Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуре
Учим Чтению
Автор: Костина Галина Алексеевна   
20.04.2020 09:57

Нетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуреНетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуре

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Автор: Костина Галина Алексеевна, воспитатель

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книги». В.А. Сухомлинский.

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский.

«Читайте детям не нотации, а книги». Г.Остер.

Актуальность.

Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

 

В наш век технического прогресса, проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книги, чтению уже в дошкольный период (в соответствии с ФГОС ДО), иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Есть талант писателя, а есть талант читателя». Именно через «талант читателя» мы познаем наш огромный многослойный и многогранный мир!

Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Для этого в своей работе я использую различные методы и приемы. Например:

Организация книжных уголков, «книжных больниц»;

Создание мини-музеев детской книги;

Организация экскурсий в библиотеку;

Проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов и т. д.

Одним из интереснейших способов привлечения дошкольников к художественной литературе, является метод «СТОРИСЕК» или «Как потрогать сказку».

Что же такое «сторисек»?

«Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй» Изобретатель «сторисека» — Нейл Гриффитс – доктор филологических наук, английский писатель, автор книг по обучению детей дошкольного возраста.

Классическое наполнение «Мешка историй»

  • Художественная книга
  • Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения
  • Научно-популярная книга, близкая к художественному произведению (например, к книге «Маугли» — энциклопедия животных)
  • Аудиокнига (СД-диск)
  • DVD диск
  • Дидактические игры

Работая с этим методом, я поняла, что содержимое мешка зависит от произведения, с которым мы хотим познакомить детей, от их возрастных особенностей и, конечно, от фантазии и творческих способностей детей и педагогов. За время работы с этим методом классическое наполнение «сторисек» дополнялось:

  • портретами авторов с информацией о них
  • раскрасками с героями произведений
  • трафаретами
  • иллюстрациями разных художников к произведениям

Цель:

Развитие у детей дошкольного возраста любви к литературе, к чтению, книгам в игровой нетрадиционной, креативной форме.

Задачи:

  • Знакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
  • Обогащать лексику образными словами, выражениями, помогать формировать грамотную речь;
  • Расширять кругозор;
  • Формировать познавательную активность;
  • Формировать разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • Развивать интерес к художественной литературе, связную речь, интонационную выразительность;
  • Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Работа по внедрению технологии (метода) «сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап

  1. Определяется произведение детской художественной литературы, с которым планируется познакомить детей.
  2. Изготовление мешка для комплекта материалов.

За время работы с этим методом стало понятно, что удачной формой является изготовление «Волшебного мешка» совместно с воспитанниками. Его можно украсить пуговицами, бисером можно вышивать имена воспитанников приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. В этом случае впоследствии

дети будут с повышенной мотивацией участвовать в мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности.

3. Подготовка компонентов для наполнения мешка.

Основной этап.

Это непосредственная работа с мешком историй.

  • Работа с художественной книгой предполагает громкие чтения в группе детей;
  • Беседа по содержанию книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций;
  • Разыгрывание при помощи игрушек эпизода/эпизодов художественного произведения;
  • Проведение игр по теме выбранного произведения;
  • Работа с научно-популярной книгой (поиск ответов на вопросы, возникшие в ходе чтения и обсуждения художественного произведения);
  • Коллективное прослушивание аудиокниги с разукрашиванием раскрасок. (Аудиокассета позволяет детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания)

Завершающий этап:

  • Участие воспитанников в мастерской «В мире историй», изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения.

За время работы с этим методом мы изготавливали закладки, рисовали обложки, создавали новые иллюстраций к книгам, представляя себя художниками – оформителями, делали маски и персонажей для настольного, теневого, пальчикового и т. д. театра по прочитанным произведениям. Кроме этого ребятам предлагалось придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.

Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй мы передаем в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

Знакомя детей с произведением по методу «сторисек» мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО.

Работа с родителями. Родители воспитанников привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению.

Совместно с родителями воспитанники оформляют свои «домашние» мешки историй, приносят их в детский сад и с удовольствием знакомят друзей с любимыми произведениями и героями.

В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год