Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников
Дефектология
Автор: Шилейко Елена Валентиновна   
26.10.2018 18:55

Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольниковЗначение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее интенсивного формирования их речи и имеет тенденцию к обрастанию стойкими невротическими наслоениями с последующим искажением личностного развития ребёнка.

Система коррекции заикания предполагает использование комплексного воздействия на заикающегося ребёнка, а так же осуществление дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, игра на протяжении дошкольного периода становится для ребёнка формой активного творческого отражения окружающей его жизни.

 

Она способствует развитию познавательных и нравственных сил дошкольников, благодаря тому, что ребёнок воспроизводит в действиях и речи жизнь взрослых людей, эмоционально откликается на неё, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их.

Через развитие в игре самостоятельности, инициативы, организаторских способностей дети осваивают опыт человеческих отношений.

В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми.

Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Именно поэтому в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность заикающихся. Именно в игре легче всего отрабатывать лексико-грамматические категории. Например, игру «Магазин одежды» можно использовать для обогащения словаря по теме «Одежда», для усвоения грамматических категорий «несклоняемые существительные (пальто, кашне)», «родительный падеж множественного числа имён существительных (чего много в магазине? Чего нет в магазине?)

Для заикающихся детей 4-7 лет характерна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.

В результате динамического психолого-педагогического исследования игровой активности заикающихся детей можно определить их принадлежность к одной из следующих групп:

Группа А – дети способны предложить тему игры и принять её от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищами. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют выполнения от участников игры.

Группа Б – дети принимают тему игры и умеют предложить её самим, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при эжтом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушаюи её правила.

Группа В – дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми вместе готовят игровое место. По ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают только под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

К дидактическим играм относятся разнообразные игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игрыс разнообразными игрушками: матрёшками, пирамидами, домино, лото и т.д.

Дидактические игры развивают слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память. Строго упорядоченные правила и действия ставят всех заикающихся детей в равное положение, что способствует у них дисциплинированности и собранности. Дидактические игры, помимо формирования у детей правильной речи, также дают им определённые знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы и, прежде всего, познавательные.

Игры с пением очень полезны для заикающихся детей. В таких играх – хороводах и играх-инсценировка используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодичным началом и простой песенно-ритмической основой. Игры с пением положительно воздействуют на речь, так как развивают у детей произвольное поведение, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения. Кроме того, они воспитывают находчивость, волю и умение планировать ряд последовательных движений, развивают внимание, совершенствуют просодические компоненты речи.

Подвижные игры формируют общую моторику. Чтобы не нарушать у детей, страдающих заиканием, темпы дыхания и речи, с ними проводят игры средней и малой подвижности.

В играх с простыми движениями с мчом, обручем, лентой, флажками дети передают общий характер движений, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

Подвижные игры воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, выдержку, чувство товарищества.

Творческие игры возможны на высоком уровне самостоятельности и смоорганизации детей в деятельности. Они формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной роли, соблюдать требования партнёрства, разрешать возникающие конфликты.

В коррекционно-воспитательной работе заикающимися детьми все игры используются с учётом ряда принципов:

  1. Принцип деятельности. Необходимо рассматривать игру как деятельность, в которой присутствует выбор темы, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценка поведения детей.
  2. Принципы систематичности, последовательности и учёта возраста.
  3. Принципы учёта индивидуальных особенностей заикающихся в нормализации моторики, развитии общительности, игровой активности и т.п.
  4. Принцип учёта дефекта.
  5. Принцип поэтапности в воспитании речи определяют структуру и организацию коррекционной работы.
  6. Принципы доступности речевого материала в играх, последовательности игр от простых, готовыми правилами, к творческим.

Закрепление навыков активного поведения и правильной речи осуществляются во всех видах игр, но преимущественно в дидактических и творческих играх, и готовит детей к разным игровым ситуациям.

Для логопедической практики с заикающимися дошкольниками большое значение имеет основной вид деятельности ребёнка – игра, которая является источником его нравственного и умственного развития, условием формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося, благодаря тому, что игровая деятельность способствует созданию ситуаций, в которых ребёнок чувствует себя раскованно, свободно говорит, легче приобретает мыслительные, речевые и моторные навыки.

В конечном итоге, заикающиеся дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определённые программой С.А. Мироновой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников и взрослых.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год