Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Детская цифровая камера GSMIN Fun

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
Дефектология
Автор: Антипина Алёна Иннокентьевна   
26.10.2018 04:58

Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»

Антипина Алёна Иннокентьевна учитель-дефектолог первая квалификационная категория г. Усть-Илимск, 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик»

Целевая аудитория: воспитатели ДОУ, учителя-дефектологи, учителя начальных классов

Цель: знакомить педагогов с методами и приемами развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:

  • раскрыть актуальность развития памяти у дошкольников;
  • особенности развития памяти у дошкольников с ЗПР;
  • представить свой опыт работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с ЗПР.

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно отмечать, запоминать, выделять связи, отношения между явлениями. Гармоничное развитие ребенка невозможно без такого важного процесса, как память.

 

Скачать конспект

Работая в учреждении для дошкольников с ЗПР, я неоднократно сталкиваюсь со следующими проблемами при обучении детей: недоразвитие дифференцированного восприятия, произвольного внимания и, как следствие — логического запоминания. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы, как слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенство навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению.

К тому же, количество детей с задержкой психического развития возрастает с каждым годом. К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Таким образом, развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития является актульным и своевременным фактором.

В основу ФГОС нового поколения заложены идеи, которые предполагают воспитание гражданина современного общества, креативно мыслящего, умеющего находить выходы из нестандартных ситуаций в постоянно меняющихся условиях и способного к саморазвитию на протяжении всей своей жизни. Однако, как этого добиться в современных реалиях? Особенность ФГОС нового поколения: системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ребенка и основан на изменении способа подачи информации: педагог не даёт информацию в готовом виде, а ставит перед воспитанниками проблему и подталкивает их к самостоятельному поиску путей её. Однако упускается существенный этап запоминания полученной новой информации и сохранения её в детской памяти.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С. Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Я хочу вам представить игры и упражнения для формирования ментальных процессов.

Работа с аудиторией.

Назовите, пожалуйста, своё отчество в обратном порядке. Не готовы? Я тем самым хотела определить кто Вы? Визуалы (глаза вверх), аудиалы или кинестетики (глаза вниз).

Для чего это нужно? Для дальнейшей нашей работы. Чтобы мы смотрели на своих ребятишек и понимали, кто они.

Но при любой доминации полушарий 30% информации люди воспринимают зрительно.

Мне показались интересными следующие факты по теме мастер-класса:

Многочисленные исследования показали: на 20 неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.

Память и ее свойства напрямую зависят от профессии человека. Она действительно лучше у дикторов, преподавателей, ученых, актеров. Ведь этим людям приходится запоминать большое количество текста, постоянно повторять его и изучать что-то новое.

Если сравнить мозг человека с компьютером, он бы мог сохранять до 7 миллионов мегабайт информации.

Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.

Фотографии стирают память

Мы помним не то, что происходило на самом деле, а то, что нас задело.

Депрессия стирает воспоминания

Совы страдают болезнью Альцгеймера чаще, чем жаворонки

Практическая часть.

Игра «Дружные картинки».

Оборудование: игровое поле, фишки с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать зрительную и пространственную память.

Задачи: учить ребенка находить одинаковые предметы и образовывать пары; запоминать расположение фишек.

Игровая ситуация:

Было у мамы две дочки, две сестренки, Маша и Даша. Они очень любили друг друга, но иногда ссорились из-за игрушек. И тогда мама решила всегда покупать им одинаковые игрушки. Девочки перестали ссориться, берегли свои игрушки, раскладывали их по полочкам. У каждой игрушки свое место.

Инструкция:

Найди одинаковые картинки (фишки), покажи пару.

Запомни расположение каждой пары.

Ведущий переворачивает картинки вниз лицом и говорит: найди дружные (одинаковые) фишки (картинки).

Игра «Хитрые шарики».

Игровая ситуация:

Оборудование: игровые контейнеры, шары с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать слуховую и зрительную память.

Задачи: учить называть фигуры, запоминать последовательность из фигур и самостоятельно ее выкладывать.

Игровая ситуация: в магазине игрушек продавались мячи. Однажды ночью скучно стало мячам лежать на полочках. Стали они придумывать разные игры. Прыгали, катались и толкались. Вдруг один из них предложил построиться друг за другом так, чтоб получился длинный хвост. Новая игра понравилась всем, но шарики хитрили, каждый старался обогнать другого и встать перед ним.

Инструкция:

Запомни фигуры на шариках, последовательность шариков.

Найди и разложи такие же шарики во втором ряду.

Ведущий убирает один ряд шаров, а второй ряд закрывает и говорит: вспомни и построй шарики друг за другом.

Игра «Волшебная карусель».

Оборудование: круглое игровое поле, фишки.

Цель: развивать пространственную память.

Задачи: учить называть фишки, группировать их по общему признаку, запоминать расположение; восстанавливать последовательность.

Игровая ситуация.

В парке отдыха работала огромная карусель. Все жители города любили на ней кататься.

Инструкция:

Разложи фишки на игровом поле.

Запомни расположение фишек.

Ведущий убирает образец и просит ребенка восстановить последовательность на своем игровом поле.

Какие приемы вы использовали для запоминания?

Существует несколько наиболее популярных мнемонических приемов:

Группировка материала.

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

Ассоциации.

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

Схематический образ.

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

Опорные пункты.

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

Структурирование материала.

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Вывод.

Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека, что и является, на мой взгляд, целью современного образования.

Библиографический список:

  • Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1. – с. 10
  • Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. (Коррекционно-развивающе обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) – Режим доступа: http: //wwwklex. ru/ bmp
  • Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  • Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.Н. Волковская//Коррекционная педагогика. – 2003. — №2. -С. 5-17
  • Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/ ОН. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -375, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О. Н. Истратова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 317, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Методика психолого – педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно – методическое пособие / под науч. редакцией проф. Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: Изд –во ЯГПУ, 2008. -111с.
  • Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. — 2009. — №5. — С. 50-52.
  • Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. – М.: Владос, 1994. – 124с.
  • Тесты для подготовки к школе. [Текст] / Авт. — сост. Е.Сеничева М.: Мой МирГмб Ко. КГ, 2007. – 256с. – (Азбука дошкольного воспитания).
  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www. vedu. ru/BigEncDic/34640.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (120) выйдет
1 ноября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год