Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Реализация лексической темы «Библиотека» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Учим Чтению
Автор: Барнышева Анастасия Николаевна Головина Любовь Александровна Колоколова Марина Владимировна Фадеенко Надежда Михайловна   
18.06.2025 19:54

Реализация лексической темы «Библиотека» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗРеализация лексической темы «Библиотека» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу и тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, так как он является своеобразным читателем. [1]

 

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями. [2]

Мы работаем на группах компенсирующей направленности, лексические темы фиксированы на весь учебный год учителем-логопедом. Подойдя к очередной теме «Библиотека», перед нами, педагогами, встал вопрос: «Как прожить эту тему, чтобы дети не теряли интереса на протяжении всего времени изучения?», ведь эта тема сложная и непонятная для дошкольников.

Проведя опрос родителей и воспитанников, мы убедились в том, что проблема чтения становится особенно актуальной и значимой для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых. Выявили, что некоторые родители совсем не читают дома своим детям книги, что у многих детей даже нет домашней книжной полки, а некоторые дети даже не знают, что такое библиотека, потому что родители в нее не ходят сами и не водят детей.

Именно это побудило нас к созданию социально-значимого проекта «Библиотека. Интересно это или нет?».

При заполнении модели трех вопросов и образовательной паутинки, узнали следующие запросы детей:

  • Какие книги люди читают в библиотеке?
  • Что такое библиотека?
  • Какими были первые книги?
  • Есть у нас библиотеки в городе или нет?

Выяснилось, что Тимофей живет рядом с библиотекой, но ни разу в ней не был.

Далее спросили у ребят, как могут нам помочь наши родные? Семен предложил нарисовать библиотеку на плакате и обратиться к ним за помощью. Родители с удовольствием откликнулись на просьбу детей. И так закипела наша работа.

На детских советах с ребятами узнали о старинных библиотеках и современных, о первых книгах и кому они принадлежали. Мама Леси рассказала про профессию библиотекарь, показала, как заполняется формуляр читателя и записала в них книги, которые дети взяли домой почитать. По запросу Тимофея сводили ребят в Модельную библиотеку «Добрый дом» и провели по ней экскурсию.

После экскурсии возник вопрос у Кирилла: «А какие еще у нас есть библиотеки в городе?». Чтобы ответить на вопрос Кирилла, провели экскурсию в школьную библиотеку. Ребятам показали и рассказали, какие книги живут в школе.

После экскурсий Роберт предложил ребятам нарисовать свои библиотеки. Тогда мы в группе открыли архитектурное бюро, где дети нарисовали библиотеки. Потом защищали свои работы, рассказывая о своих нарисованных библиотеках, чем каждая из них уникальна и по итогам голосования строили выбранные библиотеки из разного строительного материала.

После архитектурного бюро поиграли в сюжетно-ролевую игру «Библиотека». Для этого дети изготовили формуляры читателей, подобрали атрибуты для игры, в группе создали читальный зал и абонемент.

Ребята с удовольствием создавали аппликацию «Я люблю читать!». Детским желанием было лепить и рисовать героев сказок.

Леся увидела в книге Марка листок и спросила: «Для чего он нужен?». Марк сказал: «Чтобы не забыть, где мы с воспитателем читали». Так ребята захотели сделать закладки для своих книг.

Каждый день ребята приносили из дома свои любимые книжки для чтения в группе. Совместно с родителями рисовали обложки к этим книгам. И в группе создали альбом «Обложка любимой книжки».

На одном из утренних кругов Маша рассказала, что дома мама прочитала сказку «Кот в сапогах» и теперь это ее любимый сказочный герой. И у детей началось обсуждение, у кого какой любимый сказочный герой. Ребята нарисовали своих любимых героев и собрали эти рисунки в альбом. Также у нас прошли совместные литературные вечера с родителями. После чтения дети бурно обсуждали прочитанное произведение. От родных дети по-другому воспринимали информацию, им было более интересней слушать чтение сказок от гостя группы. В группе ребята с удовольствием рассказали о своих книгах и сами сделали выставку. Будучи на экскурсии в библиотеке нас пригласили поучаствовать в поэтической встрече «Листопад стихов и песен».

После участия Таисия похвасталась ребятам в группе, что видела настоящих поэтов Братска. Остальные дети тоже захотели с ними познакомиться. Для этого мы пригласили к нам в детский сад братского автора и поэта Михаила Федоровича Ермаченко.

Ребята были в восторге от встречи с братским поэтом!

Воспитывая в детях бережное отношение к книгам, мы с ребятами постоянно просматривали книги на наличие повреждений. Таким образом, организовали «Книжкину больницу». Видя заинтересованность детей к теме «Библиотека», подготовили для них интерактивную игру. Мама Алёши провела для детей мастер-класс по изготовлению книжки-малышки. Тимофей предложил подарить эти книжки малышам. Дети заинтересовали своих родителей в домашнем чтении книг по вечерам и создали плакат «Мы любим читать!».

Детей и родителей так воодушевила эта тема, что ребята еще долгое время строили свои библиотеки, чаще стали брать в руки книги в группах и семьями ходят в библиотеки города. А детский сад в свою очередь стал тесно сотрудничать с модельной библиотекой

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год