Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: «Формирование читательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
Учим Чтению
Автор: Копкова Ольга Владимировна   
04.03.2023 09:44

Статья на тему: «Формирование читательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Статья на тему: «Формирование читательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Воспитатель Копкова Ольга Владимировна

Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий. С внедрением телевидения, информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями

управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.

 

Работа с книгой включена в содержание общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты З.А. Гриценко, О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш и др. Казалось, если все определено, что делать в этом направлении педагогу, какие методы, приемы, формы работы с дошкольниками использовать? Однако не так всё гладко, педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые отрицательно влияют на достижение поставленных целей. Какие же это проблемы? Условно разделим их на внешние и внутренние.

Внешняя проблема – это ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно исторического опыта и утрата его ценности. Исследования, проведенные Институтом детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г.Санкт Петербурга свидетельствуют о крайне низком рейтинге чтения книги в деятельности ребенка дошкольного возраста. Аудиовизуальные средства, по мнению исследователей, представляют готовый образец литературного героя, не требуя активного участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, как это происходит при слушании текста, когда надо самостоятельно воссоздать образ (О. Н. Сомкова). З.А. Гриценко, анализируя истоки и причины не чтения, констатирует факт, что теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется ее конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.

Вторая проблема – проблема готовности дошкольного учреждения, семьи, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, начальные представления о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой. Безусловно, чтению-слушанию детей надо учить, и дошкольное детство – первая и во многом определяющая ступень литературного развития ребенка, особый, сензитивный период воспитания читателя, формируются интерес и потребность в чтении, закладываются основы полноценного восприятия и понимания художественной литературы.

Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребенок, владеющий в той или иной степени техникой чтения, умеющий артикулировать написанное, но, возможно, уже потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Условия, способствующие развитию интереса к чтению у старших дошкольников Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С.Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого

читателя», культурно образованного человека. Известный российский ученый Д.С. Лихачев отмечает: «В настоящее время каждому педагогу необходимо тщательно продумывать собственные действия, которые могут формировать интерес к книге, сюда входит и

просветительская работа с родителями, и организация фронтальной, индивидуальной, групповой, парной работы с книгой. Чтение должно быть интересным и не принужденным».

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка существенную роль играет отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и др.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Разработано несколько критериев:

  1. Идейная направленность детской книги. В книге должна быть четко выражена позиция автора;
  2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность;
  3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;
  4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  5. Конкретные педагогические задачи.

Методы ознакомления с художественной литературой:

  • чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Основная доля литературных произведений читается по книге;
  • рассказывание воспитателя. Это довольно свободный пересказ текста (возможны замена слов, толкование и т.д). Рассказывание предоставляет более широкие возможности для стимулирования внимания детей;
  • инсценирование. Данный метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением;
  • заучивание наизусть.

На выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) влияет жанр произведения и возраст дошкольников.

При знакомстве дошкольников с художественной литературой прибегают к различным приёмам формирования полноценного восприятия произведения детьми:

  • выразительное чтение педагогом;
  • беседа о прочитанном;
  • повторное чтение;
  • просмотр иллюстраций;
  • объяснение воспитателем незнакомых и непонятных слов.

В работе с детьми по художественному чтению вне занятий выделяются два направления:

  • целенаправленная организация педагогом дошкольников для восприятия произведений;
  • самостоятельное использование произведений детьми по их личному желанию при косвенном участии взрослого.

Для повышения эффективности восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений педагог может использовать различные приемы:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых упоминается в тексте;
  • дидактические игры на лексическом и грамматическом материале произведения;
  • включение в занятие загадок, поговорок, потешек, стихов и т.д., повышающих понимание содержания рассказа;
  • наблюдения в природе и окружении, активизация личного опыта детей.

В процессе работы над содержанием произведения целесообразно также применять различные приемы:

  • беседа по произведению (позволяет уточнить, о чем произведение, определить главных героев, дать оценку действиям персонажей, проанализировать особенности языка произведения);
  • выстраивание в необходимой хронологии серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
  • выделение из текста фраз к предлагаемой картинке;
  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • частичный пересказ в процессе беседы (пересказывают наиболее сложные части текста, где присутствует описание, диалоги героев);
  • составление плана произведения (для помощи детям можно использовать ряд сюжетных картинок или подобранных к каждой части текста предметных картинки, а также символы и пиктограммы).

За время обучения в детском саду дети прослушают и перескажут огромное количество сказок, рассказов и стихов. Будущий маленький читатель во всем копирует взрослых. Если он видит, что воспитатель никогда не перегибает книгу, осторожно переворачивает страницы, а увидев мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам со временем становится защитником книги. Постепенно дети усваивают такие слова, как: переплет, обложка, страница, а несколько позже — корешок.

С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Иногда утром, когда дети приходят в детский сад, или во вторую половину дня воспитатель может прочесть небольшой группе детей что-либо из книги, привлекшей детское внимание. На прогулке в лесу, в поле, «к случаю» воспитатель, а с ним и дети могут вспомнить знакомое стихотворение, загадку, песенку. Отдыхая на природе, дети с большим интересом слушают рассказ о природе, о животных, сказку. При чтении рассказа на занятии следует позаботиться о спокойной обстановке. Важно также, чтобы дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика, чтеца. Также при рассаживании детей следует предусмотреть ряд особенностей восприятия литературы, и не научившихся слушать детей посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. Такие приемы помогут заинтересовать ребенка рассказом, чтением: постепенно у ребенка вырабатывается сосредоточенное внимание. Не следует, однако, во время слушания препятствовать невольным репликам детей, выражению радости. Эта детская активность говорит о напряженном слушании.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе в каждой группе создается уголок книги – спокойное, привлекательное место

в группе, где дети с интересом знакомятся с книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают свои рассказы, читают наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или теневого театра. Такая разнообразная инициативная работа детей, руководимая воспитателем, привлекает детей в уголок, делает их самостоятельные занятия более продуктивными. Чтобы уголок книги привлекал детей, важно, чтобы в нем было удобно, опрятно и красиво (эстетичность оформления); место для книжного уголка должно быть отведено в спокойной части комнаты и хорошо освещено. В книжном шкафу хранятся книжки и картинки, альбомы с картинками, альбомы, составленные из детских рисунков (тематических, декоративных). Необходима периодическая сменяемость материала

(литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе с учетом тематического планирования. В старшей группе наряду с уголком книги следует иметь библиотечку детских книг, расположенную по темам. Старшие дети имеют возможность в определенное время брать книги, приучаются пользоваться ими аккуратно; перед выходным днем они могут брать книги на дом. Это углубляет их интерес и любовь к книге и художественному слову, содействует воспитанию культурных навыков.

Крайне важным условием в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Формы общения могут быть различными. Занятия по детской литературе дошкольном учреждении всегда должно быть открытым для родителей. Это поможет родителям понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год