Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников
Дефектология
Автор: Шилейко Елена Валентиновна   
26.10.2018 18:55

Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольниковЗначение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее интенсивного формирования их речи и имеет тенденцию к обрастанию стойкими невротическими наслоениями с последующим искажением личностного развития ребёнка.

Система коррекции заикания предполагает использование комплексного воздействия на заикающегося ребёнка, а так же осуществление дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, игра на протяжении дошкольного периода становится для ребёнка формой активного творческого отражения окружающей его жизни.

 

Она способствует развитию познавательных и нравственных сил дошкольников, благодаря тому, что ребёнок воспроизводит в действиях и речи жизнь взрослых людей, эмоционально откликается на неё, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их.

Через развитие в игре самостоятельности, инициативы, организаторских способностей дети осваивают опыт человеческих отношений.

В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми.

Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Именно поэтому в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность заикающихся. Именно в игре легче всего отрабатывать лексико-грамматические категории. Например, игру «Магазин одежды» можно использовать для обогащения словаря по теме «Одежда», для усвоения грамматических категорий «несклоняемые существительные (пальто, кашне)», «родительный падеж множественного числа имён существительных (чего много в магазине? Чего нет в магазине?)

Для заикающихся детей 4-7 лет характерна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.

В результате динамического психолого-педагогического исследования игровой активности заикающихся детей можно определить их принадлежность к одной из следующих групп:

Группа А – дети способны предложить тему игры и принять её от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищами. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют выполнения от участников игры.

Группа Б – дети принимают тему игры и умеют предложить её самим, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при эжтом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушаюи её правила.

Группа В – дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми вместе готовят игровое место. По ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают только под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

К дидактическим играм относятся разнообразные игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игрыс разнообразными игрушками: матрёшками, пирамидами, домино, лото и т.д.

Дидактические игры развивают слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память. Строго упорядоченные правила и действия ставят всех заикающихся детей в равное положение, что способствует у них дисциплинированности и собранности. Дидактические игры, помимо формирования у детей правильной речи, также дают им определённые знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы и, прежде всего, познавательные.

Игры с пением очень полезны для заикающихся детей. В таких играх – хороводах и играх-инсценировка используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодичным началом и простой песенно-ритмической основой. Игры с пением положительно воздействуют на речь, так как развивают у детей произвольное поведение, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения. Кроме того, они воспитывают находчивость, волю и умение планировать ряд последовательных движений, развивают внимание, совершенствуют просодические компоненты речи.

Подвижные игры формируют общую моторику. Чтобы не нарушать у детей, страдающих заиканием, темпы дыхания и речи, с ними проводят игры средней и малой подвижности.

В играх с простыми движениями с мчом, обручем, лентой, флажками дети передают общий характер движений, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

Подвижные игры воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, выдержку, чувство товарищества.

Творческие игры возможны на высоком уровне самостоятельности и смоорганизации детей в деятельности. Они формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной роли, соблюдать требования партнёрства, разрешать возникающие конфликты.

В коррекционно-воспитательной работе заикающимися детьми все игры используются с учётом ряда принципов:

  1. Принцип деятельности. Необходимо рассматривать игру как деятельность, в которой присутствует выбор темы, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценка поведения детей.
  2. Принципы систематичности, последовательности и учёта возраста.
  3. Принципы учёта индивидуальных особенностей заикающихся в нормализации моторики, развитии общительности, игровой активности и т.п.
  4. Принцип учёта дефекта.
  5. Принцип поэтапности в воспитании речи определяют структуру и организацию коррекционной работы.
  6. Принципы доступности речевого материала в играх, последовательности игр от простых, готовыми правилами, к творческим.

Закрепление навыков активного поведения и правильной речи осуществляются во всех видах игр, но преимущественно в дидактических и творческих играх, и готовит детей к разным игровым ситуациям.

Для логопедической практики с заикающимися дошкольниками большое значение имеет основной вид деятельности ребёнка – игра, которая является источником его нравственного и умственного развития, условием формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося, благодаря тому, что игровая деятельность способствует созданию ситуаций, в которых ребёнок чувствует себя раскованно, свободно говорит, легче приобретает мыслительные, речевые и моторные навыки.

В конечном итоге, заикающиеся дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определённые программой С.А. Мироновой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников и взрослых.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год