции РАС;
  • достаточной дефектологической подготовленности учителя массовой школы;

«Стоящие перед педагогом ДОУ или общеобразовательной (массовой) школы проблемы очерчены ясно, и решение представляется достаточно просто: индивидуальный подход с учетом проявлений аутизма, таких как ранимость, повышенная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, часто замедленность реакции, отсроченность результатов обучения (ребенок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время), трудность восприятия фронтальных занятий в сравнении с индивидуальными, трудность ответа у доски и др. Главное условие успешной помощи аутичному ребенку, обучающемуся в массовой школе — не торопиться с выводами и организационными решениями» [1, с.7].

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного обучения представлены в соответствии с подгруппами детей с РАС и зависят от уровня тяжести нарушения.

От успешности решения проблем пропедевтического периода зависит уровень жизненной компетенции и дальнейшее обучение ребенка в школе.

Литература

  1. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). М.: Изд-во "СигналЪ", 2002
  2. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год