Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Комплексный проект в старшей группе «Приобщение детей к чтению»
Учим Чтению
Автор: Козлова М.А Ковалева Ю.П.   
09.12.2025 11:55

Комплексный проект в старшей группе «Приобщение детей к чтению»Комплексный проект в старшей группе «Приобщение детей к чтению»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 комбинированного вида»

Исполнители:

  • Козлова М.А
  • Ковалева Ю.П.

Дата проведения проекта: с 01. 09. 2024 по 1.09. 2025

Исполнители: Козлова М.А.

Описание: Данный проект о значении книги в жизни человека. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребёнок в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Потом родители читают своим детям, ребёнок, подрастая, начинает учить буквы и слоги и опять читает. Во взрослой жизни мы можем читать то, что выберем сами. Проект рассчитан на детей 5-6 лет, родителей, воспитателей.

Скачать конспект

Тип проекта: Комплексный

Продолжительность: среднесрочный (1. 09. 2024-1. 09. 2025)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Актуальность темы: Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, — интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду? На этот вопрос мы можем ответить, обратившись к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где приобщение детей к художественной литературе рассматривается как часть двух направлений развития: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяется как: — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. — формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства); — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Таким образом, знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.

Цель проекта: создание условий для успешного литературного развития воспитанников через приобщение детей к книжной культуре, детской литературе и пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы.

Задачи проекта:

  1. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия).
  2. Развивать умение улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
  3. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения. Воспитывать потребность общения с книгой, культуры чтения, бережного отношения к книге.

Ожидаемые результаты:

Желание детей слушать произведения художественной литературы, чтение вызывает положительные эмоции. Способность понимать и чувствовать настроение произведения. Обогащение словарного запаса. Стабильный интерес к заучиванию потешек, прибауток, стихотворений, умение пересказывать произведения, додумывать, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

Основными принципами формирования у детей восприятия художественной литературы являются (в соответствии с ФГОС ДО):

  1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. При реализации данного принципа необходимо максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.
  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности детей.
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Для реализации данного принципа были выполнены следующие условия:
  4. Создание условий для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.
  5. Оказание помощи при необходимости детям в решении проблем. Создание в группе организации игры, положительного психологического микроклимата.
  6. Сотрудничество с семьей. Суть этого принципа заключается в тесном сотрудничестве педагога и детей. Успешность деятельности при этом во многом обуславливается качественным взаимодействием с родителями (членами семей) детей.
  7. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  8. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления — очень важное значение имеет выбор методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе.
  9. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  10. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей. Знакомя детей с произведениями разных народов, они познакомятся с их национальной самобытностью, культурой, обычаями и традициями.

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядный: Показ иллюстраций, элементы инсценировки, просмотр видеоматериалов, оформление выставки.

Словесный: Чтение произведений по книге или наизусть, чтение с продолжением, рассказывание, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, о книге, после чтения.

Практический: Создание мини-музея книги, разучивание стихотворений, пересказ литературного произведения, дидактические игры, подвижные игры, организация конкурса рисунков, конструирование книжки-самоделки. театрализованные игры, аппликация и оформление альбома работ,

Этапы реализации проекта:

1. Информационно-накопительный.

  1. Определение темы проекта, задач.
  2. Сбор информации по данной теме.
  3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
  4. Опрос детей: Вопросы: «Умеешь ли ты читать? Читают ли тебе дома родители? Как часто? Какую книгу ты читал (слушал) на этой неделе? Есть ли у тебя любимые книги? Какие? Перечитываешь ли ты книги, просишь прочитать еще раз? Какие? Какие книги тебе не нравятся? Почему?». Беседы «О пользе и вреде чтения».
  5. Анкета для родителей «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»
  6. Организационно-практический.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды группы:

Познавательное развитие

1. Создание мини-музея книги.

Главной экспозицией мини-музея является выставка детских книг. Мини-музей помогает расширять кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Основная идея создания музея, показать детям, какими разными бывают книги. Книги разные по оформлению и содержанию, старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные. Показать различие книг по размеру, назначению (информационные, авторские, рукотворные, развивающие и т.д.), а также по возрасту потенциальных читателей. В мини-музее можно познакомиться с портретами и краткими биографиями известных писателей.

2. Ежедневная организация и осуществление деятельности по проекту.

Ежедневное чтение художественных произведений вне занятий по 15 – 20 минут (утренние часы, время перед сном, после сна, чтение в вечерние часы).

Беседы:

  1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к описанным событиям, героям в произведении: -Кто больше всех понравился? Почему? — В каком месте сказки (рассказа) вы больше всего волновались? Почему? -Что вас рассмешило? -С какими описанными событиями вы не согласны? — Как бы вы сочинили этот эпизод?
  2. Вопросы, которые помогают детям раскрыть особенности персонажей произведения: их внешний вид, чувства, мысли, действия, оценить поступки героев, выразить своё отношении к ним. Кто главные герои произведения? Кто из них больше понравился? Можно ли героев назвать добрыми и дружными?
  3. Вопросы, побуждающие детей к определённым выводам, обобщениям: Зачем писатель рассказал нам эту сказку? Что он хотел показать? Как бы вы назвали эту сказку по – другому?

Развитие речи

  1. Разучивание стихотворений. Стихотворная речь запоминается лучше. Для облегчения запоминания стихотворений необходимо применять дополнительные приемы (учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал, разнообразные жесты).
  2. Пересказ литературного произведения. Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Народные сказки, небольшие рассказы.

Дидактические игры:

  1. «Отгадай загадку»;
  2. «Закончи предложение»;
  3. «Собери картинку»;
  4. «Разложи по порядку»;
  5. «Потеряшки».

Физическое развитие

Подвижные игры:

  1. «Птички»;
  2. «Кот и воробушки»;
  3. «Ветер дует».

Художественно-эстетическое развитие

  1. Конкурс рисунков «Мой любимый герой»;
  2. Конструирование книжки- самоделки;
  3. Аппликация по мотивам и оформление работ в альбом;
  4. Рисование по мотивам сказки (дети сами выбирают сказку).

Пальчиковые игры:

  1. Сказочная пальчиковая гимнастика;
  2. Теремок.

Работа с родителями:

  1. анкета «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»;
  2. совместное создание мини-музея книги;
  3. консультация для родителей «Как вырастить настоящего читателя»;
  4. консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребёнка».

Завершающий этап

Выставка продуктов детской деятельности.

Контрольно-рефлексивный этап

Подведение итогов проекта.

Результаты реализации проекта.

  1. Дети познакомились с творчеством различных детских писателей (А. С. Пушкин, С.Я. Маршак, А.Барто, В.В. Бианки, С.В. Михалков, Н.Н. Носов и др.);
  2. В группе были созданы необходимые условия для знакомства с творчеством. Была пополнена библиотека произведениями различных писателей, оформлена выставка книг;
  3. Повысился интерес детей к художественной литературе, а именно к сказкам;
  4. Оформлен альбом с работами детей по аппликации по сказке;
  5. Оформлена выставка рисунков на тему: «Мой любимый герой из сказок»;
  6. У детей сформировались любознательность, творческие способности, познавательная активность;
  7. Родители приняли активное участие в проекте, им тоже было очень интересно и познавательно. Считаем необходимым продолжить работу по приобщению и повышению интереса детей к художественной литературе и в дальнейшем познакомить детей с творчеством других детских писателей.

Выставка рисунков «Мой любимый герой», а также начало создания мини-музея книги.

Чтение художественной литературы. На фото дети, которые умеют бегло читать.

Аппликация по мотивам сказки.

Создание книжки-самоделки.

Рисование по мотивам сказки «На нашем дворе» Е.Чарушина. дети сами выбрали данное произведение.

Книжкина больничка (ремонт книг в группе)

Подвижная игра «Птички»

Подвижная игра

В рамках акции ребята подарили книжки малышам.

Детям и родителям было дано задание: на новогодних каникулах прочитать любимое произведение и запечатлеть этот момент на фото.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год