| Практика реализации педагогического проекта «Адвент-календарь: Шаг к читательской грамотности дошкольников» |
| Учим Чтению | |
| Автор: Антилова Вера Анатольевна, Белогорцева Наталия Николаевна Пушкарева Инна Анатольевна | |
| 24.11.2025 18:10 | |
|
Авторы: Антилова Вера Анатольевна-заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, Белогорцева Наталия Николаевна-воспитатель, Пушкарева Инна Анатольевна- воспитатель. Дошкольный возраст
Важной составляющей педагогической работы по формированию у дошкольников предпосылок читательской грамотности является работа с книгой. В ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает в себя задачу: «Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы». Книга формирует у ребенка эмоции, отношение к природе, к окружающей действительности, мировоззрение.
В ходе работы по исследованию педагогических приемов, обеспечивающих формирование предпосылок функциональной грамотности, мы познакомились с авторской разработкой Елены Матвеевой «Школа смыслового чтения», основанный на работе с текстами серии УМК «Читаем, играем, общаемся с таксой Ламбой». В процессе выполнения заданий по созданию кейсов образовательных ситуаций освоили алгоритм работы с текстом и иллюстрациями.
3. Составляем вопросы к беседе по тексту
4. Составляем вопросы к беседе по иллюстрации
5. Подбираем игры и упражнения для «проживания» детьми текста 6. Подбираем игровые задания:
Далее мы начали самостоятельно выстраивать систему работы. Первым шагом стал отбор литературных текстов. Познакомившись с работой Е.Матвеевой по смысловому чтению, пришли к выводу, что нужно подобрать серию произведений, объединенных одной сюжетной линией или сквозным героем. Для работы в течение года мы выбрали сказку Виталия Бианки, в которой рассказывается о жизни лесных жителей в каждый из двенадцати месяцев года. Уникальность произведения В.Бианки заключается в его продуманной комплексности, сквозной методической идее: главная героиня, синичка Зинька, знакомится с природой и животными. Вместе с ней читатель видит, как меняются условия жизни в лесу в зависимости от месяца Работа с литературным текстом – проводится ежедневно Для подготовки к работе с литературным текстом – подбираем виды детских деятельностей по осмыслению текста:
Для организации игровой деятельности по литературным текстам мы активно используем современные технологии, такие как Синквейн, графические головоломки Друдлы, мнемотаблицы, Сторителлинг, ТРИЗ и другие. Мы вместе с детьми сочиняем и разгадываем ребусы по литературным произведениям, используем народную мудрость, что способствует развитию языковых средств выразительности и креативного мышления дошкольников. В ходе отбора педагогических средств формирования предпосылок функциональной грамотности в совместной деятельности с детьми мы рассмотрели ресурс игровой деятельности с использованием Адвент-календаря, который мы называем «Календарь ожидания». Для детей адвент-календарь это игра, направленная на развитие познавательной активности в любой из пяти образовательных областей, на развитие самостоятельности и умения применить свои знания на практике. Для нас, как педагогов, это одна из игровых технологий, которую мы решили использовать в работе п формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников. Наш читательский Адвент-календарь— этокалендарь в ожидании знакомства с литературным текстом, ипредполагает свои правила игры. Этот календарь служит моделью на весь год. Задания составлены еженедельно на 12 месяцев. Назвали мы его «Как одна Синичка помогла прожить год в ритме с природой». Работу мы начали с лета, когда синичка немного подросла. Читаем сказку с рассматриванием картинок, затем работаем с текстом (используем прием комментированного чтения — медленного, выразительного чтения текста с остановками, иногда что-то комментируя, иногда задавая вопросы детям, иногда предлагая им что-то домысливать, угадать). Работа с текстом после чтения. (Обсуждение прочитанного, вопросы, выполнение творческих заданий, разработанных совместно с учителем – логопедом). Каждый понедельник мы открываем 1 конверт и работаем с заданиями всю неделю. Адвент-календарь – это прекрасный способ сделать ожидание чего-то нового и интересного. Дети восприняли его как игровую площадку, активно участвуя в занятиях как в детском саду, так и дома с родителями по выходным. Одно из семейных заданий адвент-календаря «Принести свои любимые книги и вместе почитать их» и организовали групповую акцию «Книговорот» (суть Буккросинга). Дети вместе с родителями активно включились в эту акцию. Так в нашей приёмной появилась удивительная мини библиотека, находящаяся в полном доступе для наших малышек. Дети сами выбирали книги, которые им хотелось бы прочитать дома, родители активно приносили книги взамен. Нами была поставлена задача — повысить интерес к книгам, возродить интерес к чтению, укрепить традиции семейного чтения, привить детям бережное отношение к книге. Свойства нашего Адвент-календаря, как модели, заключаются в его наглядности, привлекательности, запоминаемости и стимулировании творчества. Идеи Адвент-календаря, помогут, как можно лучше разнообразить детское ожидание, а также вовлечь родителей в жизнь группы и сделать процесс сотрудничества более продуктивным и интересным. А наш книжный адвент-календарь, поможет в формировании интереса к чтению как основной составляющей предпосылок читательской грамотности.
|



Практика реализации педагогического проекта «Адвент-календарь: Шаг к читательской грамотности дошкольников»









