| Комплексный проект в старшей группе «Приобщение детей к чтению» |
| Учим Чтению | |||
| Автор: Козлова М.А Ковалева Ю.П. | |||
| 09.12.2025 11:55 | |||
|
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 комбинированного вида» Исполнители:
Дата проведения проекта: с 01. 09. 2024 по 1.09. 2025 Исполнители: Козлова М.А. Описание: Данный проект о значении книги в жизни человека. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребёнок в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Потом родители читают своим детям, ребёнок, подрастая, начинает учить буквы и слоги и опять читает. Во взрослой жизни мы можем читать то, что выберем сами. Проект рассчитан на детей 5-6 лет, родителей, воспитателей. Тип проекта: Комплексный Продолжительность: среднесрочный (1. 09. 2024-1. 09. 2025) Участники проекта: воспитатель, дети, родители. Актуальность темы: Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, — интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду? На этот вопрос мы можем ответить, обратившись к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где приобщение детей к художественной литературе рассматривается как часть двух направлений развития: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяется как: — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. — формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства); — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Таким образом, знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества. Цель проекта: создание условий для успешного литературного развития воспитанников через приобщение детей к книжной культуре, детской литературе и пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы. Задачи проекта:
Ожидаемые результаты: Желание детей слушать произведения художественной литературы, чтение вызывает положительные эмоции. Способность понимать и чувствовать настроение произведения. Обогащение словарного запаса. Стабильный интерес к заучиванию потешек, прибауток, стихотворений, умение пересказывать произведения, додумывать, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки. В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения: Основными принципами формирования у детей восприятия художественной литературы являются (в соответствии с ФГОС ДО):
Методы и приемы работы с детьми: Наглядный: Показ иллюстраций, элементы инсценировки, просмотр видеоматериалов, оформление выставки. Словесный: Чтение произведений по книге или наизусть, чтение с продолжением, рассказывание, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, о книге, после чтения. Практический: Создание мини-музея книги, разучивание стихотворений, пересказ литературного произведения, дидактические игры, подвижные игры, организация конкурса рисунков, конструирование книжки-самоделки. театрализованные игры, аппликация и оформление альбома работ, Этапы реализации проекта: 1. Информационно-накопительный.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды группы: Познавательное развитие 1. Создание мини-музея книги. Главной экспозицией мини-музея является выставка детских книг. Мини-музей помогает расширять кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Основная идея создания музея, показать детям, какими разными бывают книги. Книги разные по оформлению и содержанию, старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные. Показать различие книг по размеру, назначению (информационные, авторские, рукотворные, развивающие и т.д.), а также по возрасту потенциальных читателей. В мини-музее можно познакомиться с портретами и краткими биографиями известных писателей. 2. Ежедневная организация и осуществление деятельности по проекту. Ежедневное чтение художественных произведений вне занятий по 15 – 20 минут (утренние часы, время перед сном, после сна, чтение в вечерние часы). Беседы:
Развитие речи
Дидактические игры:
Физическое развитие Подвижные игры:
Художественно-эстетическое развитие
Пальчиковые игры:
Работа с родителями:
Завершающий этап Выставка продуктов детской деятельности. Контрольно-рефлексивный этап Подведение итогов проекта. Результаты реализации проекта.
Выставка рисунков «Мой любимый герой», а также начало создания мини-музея книги. Чтение художественной литературы. На фото дети, которые умеют бегло читать. Аппликация по мотивам сказки. Создание книжки-самоделки. Рисование по мотивам сказки «На нашем дворе» Е.Чарушина. дети сами выбрали данное произведение. Книжкина больничка (ремонт книг в группе) Подвижная игра «Птички» Подвижная игра В рамках акции ребята подарили книжки малышам. Детям и родителям было дано задание: на новогодних каникулах прочитать любимое произведение и запечатлеть этот момент на фото.
|



Комплексный проект в старшей группе «Приобщение детей к чтению»










