Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Карты – помощницы для развития логического мышления детей с ЗПР»
Дефектология
Автор: Кравченко Е.Е., Политыко Н.М.   
11.04.2021 07:15

«Карты – помощницы для развития логического мышления детей с ЗПР»«Карты – помощницы для развития логического мышления детей с ЗПР»

  • Учитель-дефектолог: Кравченко Е.Е.
  • Учитель-логопед: Политыко Н.М.

У детей с ЗПР наблюдается задержанный темп формирования мыслительных операций, что в дальнейшем отрицательно скажется на обучении в школе. Такому ребенку сложно будет осваивать общеобразовательную школьную программу. Поэтому очень важно, чтобы педагоги детского сада, а также родители, как можно раньше начали работать над развитием мышления у детей с ЗПР.

Главная особенность детей с ЗПР — это несформированность внимания, влияющего на процесс обучения. Оно неустойчиво, объём его снижен. У этих детей недостаточная продуктивность памяти, неточность и трудность воспроизведения. Память ограничена в объёме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической. Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Наглядно – действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно – образное и, особенно, словесно – логическое. На низком уровне сформированы операции анализа, синтеза,

 

Речь детей с ЗПР характеризуется своими недостатками, которые легко уловимы при обычном общении. Речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны. Плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям педагога, долго выполнять учебные задания.

Для повышения речевой активности и развития логического мышления мы, совместно с учителем-логопедом, в работе стали использовать план-карты, с детьми мы их назвали: карты-помощницы.

Использование в работе карт-помощниц — это уникальный и простой метод запоминания информации, который особенно эффективен для дошкольников. Основным достоинством применения карт-помощниц, в работе с дошкольниками с ЗПР стала:

  • возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход;
  • активное речевое взаимодействие детей, многократное проговаривание материала в совместной деятельности, что содействует развитию речи, способности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • возможность анализировать различные проблемы и находить их решения, используя уже имеющиеся знания,
  • развивать мышление и психические функции;
  • сочетание индивидуальной, групповой работа воспитанников с проблемной ситуацией;

Карта-помощница составляется следующим образом:

  1. Обозначается общая тема.
  2. «Мозговой штурм» — подбор слов-ассоциаций по теме.
  3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.
  4. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.
  5. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
  6. Составляется карта.

Применение карт-помощниц предполагает вариативность использования в соответствии с задачами образовательной деятельности и уровнем развития детей, степени участия детей, родителей, педагогов:

  • совместное изготовление карт-помощниц педагогами и детьми
  • самостоятельная работа детей по изготовлению карт (итоговое мероприятие)
  • изготовление карт родителями совместно с детьми (домашнее задание).

Использование карт-помощниц повышает работоспособность детей с ЗПР, так как устная работа чередуется с практической работой, составление карт-помощниц развивает мышление, как логическое, так и творческое. Развивается память. Ребенок сразу видит много информации, которая представлена наглядно. Такая информация запоминается быстро и надолго, в отличие от текста. Карты-помощницы способствуют развитию речи. Увеличивается словарный запас детей с ЗПР, повышается речевая активность.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение карт-помощниц даёт положительный результат в работе с детьми с задержкой психического развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (214) выйдет
24 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год