Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
Учим Чтению
Автор: Назаренко Елена Васильевна   
09.12.2019 18:45

Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.

Одним из важных направлений, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является организация речевого развития детей дошкольного возраста. К 7 годам ребенок с нормативным речевым развитием умеет задавать вопросы взрослому, в случаях затруднения обращается к нему за помощью, адекватно использует вербальные средства общения, а также владеет диалогической речью. Но, к сожалению, у многих дошкольников бедная речь.

Работая учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении я систематически провожу мониторинг речевого развития детей. Я заметила, что с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями становится больше. Ниже приведена таблица 1 с количественного анализа результатов диагностики речевого развития дошкольников в возрасте 5-7 лет за 2014-2019 г.г.

Таблица 1. Количественный анализ результатов диагностики речевого развития дошкольников 5-7 лет за 2014-2019 г.г.

Скачать конспект

По итогам логопедической диагностики на начало учебного года с 2014 года по 2019 год данные о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста переведены в процентное соотношение и обозначены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Данные о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

за 2014-2019 г.г.

В результате логопедической диагностики в каждом учебном году у детей 5-7 лет выявлен низкий словарный запас, нарушения звукопроизношения, незнание обозначения многих слов, незнание многих сказок в соответствии с возрастом, не умение выучить наизусть стихотворение, неумение пересказать услышанное или увиденное. При пересказе ребенок перечисляет набор слов, либо произносит ряд предложений, не связанных друг с другом. Также, наблюдается не умение задавать вопросы и отвечать полным предложением. На вопрос ребенок часто одним-двумя словами, кратко, не используя распространенные предложения.

Полученные данные показывают нам не только печальную ситуацию речевого развития дошкольников, но и указывают на, что к проблеме речевого недоразвития детей необходимо подойти ответственно, подобрать методы и приемы работы так, чтобы коррекционную работу выполнять максимально эффективно.

Развитие речи детей и её коррекция – это общая задача, которую необходимо решать не только педагогам (логопеду, дефектологу, воспитателям), но родителям (законным представителям) ребенка. Достигнуть положительного результата коррекционной работы можно только при условии тесного сотрудничества с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) являются непосредственными участниками образовательного процесса. Активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе положительно сказывается в работе над закреплением поставленных звуков и их введение в самостоятельную речь. Чтение сказок, небольших рассказов в соответствии с возрастом каждого ребенка помогает обогатить его словарных запас, расширить знания об окружающем мире, природе; помогает воспитать нравственные и эстетические чувства. Заучивание стихотворений развивает память, обогащает словарный запас новыми словами, с которыми ребенок был еще незнаком.

Дошкольный период является важным периодом в жизни детей. В этот период мозг ребенка еще пластичен и важно не упустить время и вложить в ребенка всё то, что ему необходимо получить на данном этапе развития. Развитие речи через сказки, чтения литературы помогает не только обогатить импрессивную и экспрессивную речь детей, но и помогает воспитать положительные качества личности.

Родителям (законным представителям) стоит помнить о том, что ребенок пойдет в школу, будет обучаться русскому языку, писать сочинения, отвечать на вопросы учителя. И нужно задать вопрос, как ребенок перескажет прочитанное, постоит грамотно оформленное предложение и ответит на вопрос, если его словарный запас беден? Поэтому, важно и крайне необходимо читать детям книги, разговаривать с детьми, учить стоить грамотные предложения.

Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет:

  • «Золотой ключик или приключения Буратино». А.Толстой
  • «Щелкунчик и Мышиный король». Гофман
  • «Цветик-семицветик» В.Катаев
  • «Паровозик из Ромашково» и др. рассказы Г.Цыферова
  • «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носов
  • "Приключения новогодних игрушек. Страна новогодних игрушек». Е.Ракитина
  • «Повести о малыше и Карлсоне». Сказки. А.Линдгрен
  • «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». С.Лагерлеф
  • «Приключения Карандаша и Самоделкина». Ю.Дружков
  • «Как муравьишка домой спешил» Виталий Бианки
  • «Федорино горе» Корней Чуковский
  • «Мойдодыр» Корней Чуковский
  • «Двенадцать месяцев» Самуил Маршак
  • «Кот в сапогах» Шарль Перро
  • «Бабушкин подарок» Михаил Зощенко
  • «Краденое солнце» Корней Чуковский
  • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова)
  • «Хлебный колос» — А. Ремизов
  • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк
  • «Финист – ясный сокол» — р.н. сказка
  • «Серебрянное копытце» — П.Бажов
  • «Серебрянное копытце» — П.Бажов

Примерный список литературы для чтения детям 6-7 лет:

  • «Лиса и медведь» (мордовская)
  • «Дикие лебеди» — Х.К. Андерсен
  • «Конек – горбунок» — П. Ершов
  • «Спящая царевна» — В. Жуковский
  • «Гадкий утенок» — Х.К. Андерсен
  • «Лягушка – путешественница» — В. Гаршин
  • «Сказка о царе Салтане» — А.С. Пушкин
  • «Мороз Иванович» — В. Одоевский
  • «Сказка о потерянном времени» — Е. Шварц
  • «Золотой ключик» — А.Н. Толстой
  • «Черная курица, или Подземные жители» — А. Погорельский
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин
  • «Аленький цветочек» — К. Аксаков
  • «Цветик – семицветик» — В. Катаев
  • «Серая шейка», «Аленушкины сказки» Мамин-Сибиряк Д.
  • «Дед Мазай и зайцы» Некрасов Н.
  • «Маленький принц» Сент-Экзюпери А.
  • «Мишкина каша» Николай Носов

- «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» Успенский Э.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год