Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нужны ли сказки детям?
Учим Чтению
Автор: Гнарова Наталья Владимировна   
26.02.2023 08:02

Нужны ли сказки детям?Нужны ли сказки детям?

«Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

Алексей Николаевич Толстой.

Многие мамочки в период ожидания ребенка, чтобы поддерживать с ним духовную связь, читают вслух различные произведения. Стихи, сказки, потешки, песенки. Когда малыш родится и начинает познавать окружающий мир, мама продолжает знакомить его с миром художественной литературы. И от того, как начинается это знакомство, какие произведения мама читает, зависит, в какой мере ребенок будет увлечен чтением в дальнейшем, как будет развиваться его речь. Дети, которым родители много читают, раньше начинают говорить. Они более внимательны, их речь разнообразна и выразительна.

 

Как правильно читать ребенку сказку?

- Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам в данный момент.

- Рассказывайте сказку с удовольствием. Старайтесь не отвлекаться, ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой, вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного.

- Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.

- Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку — рассказывайте. Значит у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.

- Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями. В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребенок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать

Сказки развивают у ребенка чувства, так как, слушая их, он смеется, радуется, переживает, надеется. Читая сказки, вы вырастите тонко чувствующего человека, способного на творчество. Важно также не только читать, но и вместе с ребенком осмысливать прочитанное, ставить вопросы, анализировать, думать вместе с ребенком о добре и зле, честности, справедливости, или, наоборот, трусости, подлости, недоброжелательности героев.

Сказки развивают творческое мышление детей, помогают понять проблемы общения в семье, со сверстниками, ответить на многие вопросы, формируют позитивную самооценку.

Благодаря сказкам дети становятся увереннее, терпеливее, смекалистей, учатся слушать и слышать окружающих. Слушающий сказку ребенок никогда не будет равнодушным, а будет переживать и радоваться за сказочных героев.

Сказка – уникальная форма хранения и индивидуализированной передачи от человека к человеку чистой, жизненно важной информации.

Воспитание сказкой — метод развития критического мышления, самосознания, развивающий способность думать, позволяющий не наказывать ребенка, а воспитывать словом. Можем не наказывать, а сказать: «А ты помнишь, что произошло с …». А ты знаешь, однажды … (и рассказать к месту сказку).

Сказка, своего рода, руководство к жизни в разной жизненной ситуации. Обычно в сказке несколько смысловых слоев, а также имеется зашифрованное послание, которое нужно найти и осознать. Как правило, это происходит с помощью взрослого. Ребенок накапливает банк данных жизненных ситуаций. Вот почему важно читать сказки.

Сказка формирует нравственный иммунитет, жизненные ценности.

Любая сказка это победа добра над злом. Многие моральные ценности обсуждаются: хорошо ли быть жадным, помогает ли тебе трусость, что тебе помогает справиться с той или иной ситуацией.

Сказка способствует развитию самопознания: «Какой я?». Ребенок начинает соотносить себя с героем. Говорит: «А смогу ли я справиться, найти в себе силы?». Ребенок учится наблюдать за собой.

Сказка предупреждает о последствиях: «Не пей из лужи – козленочком станешь».

Сказка пробуждает эмоции и чувства. Вспомним сказку о козе и семерых козлятах. Дети начинают сопереживать Козе, думать, кто же рассказал Волку, что он смог проникнуть в дом, как он стал похож на их маму. Сказка учит: не будь болтлив, знай, кому рассказываешь информацию о себе, понимай, каковы последствия тебя могут ожидать, если ты расскажешь лишнее. Сказка помогает прожить страшные сюжеты, трудные и опасные приключения.

Сказка помогает справиться с житейскими трудностями и найти опору. Иногда кажется, что все пропало, что нет надежды, но вдруг появляется герой, который предлагает помощь. Каждая сказка дарит надежду, что все уладится, что добро победит зло, смягчает сердце.

Сказка учит, предупреждает, наполняет ценностями, формируя весь спектр психических процессов, закаляет характер, учит общаться и помогает взаимодействовать.

Даже в первых сказках «Колобок», «Курочка Ряба» формируется ценность жизни и торжество добра над злом.

Сказка учит взаимопомощи, помогает задуматься над смыслом неоднозначной ситуации, дает познать философию жизни, что нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через какое-то время обернуться благом.

Ребенок соотносит сказочные сюжеты с реальными. Сюжет жизни неоднозначен, иногда зло оборачивается и добром, неумение оказывается помощником, чтобы что-то преодолеть. Ребенок может осмыслить ситуацию по-новому, используя сказочные уроки.

Ребенок понимает, что испытания в нашей жизни даются сильнейшим. Герой находит в себе смелость, находчивость, ловкость, радость. Он преодолевает лень, страх, зависть, глупость и многое другое, т.е. вынужден трудиться, заставлять себя учится, помогать другому, идет туда, где страшнее всего и спасает своего брата. У ребенка активизируются ресурсы, которые заложены природой: умение мыслить, говорить, чувствовать.

Слушая сказку, ребенок учится ценить природу. Сказка и мир одухотворены. Ребенок до 6 лет не различает, где реальный мир, а где фантазийный.

Учится слушать природу, понимая, что в сказках разговаривают. Понимает, что мир создан с большой любовью к человеку, что природа – живой организм, и к нему нужно относиться бережно.

Такое понимание мира будет способствовать тому, что человек будет стараться не рвать, не топтать, а помогать тому, что его окружает.

Сказки помогают преодолевать эгоизм, эгоцентризм. Учится принимать и понимать помощь. Учит помогать тем, кто нуждается, ценить труд свой и чужой, проявлять свои лучшие качества.

Существует 5 видов сказок

Художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные.

Художественные сказки делятся на два вида: авторские и народные.

Авторские — сказки Шарля Перро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, современных авторов — П.Алешковского, Н.Городецкой, Д.Кинг-Смит и др.

Народные сказки не имеют авторства. В них очень много житейского смысла. Например, «Лиса и журавель», «Кривая уточка», «Морозко».

Дидактические сказки – это сказки, в которых есть учебные задания, и которые помогают освоить полезные умения или сложную информацию. К таким сказкам относятся: сказка «Волк и семеро козлят» — учит осторожно относиться к незнакомцам и не открывать двери; «Приключение точки и запятой» — помогает понять, как правильно использовать знаки препинания; «Мойдодыр» — убеждает ребенка умываться.

Психокоррекционные сказки читаются для тех, кто много хвастается, драчлив, не любит мыться, кого не любят в классе, несдержанный, капризничает, кто не умеет заботиться о младшем брате или сестре, о родителях, о себе и т. д.

Сказку «В стране невыученных уроков» и «Сказку о потерянном времени» можно отнести к психокоррекционным.

Психотерапевтические сказки нам нужны для поддержки. Эти сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий, они всегда имеют традиционно счастливый конец, всегда очень глубоки и проникновенны. Их читают в случае развода родителей, предательства друзей, чтобы обьяснить проблему жизни и смерти, утраты любимого питомца. Слушая такие сказки, малыш учится решать непростые задачи на примере героев.

Например, сказка «Гадкий утенок» — помогает ребенку справиться с насмешками сверстников. «Кошкин дом» — учит отличать истинную дружбу и заботу от показной вежливости.

Медитативные сказки читают тогда, когда человек нуждается в отдыхе, когда говорят: «у меня нет сил». В таких сказках отсутствуют конфликты и злые герои, образы в этих сказках очень красивые. Это самые светлые, самые добрые сказки. Они напитываются любовью и очень гармоничны. Примером таких медитативных сказок являются колыбельные. В таких сказках нет конфликтов и злых героев. Медитативные сказки демонстрируют малышу образ идеального мира, прекрасных отношений, созидательной деятельности.

Благодаря сказке, вы можете воспитать у ребенка: веру в себя, волю, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм, целеустремленность, доброту и честность.

Сказка преподает уроки нравственности, порядочности, но делает это не путем нравоучений и наставлений, а показывая жизненный опыт героев сказки, последствия плохих поступков.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им еще больше сказок.»

Альберт Эйнштейн.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год