Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рекомендации для педагогов по формированию навыка подбора родственных слов у старших дошкольников с ЗПР
Дефектология
Автор: Свалова Олеся Викторовна   
26.12.2021 18:48

Рекомендации для педагогов по формированию навыка подбора родственных слов у старших дошкольников с ЗПРРекомендации для педагогов по формированию навыка подбора родственных слов у старших дошкольников с ЗПР

Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют бедный словарный запас: не понимают, не знают значения многих слов, не умеют правильно употребить слова. Их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Дети с ЗПР без предварительного обучения с заданиями на подбор родственных слов не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи — обогащение словарного запаса через работу по формированию навыка подбора родственных слов.

Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику. Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.

Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Педагог подбирает упражнения в зависимости от уровня развития детей.

Подготовительный этап — необходимо познакомить детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов.

 

1. Предварительный подбор педагогом родственных слов.

Выбранные слова должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастному, интеллектуальному и речевому развитию.

2. Знакомство детей с группой родственных слов, их припоминание и воспроизведение.

Чтение педагогом слов с установкой на запоминание. Акцентируется внимание на общую звуковую часть, после чего поясняется смысловая общность слов. Припоминание детьми родственных слов (в игре с мячом), составление каждым ребенком предложений с одним из предлагаемых слов.

Коррекционный этап — сформировать навыки применения родственных слов в устной речи.

1. Выделение главного слова, от которого образованы все слова данной группы.

Чтение педагогом родственных слов с установкой на выделение главного слова. Составление каждым ребенком предложения с главным словом.

2. Исключение лишнего слова (слов) из группы родственных слов.

Чтение педагогом родственных слов с установкой на отыскание, запоминание слова (слов), иногда похожего по звучанию, но обязательно не подходящего по смыслу ко всем остальным словам. Составление предложения каждым ребенком с лишним словом.

3. Группировка слов в разные родственные группы «семьи».

Чтение педагогом двух смешанных групп родственных слов с установкой на отыскание, запоминание главных слов каждой группы. Распределение детей на две команды. Повторное чтение слов с установкой на запоминание родственных слов для своей команды, соответствующих заданному главному слову. Припоминание и называние командами своих родственных слов в игре с мячом.

4. Образование родственных слов.

- По образцу педагога

- По вопросам педагога

5. Образование родственных слов.

- По опорным схемам.

Слово, которое говорят, когда «предмета много». Слово, обозначающее большой предмет. Слово, обозначающее уменьшенный предмет. Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом. Слово-действие. Слова-признаки.

6. Самостоятельное образование родственных слов.

Без опоры на образец, вопрос или схему. В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.

Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.

Поэтому для более успешного формирования навыка подбора родственных слов у старших дошкольников с ЗПР, включаю в свою работу такие игры и упражнения:

«Какое слово длиннее?»

Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку.

Ход упражнения. С помощью вопросов уточняется значение слов (двор – дворник, гриб – грибник) изображенных на картинке, устанавливается семантическая общность слов. Дается задание определить, какое слово длиннее

«Запомни, повтори»

Цель: увеличивать объём слуховой линейной памяти до 5-ти единиц.

Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит (грибок, гриб, грибник, грибной, грибница)

«Лото»

Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово.

Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.

«Ответь на вопросы»

Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам педагога

Ход упражнения. Педагог задаёт детям вопросы, дети отвечают:

  1. Как называется одежда, которую мы носим зимой? Зимняя
  2. Какие птицы остаются зимовать? Назовите их одним словом. Зимующие
  3. Назовите зиму ласково. Зимушка
  4. Если хлеб посеяли под зиму, то он какой? Озимый
  5. Зверь в лесу пережил зиму. Что он сделал? Перезимовал

«Найди лишнюю картинку»

Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память

Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя.

Упражнение: «Четвёртый лишний»

Цель: формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «Лишнее».

Ход. Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?

  • Садик, садовод, сад, салат.
  • Садовник, всадник, рассада, сады.

Назвать лишнее слово, используя картинный материал.

Упражнение: «Узнай слово по его описанию».

Цель: познакомить с понятием «родственные слова». Расширять слова новыми словами.

Ход упражнения: Посмотрите на картинки, узнайте слово по его описанию.

  • Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)
  • Человек, который ухаживает за садом. (Садовник)
  • Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю (Рассада)
  • Молодое деревце, которое выращено для посадки в саду (Саженец)
  • Инструменты, которыми работают в саду (садовые)
  • Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу (дет. Сад)
  • Человек, который разводит сады (Садовод)

«Родственники»

Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам

Оборудование. Схемы слов

1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение

2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом.

Упражнение: «Вспомни – назови».

Цель: учить выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.

Ход. Послушайте стихотворение и назовите родственные слова.

Зимушка – зима сменила

Дождь осенний на мороз,

Озимые снежком прикрыла

И щиплет ребятню за нос.

Медведь в берлогу на зимовку

Залёг до будущей весны.

Клесты, зимующие птицы,

Гнездятся на ветвях сосны.

По-зимнему природа нарядилась,

И зимние забавы допоздна

Ребятам на прогулках подарила,

Покуда не пришла весна.

(Кулакова Т.В.)

Упражнение — ребусы.

Цель: учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.

  • Составить слово по первым звукам названий картинок.
  • Прочитать слово, расположив буквы по высоте.
  • Записать буквы по цифрам. Прочитать слово.
  • Догадайтесь, какое слово «спряталось»?

Упражнение: «Отгадай слово».

Цель: развивать у детей фонематический слух, т.е. умение слышать звуки в слове, определять место звука в слове.

Ход. Чтобы отгадать слово, надо заполнить клеточки буквами по порядку.

- Назовите звук, с которого начинается второй слог в слове наводнять.

- Назовите звук, который слышим между согласными звуками в и д в слове водный.

- Назовите 3-й звук в слове водовоз.

- Назовите звук, который слышится перед звуком ч в слове водичка.

- Назовите звук, который слышится после звука д в слове вода.

Упражнение: «Закончи предложения».

Цель. Формировать умение подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову вода.

В речку течёт чистая ключевая … вода.

Лисичка – сестричка пьёт из речки... водичку.

В море ремонтируют корабли …водолазы.

Цып-цып, цыплятки, кто меня боится, тому не дам … водицы.

Этот сказочный герой зовётся просто …Водяной.

Весёлой шумною толпой коровы шли на … водопой.

Упражнение: «Перескажи рассказ».

Цель: учить находить в тексте родственные слова. Продолжать закреплять навыки пересказа связного текста.

- Чтение детям текста.

- Беседа по его содержанию.

- Разбор незнакомых слов.

- Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов.

Оля рассматривала дома цветные картинки. Она увидела из окна красивые, яркие цветы. Девочка вышла во двор и подошла к цветнику. За ним ухаживала цветовод тетя Аня. На плечах у нее был цветастый платок. Над цветами порхали пестрые бабочки. Они садились на цветки и пили цветочный нектар. Оля любовалась цветущими растениями.

Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка с ЗПР, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Список литературы:

  1. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико — грамматические упражнения и словарь для детей 6 — 8 лет. Выпуск 1. Пособие для педагогов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. — 24 с.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Союз», 2001. — 224 с.
  3. Лебедева Л.В., Козина И.В., и др. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие. — М, Центр педагогического образования, 2009. — 64 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (360) выйдет
3 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год