Реализация лексической темы «Библиотека» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ |
Учим Чтению | |||
Автор: Барнышева Анастасия Николаевна Головина Любовь Александровна Колоколова Марина Владимировна Фадеенко Надежда Михайловна | |||
18.06.2025 19:54 | |||
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу и тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, так как он является своеобразным читателем. [1]
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями. [2] Мы работаем на группах компенсирующей направленности, лексические темы фиксированы на весь учебный год учителем-логопедом. Подойдя к очередной теме «Библиотека», перед нами, педагогами, встал вопрос: «Как прожить эту тему, чтобы дети не теряли интереса на протяжении всего времени изучения?», ведь эта тема сложная и непонятная для дошкольников. Проведя опрос родителей и воспитанников, мы убедились в том, что проблема чтения становится особенно актуальной и значимой для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых. Выявили, что некоторые родители совсем не читают дома своим детям книги, что у многих детей даже нет домашней книжной полки, а некоторые дети даже не знают, что такое библиотека, потому что родители в нее не ходят сами и не водят детей. Именно это побудило нас к созданию социально-значимого проекта «Библиотека. Интересно это или нет?». При заполнении модели трех вопросов и образовательной паутинки, узнали следующие запросы детей:
Выяснилось, что Тимофей живет рядом с библиотекой, но ни разу в ней не был. Далее спросили у ребят, как могут нам помочь наши родные? Семен предложил нарисовать библиотеку на плакате и обратиться к ним за помощью. Родители с удовольствием откликнулись на просьбу детей. И так закипела наша работа. На детских советах с ребятами узнали о старинных библиотеках и современных, о первых книгах и кому они принадлежали. Мама Леси рассказала про профессию библиотекарь, показала, как заполняется формуляр читателя и записала в них книги, которые дети взяли домой почитать. По запросу Тимофея сводили ребят в Модельную библиотеку «Добрый дом» и провели по ней экскурсию. После экскурсии возник вопрос у Кирилла: «А какие еще у нас есть библиотеки в городе?». Чтобы ответить на вопрос Кирилла, провели экскурсию в школьную библиотеку. Ребятам показали и рассказали, какие книги живут в школе. После экскурсий Роберт предложил ребятам нарисовать свои библиотеки. Тогда мы в группе открыли архитектурное бюро, где дети нарисовали библиотеки. Потом защищали свои работы, рассказывая о своих нарисованных библиотеках, чем каждая из них уникальна и по итогам голосования строили выбранные библиотеки из разного строительного материала. После архитектурного бюро поиграли в сюжетно-ролевую игру «Библиотека». Для этого дети изготовили формуляры читателей, подобрали атрибуты для игры, в группе создали читальный зал и абонемент. Ребята с удовольствием создавали аппликацию «Я люблю читать!». Детским желанием было лепить и рисовать героев сказок. Леся увидела в книге Марка листок и спросила: «Для чего он нужен?». Марк сказал: «Чтобы не забыть, где мы с воспитателем читали». Так ребята захотели сделать закладки для своих книг. Каждый день ребята приносили из дома свои любимые книжки для чтения в группе. Совместно с родителями рисовали обложки к этим книгам. И в группе создали альбом «Обложка любимой книжки». На одном из утренних кругов Маша рассказала, что дома мама прочитала сказку «Кот в сапогах» и теперь это ее любимый сказочный герой. И у детей началось обсуждение, у кого какой любимый сказочный герой. Ребята нарисовали своих любимых героев и собрали эти рисунки в альбом. Также у нас прошли совместные литературные вечера с родителями. После чтения дети бурно обсуждали прочитанное произведение. От родных дети по-другому воспринимали информацию, им было более интересней слушать чтение сказок от гостя группы. В группе ребята с удовольствием рассказали о своих книгах и сами сделали выставку. Будучи на экскурсии в библиотеке нас пригласили поучаствовать в поэтической встрече «Листопад стихов и песен». После участия Таисия похвасталась ребятам в группе, что видела настоящих поэтов Братска. Остальные дети тоже захотели с ними познакомиться. Для этого мы пригласили к нам в детский сад братского автора и поэта Михаила Федоровича Ермаченко. Ребята были в восторге от встречи с братским поэтом! Воспитывая в детях бережное отношение к книгам, мы с ребятами постоянно просматривали книги на наличие повреждений. Таким образом, организовали «Книжкину больницу». Видя заинтересованность детей к теме «Библиотека», подготовили для них интерактивную игру. Мама Алёши провела для детей мастер-класс по изготовлению книжки-малышки. Тимофей предложил подарить эти книжки малышам. Дети заинтересовали своих родителей в домашнем чтении книг по вечерам и создали плакат «Мы любим читать!». Детей и родителей так воодушевила эта тема, что ребята еще долгое время строили свои библиотеки, чаще стали брать в руки книги в группах и семьями ходят в библиотеки города. А детский сад в свою очередь стал тесно сотрудничать с модельной библиотекой
|