Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР и ОНР по теме: «Путешествие лесных жителей» и в рамках лексической темы «Транспорт».
Дефектология
Автор: Данченкова Светлана Николаевна   
31.03.2020 22:48

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР и ОНР по теме: «Путешествие лесных жителей» и в рамках лексической темы «Транспорт».Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР и ОНР по теме: «Путешествие лесных жителей» и в рамках лексической темы «Транспорт».

Цель: уточнять и расширять представления детей о транспорте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • развивать познавательный интерес воспитанников
  • Активизировать знания детей о транспорте, его частях, отличительных способностей
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно
  • учить дифференцировать транспорт по месту передвижения

Коррекционно-развивающие:

  • развивать пространственные понятия
  • развивать эмоционально-волевую сферу, умение определять свои эмоции
  • развивать мелкую и общую моторику
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи
  • закреплять умение ориентироваться в пространстве
  • развивать глазодвигательную функцию и пространственное восприятие
  • учить отвечать на вопросы полным развёрнутым ответом
  • развивать фонематический слух
  • развивать произвольное внимание
  • развивать высшие психические функции

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, активность на занятии
  • развивать желание и интерес рассказывать по собственному желанию
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимной поддержки, доброжелательности
  • воспитание творческой активности и умения слушать друг друга.

Оборудование:

Для педагога: маска и элемент костюма Совы и Дятла; видео обращение от Белки; аудиозапись со звуками транспорта; световой куб; ёмкость с водой; сигнал зелёного и красного цвета;

Для воспитанников: маски и элементы костюмов диких животных; «волшебное зеркало»; «зеркало – солнышко»; изображения транспорта на листочках (автомобиль без колеса, кабина трактора без двери, лодка без весла, грузовой автомобиль без кузова, бульдозер без ковша); автомобильные рули; комплект для игры «Лодочки»; банкетка; тарелка белыми салфетками; картинки с изображением транспорта; деревянные молоточки; игрушечные автомобили с отсутствием некоторых деталей;

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог встречает детей перед входной дверью в групповое помещение и обращается к детям:

Учитель-дефектолог: доброе утро девочки и мальчики! Я очень хочу с вами поиграть, а у вас есть такое желание? (Ответы детей)

Учитель-дефектолог: тогда скорее называйте предмет мебели и мы сможем пройти дальше.

Дети по очереди называют предмет мебели с целью повторения ранее изученной лексической темы.

- Молодцы! Теперь мы смело можем идти дальше!

Педагог и дети заходят в групповое помещение и видят, что на стульчиках детей лежат маски и элементы костюмов лесных жителей — волк, заяц, лиса, белка, медведь, ёж. В момент появления детей группе включается «волшебная мелодия».

Учитель-дефектолог: дети, как вы думаете, чьи это костюмы? (Ответы детей)

- А для чего на ваших стульчиках лежат эти костюмы? (Ответы детей)

Учитель-дефектолог: дети, а для меня на стуле тоже есть костюм Совы, предлагаю скорее надеть их и превратиться в лесных жителей (в момент переодевания детей громкость мелодии увеличивается).

После того, как дети наденут костюмы, «волшебная мелодия» затихает.

- Аня, в какого лесного жителя ты превратилась? (Педагог побуждает детей отвечать полными ответами)

Ребёнок: я надела костюм и превратилась в белку (аналогичная беседа проводится со всеми воспитанниками).

Игра на приветствие, сплочение и объединение детско-взрослого коллектива «Моя улыбка».

Учитель-дефектолог: дети, а у меня есть волшебное зеркало, которое подарит нам хорошее настроение перед путешествием.

Педагог достаёт зеркало, оформленное в виде солнца, а к середине приклеен зеркальный круг и его края замаскированы так, чтобы было безопасно брать в руки.

- Каждому из нас нужно будет посмотреть в это зеркало, улыбнуться и сказать: «Я тебе желаю хорошего настроения!» Затем зеркало нужно передать соседу слева. Посмотрите, как я заряжусь хорошим настроением (педагог выполняет правила игры и передаёт волшебное зеркало ребёнку слева).

Игра проводится под спокойную мелодию.

Психогимнастика «Волшебное зеркало».

«Волшебное зеркало» изготовлено из стоек (спортивного оборудования) и нарезанных длинных вертикальных полос из фольги, которые прикреплены к верхней горизонтальной спортивной палке.

Учитель-дефектолог: теперь мы все вместе пройдём через «волшебное зеркало», чтобы отправиться в путешествие.

Игра проводится под сказочную мелодию. После того, как педагог и дети прошли «сквозь зеркало», неожиданно раздаётся звук поезда.

Учитель-дефектолог: дети, звук какого транспорта мы слышим? (Ответы детей) скорее садитесь на поезд (педагог и дети выстраиваются друг за другом, и под звук движущегося поезда едут по полянке, произнося соответствующие звуки).

Дети подъезжают к полянке и видят на земле увеличенные по размеру листочки, на которых изображен разный транспорт, но без какой-либо детали. Звук движущегося поезда затихает.

Изображения транспорта на листочках:

- автомобиль без колеса

- кабина трактора без двери

- лодка без весла

- грузовой автомобиль без кузова

- бульдозер без ковша

Учитель-дефектолог: вот на этой полянке мы немного отдохнём.

«Выйдя из поезда», дети обращают внимание на упавшие листочки.

Учитель-дефектолог: дети, назовите, что вы видите на этих листочках (педагог следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом, чётко проговаривая окончания).

- Мальчики, как вы думаете, кто из лесных жителей потерял эти листочки?

Дети рассуждают, отвечая на вопрос. Педагог наводящими вопросами подводит детей к тому, что листочки потерял тот, кто работает в автомастерской.

Видео обращение от мамы одной из воспитанниц.

Сразу после обращения педагога к детям, раздаётся голос — включается видео запись в ноутбуке. Ноутбук замаскирован тканями под небольшой зелёный холм. На видео записи видно, как папа одного из воспитанников в костюме дятла обращается к лесным жителям.

Родитель 1: «Внимание! Внимание! Послушайте объявление: потеряны талоны на ремонт сломанного транспорта. Всем, кто найдёт их, принесите, пожалуйста, их в автомастерскую! Дорогу вы найдёте быстро, если будете следовать моим подсказкам»

- Дети, предлагаю отправиться в автомастерскую и отдать эти листочки, иначе кому-то из лесных жителей не смогут отремонтировать транспорт. Вы согласны? (Ответы детей).

- Но наш поезд уехал, на чём же мы отправимся в путь? (Раздаётся звук движущегося автомобиля). Дети или педагог обращают внимание на лежащие рядом рули от автомобилей.

Подвижная игра «Автомобили в гараже».

Учитель-дефектолог: здесь для каждого из нас есть руль. Возьмите их. Перед тем как отправиться дальше, потренируем своё внимание. Если вы услышите автомобильный сигнал 2 раза, значит, вам нужно будет объединиться и встать в пару. Если услышите сигнал три раза, значит, объединяетесь в тройки.

Подвижная игра проводится 2-3 раза и далее дети едут за педагогом к следующей полянке. Звук движущегося автомобиля затихает.

Учитель-дефектолог: теперь перед нами река, на чём мы можем её переплыть? (Ответы детей)

Игра на развитие мелкой моторики «Лодочки».

Учитель-дефектолог: чтобы нам попасть лодку и переплыть реку, необходимо потренироваться в управлении этим транспортом. А к какому виду транспорта относится лодка? (Лодка относится к водному виду транспорта). Работать будем в паре (дети объединяются в пары).

Для игры заранее приготовлены деревянные палочки, размером примерно 20-25 сантиметров, к центру палочки приклеена атласная ленточка бежевого цвета, к краю которой прикреплена ламинированная картинка с изображением лодки. Дети, стоят друг с другом (один ребёнок держит один край палочки, а другой ребёнок держит палочку с другой стороны, оба ребёнка одновременно накручивают ленту на полку).

Учитель-дефектолог: дети, какого цвета у вас лодки? (Ответы детей)

- Какого размера ваши лодки? (Педагог выслушивает ответ каждого ребёнка)

- я убедилась, что вы умеете работать в команде, теперь мы можем сесть в большую лодку и переплыть реку.

Педагог и дети присаживаются на банкетку (имитируемую лодку) и, двигая вёслами, вырезанными из картона, переплывают на другой берег. (Широкий кусок ткани голубого цвета лежит на полу, а на нём стоит банкетка).

Учитель-дефектолог: дети, как вы думаете, почему у нас получилось переплыть реку? (Ответы детей)

- Правильно, мы справились с трудностями, потому что были вместе и помогали друг другу. Как вы думаете, в какую сторону нам двигаться дальше, может рядом будут для нас подсказки?

Дети обращают внимание на стоящий неподалёку световой куб, на крышку которого налита вода.

Учитель-дефектолог: а вот и подсказка (педагог берёт стоящую рядом тарелку, на которой лежат салфетки и записка). Послушайте внимательно, что написано на записке: «автомастерская совсем близко, но вам нужно проехать ещё на одном транспорте, а на каком, вы узнаете, проведя опыт.

Опыт «Волшебные салфетки».

Для опыта необходимо приготовить ёмкость с водой и две салфетки белого цвета. На одной салфетке тёмным фломастером нарисован силуэт самолёта, а другой салфеткой белого цвета прикрыть сверху салфетку с рисунком.

Учитель-дефектолог: Петя, возьми, пожалуйста, салфетку и опусти её в воду. Дети, что происходит с салфеткой? (Варианты ответов детей: салфетка намокла, появился рисунок).

- Ситуэт какого транспорта проявился? (Ситуэт самолёта) На каком транспорте мы будем передвигаться сейчас? К какому виду транспорта относится самолёт? (Воздушный вид транспорта).

Чистоговорки о самолёте.

Учитель-дефектолог: чтобы моторы наших самолётов заработали, нам нужно дружно и чётко произнести несколько чистоговорок, готовы?! Важно соблюдать правило «не перебивать друг друга», сначала послушайте, потом повторите.

СА – СА – СА – в небе полоса

СУ – СУ – СУ – кто нарисовал полосу?

СА – СА – СА – белая полоса

СУ – СУ – СУ – самолёт оставил полосу

СА – СА – СА – скоро исчезнет полоса

П/и «Самолёты в небе»

Учитель-дефектолог: передвигаться будем, ориентируясь на сигнал: если я покажу круг зелёного цвета – вы расправляете крылья и летите, а если круг красного цвета – идёте на посадку и останавливаетесь.

Во время игры дети расставляют руки в стороны, передвигаются в групповом помещении или останавливаются.

Учитель-дефектолог: дети, вот мы и прилетели. Мы совсем близко, теперь нужно найти картинки с изображением транспорта. (Дети обращают внимание на картинки с изображением разного вида транспорта, которые располагаются в разных сторонах доски. В это время появляется папа одного из воспитанников, переодетый в костюм дятла).

Родитель 1: здравствуйте, дети!

Учитель-дефектолог: уважаемый дятел, мы нашли Ваши талоны (ребёнок протягивает дятлу талоны).

Родитель 1: спасибо большое! Теперь я узнаю, кому необходимо отремонтировать транспорт. В знак благодарности, я приглашаю вас в мою мастерскую.

Дети и педагоги проходят к доске поближе и помимо картинок с изображением видят большой плакат с изображением действий работников автомастерской.

Гимнастика для глаз «Где мой транспорт?»

Родитель 1: дети, сейчас я буду называть вам транспорт, который уже отремонтировал, а вы будете находить его фотографию на моей стене и смотреть только глазками. Будьте внимательны!

Картинки с изображением транспорта: велосипед, скорая помощь, автобус, трактор, экскаватор.

Родитель 1: молодцы! Я заметил, что глазками вы нашли все фотографии, о которых я говорил.

Дыхательная гимнастика «Инструменты — помощники».

Родитель 1: чтобы отремонтировать сломаный транспорт, необходимоы разные инструменты: молоток, насос, пила и другие. (Родитель демонстрирует ящик с различными игрушечными инструментами).

Учитель-дефектолог: дети, а вы знаете для чего эти инструменты? (Ответы детей)

Родитель 1: например, насос необходим, чтобы накачивать колёса. Давайте попробуем это сделать вместе с вами. Представьте, что вы взяли насос (все участники изображаю действия) и накачиваете колесо: делаем глубокий вдох через нос – выдох через рот и в это время произносим протяжный звук [с]. Часто бывает необходим молоток, представьте, что ваши язычки – это молоточки. Будем твёрдым кончиком языка стучать за верхние зубки и произносить твёрдый звук [д].

Учитель-дефектолог: Уважаемый дятел, а можно и нам попробовать поработать Вашими инструментами?

Упражнение на развитие ритма «Молоточки».

Родитель 1: сначала я посмотрю, умеете ли вы работать все вместе. Проходите к рабочему месту (дети подходят к столу, на котором лежат деревянные молоточки). Я буду отстукивать ритм, вы внимательно слушайте, а потом повторите.

Далее Дятел отстукивает ритмические рисунки, воспитанники слушают, а затем повторяют.

Родитель 1: Витя (обращается к ребёнку), придумай свой ритмический рисунок, а мы попробуем за тобой повторить. Дети, слушайте внимательно! (Дети и педагоги повторяют ритмический рисунок за ребёнком)

Учитель-дефектолог: мне понравилось, что выработали слаженно, каждый из вас старался! Молодцы!

Организация сюжетно-ролевой игры «В техническом центре»

Родитель 1: я увидел, что вы уверенно владеете инструментами, поэтому прошу вас помочь мне в ремонте сломанных автомобилей.

Папа одного из воспитанников предлагает детям ящик с автомобилями, у которых недостаёт некоторых деталей и вместе с учителем-дефектологом помогают детям, направляют, подсказывают, каким образом можно отремонтировать тот или иной автомобиль. Свободная игра проводится под музыкальное сопровождение – детские песни о транспорте.

Родитель 1: дорогие мальчики и девочки! Я благодарю вас за помощь!

Учитель-дефектолог: дети, вам понравилось в мастерской у Дятла? (Ответы детей). Но нам пора возвращаться в детский сад. Дети, когда мы приземлялись, я заметила «волшебное зеркало», нам нужно пройти через него и тогда мы снова попадём в детский сад, иди за мной.

Пока дети проходят через зеркало звучит сказочная мелодия.

Итог.

Учитель-дефектолог: вот мы и вернулись в нашу любимую группу. Снимайте свои костюмы и напомните мне, пожалуйста, на каком транспорте мы передвигались в сказочном лесу? К какому виду транспорта относятся самолёт, автомобиль, лодка? Докажите своё мнение (ответы детей).

- Какие задания вам показались трудными? А в каких играх интересно было принимать участие?

Учитель-дефектолог: предлагаю и в нашей группе организовать автомастерскую, в которой мы будем вместе ухаживать за транспортом.

Далее педагог вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру с целью плавного перехода из коррекционно-развивающего занятия в свободную игровую деятельность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (174) выйдет
17 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год