Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Когда и как начинать обучение детей чтению
Учим Чтению
Автор: Сорока Валентина Владимировна   
07.01.2014 03:50

Когда и как начинать обучение детей чтениюКогда и как начинать обучение детей чтению (из опыта работы)
Работу выполнила воспитатель Сорока В.В.
ГБДОУ №141 Невского района
г. Санкт – Петербурга
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в развитии ребенка.
Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), обозначающих звуки речи.
Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов.
Полноценное освоение всех вышеперечисленных навыков предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние психологической готовности к усвоению грамоты. В среднем у большинства детей это происходит в 5-6 лет. Но такой род занятий не должен навязываться детям. По возможности его нужно облекать в игровую форму.
Когда начинать обучение грамоте? Практическое освоение письма и чтения лучше всего начинать до школы.
Начинать надо с игр. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо    - это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.
Чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: во-первых, что речь строится из звуков, во-вторых, что между звуками и буквами существуют какие-то отношения. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действий со словом – интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове.
Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре. Это могут быть игры – подражания звукам. Хорошие детские стихи могут приучить ребенка к трудному и непривычному протягиванию отдельных звуков в словах.
Когда ребенок в игровом звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом, лучше в игровой форме:  «Игра с магазин», «Игра в логопеда или доктора
Звукова». Удобны и полезны для подобных игр скороговорки, «Звуковое лото».
Помимо работы с отдельным словом, взятым вне предложения, можно проводить анализ звука в речевом высказывании. Для этого подходит игра «Запретный звук».
Предлагаемые игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания ребенка, что, безусловно, важно для дальнейшего школьного обучения.
Нельзя ни на миг забывать о потребности сегодняшнего дня, о необходимости развивать игровые навыки. Прежде, чем учить ребенка в игре, надо уметь играть взрослому. Взрослый должен быть остроумнее и изобретательнее , стремясь не только научить ребенка звуковому анализу, но и обогатить детскую игру, задеть воображение.
Различение мягкости и твердости согласных чрезвычайно важно для последующего овладения техникой чтения. Различать мягкие и твердые согласные и легко заменять один на другой поможет игра «Тим и Том»
Ребенок должен так же почувствовать разницу гласных и согласных звуков. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, необходимой для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые действительно легче всего тянуться, пропеваются, выделяются в слове, произнесению которых действительно ничто не мешает. Научить ребенка выделять ударные гласные легче всего в игре «Заблудились в лесу», «Подбери имена для котят» -  тоже требует ориентации на ударный гласный.
Определение полного звукового анализа слова начать нужно с самых простых коротких слов. Необходимо показать ребенку, как фиксировать результаты анализа с помощью определенных значков (фишек). Выделять все звуки в слове из 3-5 звуков поможет детям игра «Дом звуков».
Чисто звуковой добуквенный этап обучения продолжается 3-4 месяца. При этом заучивать буквы вы можете уже на втором месяце занятий. В добуквенный период обучения ребенок должен:
С помощью взрослого выделять звуки в коротких словах;
Совершенно сознательно и самостоятельно избегать провокаций
Приобрести интерес и привычку к таким не совсем обычным формам общения с взрослым.
Обучая ребенка особым образом интонировать звук в составе слова, произносите слово тремя различными способами. Но даже если ребенок перестал  смешивать звучание и значение, форму и содержание слова, он еще долго может путать звук и слог. Не надо вносить в игровые ситуации со звуками еще и буквы. Следует, как можно более тщательно проработать добуквенный, звуковой этап обучения грамоте.
Чтению невозможно научить путем заучивания букв и их звуковых соответствий: сами эти соответствия непросты и неоднозначны: практически все согласные буквы обозначают два звука – мягкий и твердый. То же происходит и с гласными буквами. Читая слово, глаза человека непрерывно совершают челночные движения – забегая вперед к гласной и возвращаясь назад к согласной, произношение которой зависит от последующей гласной. Вот эту тайну слияния согласной с гласной и должен понять ребенок для того, чтобы начать читать.
Открытие это каждый ребенок делает самостоятельно в один «прекрасный момент» его глаза и органы речи находят, улавливают правильную координацию.
Знакомство с обликом и именем буквы это последующий этап. Поэтому, показывая букву, следует соблюдать некоторые правила:
Надо произносить не ее официальное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Звук этот надо утрировать и при показе буквы и при произнесении слов с этой буквой.
Вводя букву, надо подобрать как можно больше слов на эту букву, картинки.
Вводя букву, давайте ребенку только их печатные образцы.
Начать лучше с согласных, которые ребенок легко выговаривает. Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в речи, самые простые по начертанию и резко отличающиеся графически.
Воспроизведение начертания букв: выложить из палочек. Нарисовать прутиком на песке или снегу, протоптать фигурную дорожку-букву, складной метр или змейка, с помощью которой буквы превращаются друг в друга, слепить из пластилина, обвести образец взрослого и др.
Чтобы ребенок мог узнать в букве заместителя звуков, надо включать выученные буквы в звуковые игры: «Дом звуков», «Нагружаем машины», «Звуковое лото». Для запоминания букв полезно поиграть в «Магазин чулок, носков, перчаток и туфелек». Забавные стихи – путаницы также пригодятся для заучивания с ребенком алфавита. Задание «Исправь ошибку» более сложное и интересное. Оно требует точного знания графики, умения восстановить букву по отдельным ее элементам.
Переход к письму и чтению сразу после запоминания 8-10 букв (6-7 из них гласные) избавляет ребенка от муки бессмысленной зубрежки.
Глядя на запись слова, ребенок еще не умеет забегать глазами вперед – он озвучивает букву, не обращая внимания на то, что стоит за ней. В этом поможет пособие «Окошечки», игра «Малыш» - на договаривание слова по первому слогу. Отрабатывать слияние букв в слог удобно в игре «Катерок причалил к пристани». Как только ребенок сможет слить любую согласную букву с любой гласной: он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать.
Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. И здесь снова помогут игры – с их помощью ребенок одолеет технические сложности чтения: «Переставь вывески», «Помоги Мишутке», «Дом для черепахи»,  «Накорми зверей», «Перевод с вороньего», «Какая буква заблудилась?» - эта ига поможет при чтении думать о значении слова. «Бюро находок» - игра направлена на предупреждение и исправление договаривания слова не читая его. «Почтальон», «Кто больше слов составит», «Кузовок», Проведи границу».
Для тренировки внимания ребенка проводят игру «Варим щи», «Даю уроки русского языка».
Для детей, любящих загадки и головоломки, интересными покажутся грамматические задачи, требующие чтения и письменного ответа на них.
Так отрабатывается техника чтения слов и словосочетаний. Теперь можно предложить ребенку почитать книжку, но не с мелким и нестандартным шрифтом и не более 3-4 предложений. Начать можно с чтения стихов, где взрослый берет на себя основной текст, а ребенок читает заключительную рифму – это как бы чтение с подсказкой. Немного сложнее не просто прочитать рифму, но и выбрать ее из ряда предложенных слов. В игре «Кто кого переупрямит» тренируем ребенка в легкости и точности подбора слов, противоположных по значению. Стоит поиграть в игру
«Четвертый лишний», в которой ребенок тренируется не только в чтении, но и в логическом рассуждении.
Теперь ребенок научился соединять буквы в слоги, следующим этапом научите читать не по слогам, а целыми словами. Переход к чтению целыми словами ускорит и облегчит работа ребенка с ударением, которое как бы скрепляет, объединяет слоги в целое слово. Незаменимым средством здесь окажутся слогоударные схемы. В этом помогут мастера  Ах, Ух, Эх и Ох. Для этого нужна доска, мел и тряпка или бумага, простой карандаш и ластик.
Скрепляем слоги в слове дугами.
Отмечаем ударный слог
Стереть только буквы в этой схеме и приготовить дополнительные схемы слов на эту же тему, но с другим ударным слогом
Помочь детям вписать буквы и найти ошибки
Учить детей самостоятельно составлять ударные схемы
Поможет в этом и игра «Укротитель». Обрести легкость в работе с ударениями  помогут так же игры в перестановку ударения.
Когда ребенок усвоил слогоударные схемы, работая с отдельными словами, можно усложнить задачу. Игра «Разведчик» - поможет составлять схему и действовать по ней во фразах и словосочетаниях.
Только опираясь на опыт подобных игр, ребенок может постичь технику чтения. Играя с ребенком в звуки , буквы и слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год