Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ»
Учим Чтению
Автор: Мальцева Юлия Александровна   
25.03.2025 20:12

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ»КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад третьей категории №16 «Аленка»

Подготовила: Мальцева Юлия Александровна Воспитатель I квалификационной категории с.Круглое — 2025

Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и печатным — художественным словом, задача же воспитателей — убедить их в пользе чтения детям.

 

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели — воспитанию настоящего читателя.

В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:

  • знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей), позитивными и негативными стереотипами
  • расширять их представления о детской литературе
  • учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлекать их к взаимодействию с ДОУ.

Эффективным механизмом взаимодействия родителей с сотрудниками детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг может стать система социального партнерства. Именно семья с ее неповторимой атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, стилем внутрисемейных отношений, нравственной направленностью, любовью родителей, родных и близких обеспечивает детям защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие к родителям ребенка, склонного к подражанию, делают его особо восприимчивым к их воздействию.

Несмотря на кризисы, которые переживает и будет переживать семья, именно ей принадлежит ведущая роль в образовании, приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям. Учитывая это, мы в своей работе большой акцент делаем на формирование у детей интереса и потребности в чтении, объединяя образовательные ресурсы ДОУ с ресурсами семьи и тем самым обеспечивая содействие психическому развитию ребенка дошкольника.

Родители воспитанников получают профессиональную поддержку со стороны воспитателей и специалистов детского сада. Это сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Оно позволяет как нельзя лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении трудностей в поведении, формировании ценностных жизненных ориентиров.

Учитывая возрастные закономерности и решая задачи, связанные с содействием развитию личности ребенка дошкольного возраста при формировании у него интереса к чтению художественной литературы, мы ориентируемся на то, что может сделать семья, а что — коллектив детского сада.

Что читать детям?

Сначала, пока ребенок только слушатель, он любит слушать и читать то, что любят и помнят из своего детства его родители. Когда ребенок приходит в детский сад, перед ним открываются новые возможности знакомства с детской литературой. Будучи зависимым от взрослых, ребенок именно от них узнает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы. Важнейшей задачей воспитателей и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса.

В своей работе мы используем примерный список литературы, который находится в родительском уголке и в родительской группе WhatsApp. Так родители смогут знать, что читать своему чаду. С чего начать первое чтение, так как все произведения должны соответствовать возрасту ребенка.

В группе оформлен книжный уголок. Выполняя работу по наполнению уголка, наша группа тесно взаимодействует с родителями, которые оказывают помощь. Соответственно и ребенок, видя весь процесс выполнения экспонатов (помогая родителям, проявляет интерес к тому произведению, из которого данный герой. Ребята очень рады, когда их совместную с родителями поделку воспитатель использует на занятие, испытывают гордость.

Мы стараемся вовлекать в процесс создания книжных уголков всех родителей. Это даст возможность заинтересовать детей в прочтении произведений, экспонат которого они выполняли с родителями.

Как читать детям?

Здесь тоже есть правила, с которыми мы просто обязаны познакомить родителей. Знакомство также происходит через консультации, индивидуальные беседы, анкетирование родителей.

Мы даем вот такие советы родителям. Малыши изучают книги по-разному, используя все доступные для них способы. Пока они не умеют читать сами или пока читают плохо, им важно всё: тембр вашего голоса, то, как вы произносите слова, с какой интонацией и скоростью, картинки, сюжет. От вас требуется найти те способы, что больше всего побуждают интерес малыша к чтению

Чтение вслух – почему оно так полезно?

Мы даем вот такие советы родителям. Ваша выразительная речь помогает ребенку узнавать и заучивать новые слова, что ускоряет развитие речи и обогащает словарный запас. У малыша расширяется кругозор, активизируется воображение, и идет развитие образного мышления. А ежедневно читая ребенку короткие стихотворения, вы стимулируете развитие его памяти, так как со временем он начинает повторять их за вами и постепенно заучивает их наизусть.

Выбираем нужный момент.

Пока ребенок сам не просит вас почитать ему, подходящий момент вы будете выбирать на интуитивном уровне. Не заставляйте малыша слушать книгу насильно, иначе это будет восприниматься ребёнком как пытка. Даже когда вы просто возьмете в руки книгу, ребенок может начать капризничать, проявлять негативные эмоции и даже агрессию.

Если вы заметили, что во время чтения ребенок начал отвлекаться, на время отложите книгу в сторону и займитесь чем-то еще. Не стоит переживать, если периодически у ребенка пропадает интерес к книге — пока ему сложно долго концентрироваться на одном занятии.

Домашние обычаи

Придумайте собственные домашние традиции и обычаи, связанные с чтением и отделите их от других занятий. Например, приучите ребенка, что книжки хранятся на отдельной полке, не являются игрушками, и к ним необходимо бережное отношение.

Перед началом чтения используйте одну и ту же «волшебную фразу», которая означает, что сейчас — время чтения книг. Возможно, ребенку будет комфортнее сидеть рядом с вами или, возможно, стоит посадить его на колени. Таким образом, вы эмоционально сближаетесь с ребёнком.

Пользуйтесь возможностями

Существуют интерактивные книжки с объемными изображениями: в них вырастают замки, герои оживают и двигаются, нарисованные люди и животные могут разговаривать, смеяться, мяукать, хрюкать, лаять, если на них нажать. Это прекрасный способ увлечь малыша — расскажите ему, кто изображен на страничке. Но чересчур сильно интерактивными картинками не стоит увлекаться — процесс не должен заменять чтение.

Чтение как игра

Сделайте из процесса чтения небольшое представление. Можете представить себя и ребёнка героями книги. Читайте как можно выразительнее, меняя интонацию, тембр голоса, читаем быстрее/медленнее для каждого персонажа. На монотонном одноголосом чтении малышу сосредоточиться сложно, поэтому подключайте эмоции, меняйте выражение лица.

Пусть малыш почувствует себя вовлеченным в сюжет книги. Читая, обращайтесь непосредственно к ребенку, чтобы привлекать его внимание и сохранять интерес к чтению. Если текст вам кажется сложным — упростите его, пересказав более простым языком для ребенка.

Выявляем предпочтения ребенка

Со временем вы увидите, к каким книгам ребенок проявляет больший интерес. Одни он слушает с удовольствием, к другим равнодушен. Это означает, что ребенок начал относиться к чтению более осознанно. Внимательно наблюдайте, как он реагирует на ту или иную книгу и пока читайте то, что ему больше нравится. Покажите ему, что чтение вызывает у вас не меньший интерес, чем у него.

В своей работе мы используем различные формы взаимодействия с семьей такие как: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

Основная задача информационно-аналитических форм организации общения с родителями — сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; наличие у родителей необходимых педагогических знаний в сфере приобщения детей к художественной литературе; изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести: анкетирование ( «Место книги в вашей семье»); интервьюирование ( «Ваши любимые книги для чтения»); проведение опросов, бесед.

Познавательные формы направлены на повышение компетентности родителей в организации домашнего чтения, способствуют изменению их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Эти формы помогают нам познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста, психологического развития, а также интересов детей. Здесь мы стараемся помочь родителям ориентироваться в мире детской литературы, например, знакомим родителей со списками рекомендуемой литературы для прочтения ребенку; проводим индивидуальные беседы, консультации — «Организация чтения художественной литературы дома или как читать детям книги», «Работа с книгой при чтении дошкольнику», «Как учить с ребенком стихи», «Как беседовать с ребенком о прочитанном произведении» и т.д.

Досуговые формы организации общения устанавливают теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это — развлечения и праздники; литературные викторины, КВН; литературные вечера, посвященные творчеству писателей и поэтов; конкурсы чтецов, рукописных книг; благотворительные акции — «Подари книгу детскому саду»; театральные гостиные.

Наглядно — информационные формы помогают намрешать задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения; позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя. Это возможно через проведение открытых занятий по чтению художественной литературы; семинаров-практикумов; тематических выставок; фотоотчеты об экскурсиях и занятиях в библиотеке; оформление стендов ( «Воспитание будущего читателя или как привить любовь к чтению», «Круг детского чтения», «Правила обращения с книгой» и т.д.); изготовление памяток, буклетов.

Исходя из вышеизложенного можно смело сказать, что приобщение ребёнка к чтению является приоритетной проблемой нашего общества. Во многом, благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге. И наша с вами задача помочь родителям этот процесс запустить в правильном направлении.

Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год