| Развитие предпосылок читательской грамотности в детском саду компенсирующего вида |
| Учим Чтению | |||
| Автор: Тыкынаева Надежда Витальевна | |||
| 19.12.2025 15:21 | |||
|
Тыкынаева Надежда Витальевна, учитель-логопед Книги…кто ответит на вопрос, нужны ли они человечеству в пору бурного развития информационных технологий и увеличения количества умных гаджетов? Люди все реже берут в руки печатную книгу, ведь сейчас почти любую информацию можно найти во всемирной сети. А как быть детишкам дошкольного возраста, которые еще пока не научились читать? Нужно ли прививать малышам любовь к книге, воспитывать читательский интерес уже в детском саду? В нашем дошкольном образовательном учреждении — детском саду № 1 «Теремок», компенсирующего вида, в котором воспитываются и обучаются ребята с нарушениями речевого развития, каждый педагог ответит: «Конечно же, да!»
Дошкольный возраст – важный этап развития и воспитания личности. В этот период происходит становление речи и её формирование, ребёнок усваивает звуки родного языка, учится правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Речь влияет на формирование мышления и воображения ребёнка. У детей с проблемами речевого развития процесс овладения речью проходит намного медленнее и сопровождается большими трудностями. Перед педагогами стоит огромная задача помочь каждому ребенку преодолеть речевые несовершенства, качественно подготовить его к дальнейшему школьному обучению. Для того, чтобы речь стала средством общения, необходимо создать условия, побуждающие ребёнка осознанно овладевать искусством владения словом. Одним из таких условий является воспитание у детей интереса к художественной литературе. Процесс «общения» ребёнка с книгой — это процесс становления в нём личности. Хорошая, поучительная книга воспитывает добрые чувства, заставляет детей сопереживать героям, а также прививает интерес и любовь к родному языку. Художественная литература развивает образное мышление ребенка, обогащает его духовно, развивает эмоциональный интеллект. С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. В работе над проблемой формирования предпосылок читательской грамотности у детей с речевыми нарушениями, на ступени дошкольного образования, наш педагогический коллектив выделил несколько направлений. В первую очередь, особое внимание уделяется обогащению предметно-развивающей среды детского сада. В каждой группе компенсирующей направленности созданы мини-библиотеки, читательские уголки, где подобраны книги, соответствующие возрасту детей, по всем лексическим темам, которые изучаются, в соответствии с тематическим планированием, в течение учебного года. Тематика книг очень разнообразна: это мир животных, растений, людей, явления общественной жизни, транспорт, профессии, значимые праздничные и памятные события и даты, патриотическое воспитание, добрые и поучительные сказки, стихи детских поэтов, разные энциклопедии и познавательная литература для дошкольников. Большая работа по ознакомлению с художественной литературой происходит на специально организованных занятиях. После прочтения художественного произведения педагогом, дети делятся своими впечатлениями, высказывают свое отношение к героям произведения, пересказывают содержание. Также, в свободное время, дети под руководством педагогов разыгрывают сценки по любимым сказкам. Все это способствует развитию связной диалогической и монологической речи детей, помогает более свободной коммуникации между ними в группе. По прочитанным в детском саду литературным произведениям проводятся викторины, выставки книг, организуются сюжетно-ролевые игры. Регулярно работают «мастерские» по ремонту, это позволяет воспитывать бережное отношение к печатной книге. Особое внимание уделяется заучиванию стихотворных произведений наизусть. Большую помощь в этой работе оказывают семьи наших воспитанников. Родители активно включаются во все мероприятия, проводимые в группах: изготавливают совместно с детьми книжки-самоделки, готовят исследовательские проекты, а также читают детям дома рекомендованные книги по лексическим темам. Ежедневно, с учителями-логопедами, ребятишки повторяют стихи и стихотворные пальчиковые игры по лексической теме. Большая систематическая работа проводится по обучению детей элементам грамоты. На этих занятиях дети знакомятся со звуками и буквами, развивают фонематический слух, учатся складывать буквы в слоги и слова и прочитывать их. Выпускники наших логопедических групп, в основной массе, уходят в школу с первоначальными навыками чтения. Хорошим результатом целенаправленной, кропотливой работы воспитателей, учителей — логопедов по привитию интереса детей к художественному слову, можно считать то, что уже в течение почти двадцати лет наш детский сад является организатором популярного в районе конкурса чтецов среди воспитанников ДОУ. Ежегодно наши ребята занимают призовые места, наравне соревнуясь в выразительном чтении стихотворных произведений с детьми из других детских садов, не имеющих проблем с речью. Конкурс чтецов позволяет воспитывать у детей с речевыми нарушениями положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям, формировать выразительную сторону речи. Тема конкурса ежегодно меняется. Она может быть приурочена к какому-либо значимому событию в жизни страны или юбилейной дате. Такие конкурсы чтецов являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Следующим важным направлением работы по развитию предпосылок читательской грамотности является сотрудничество нашего детского сада и городской детской библиотеки. Сотрудники библиотеки принимают активное участие в мероприятиях детского сада, в качестве членов жюри – в конкурсах чтецов. Наших ребятишек всегда ждут в библиотеке на интересные экскурсии и тематические встречи. Работник библиотеки помогают советами воспитателям, знакомят с новинками детской литературы. Таким образом, систематическая работа по формированию у дошкольников с нарушениями речи предпосылок читательской грамотности дает свои плоды. Наши дети выпускаются в школу с определенным багажом знаний, они любят и умеют бережно обращаться с книгами, умеют слушать и анализировать художественные произведения, знают детских поэтов и писателей, знакомы с детской библиотекой. Все это помогает ребятам успешно адаптироваться к школе и дружить с книгами в дальнейшей жизни.
|



Развитие предпосылок читательской грамотности в детском саду компенсирующего вида








