Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» в средней группе
Учим Чтению
Автор: Пономаренко Анна Валерьевна   
07.09.2019 05:25

Проект на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» в средней группеПроект на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» в средней группе

Выполнила: Пономаренко А. В. Безенчук, 2018 государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение «детский сад Берёзка»

Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребёнка

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

 

Скачать конспект

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Актуальность

Чтение книг – тропинка, по которой
умелый, умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский

«Дети перестали читать» — очень часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром

Уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие по русским народным сказкам», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Цель проекта:

  • Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.
  • Развитие творческого потенциала ребенка посредством ознакомления с русской народной сказкой.
  • Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

  • Развивать речевую активность детей, активизировать и обогащать словарный запас
  • Формировать правильный грамматический строй речи.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
  • Способствовать формированию коммуникативных способностей детей.
  • Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к русским народным сказкам.
  • Закреплять и расширять знания детей о сказках.
  • Развивать творческие навыки, коммуникативные умения.
  • Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
  • Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
  • Развивать у детей творческие способности через продуктивные виды деятельности и использовании ИКТ;

Предполагаемый результат:

В ходе проекта, я жду определённых результатов:

  • развитие интереса к русской литературе;
  • приобщение детей к народному творчеству;
  • совершение лексико – грамматических средств языка;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в совместной деятельности;
  • развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
  • потребность и готовность проявлять сострадание и радость;
  • ответственность за свои дела и поступки

Взаимодействие с родителями:

  • Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).
  • Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
  • Совместное участие родителей и детей в них.
  • Устройство выставки работ детей и родителей «Мои любимые сказки».
  • Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).

Итоговое мероприятие: презентация «В гостях у сказки», утренник по сказке «По щучьему велению».

Краткая аннотация проекта

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник нравственного восприятия.

Любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект:

она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.. Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику – не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах. Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок, учит быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными

Проект направлен на развитие интереса детей к книгам, обогащение познавательного опыта, развитие творческих способностей детей. Во время проекта воспитанники познакомятся с русскими народными сказками, прочитают сказки, стихи, выполнят поделки и рисунки с любимыми героями, совместно выпустят иллюстрированную книжку, подготовят инсценировку.

Этапы реализации проекта:

I. Этап — Подготовительный (разработка проекта).

(10. 12. 2018 — 14. 12. 2018)

  • определение проблемы
  • постановка цели, задач
  • сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • составление перспективного плана работы.

На подготовительном этапе была определена проблема, сформулированы цель, задачи, составлен план работы с детьми и их родителями.

План работы.

Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры: «Назови сказку», «Найди лишнюю картинку», «Хорошо-плохо» «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?». Творческие задания «Узнай сказку по песенке героев», «Продолжи сказку», «Нарисуй сказку». Кубики и пазлы по русским народным сказкам.

Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок

Непосредственно образовательная деятельность: «Путешествие в сказку По щучьему велению»

Речевое развитие

Организованная образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка», «Теремок». Беседы с детьми о прочитанных сказках.

Чтение, слушание в аудиозаписи, обсуждение и пересказ сказок.

Физическое развитие Спортивное развлечение по сказке «По щучьему велению»

Художественно – эстетическое развитие Непосредственно образовательная деятельность: Рисование «Теремок» Аппликация «Теремка» Лепка героев сказки «Теремок».

Разучивание песен и танцев к сказке «По щучьему велению»

Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролине «Заюшкина избушка». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Теремок»

Взаимодействие с родителями Анкетирование: «Место сказки в семейном воспитании».

Консультации: «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство с русскими народными сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников», «Список литературы для детей 5 лет». Помощь в изготовлении костюмов по сказке «По щучьему велению».

II. Этап – Основной.

(с 17. 12. 2018 по 21. 12. 2018)

Второй этап работы включал в себя непосредственную реализацию проекта.

Дети не только слушали русские народные сказки, но и пересказывали их содержание, отвечали на вопросы, рассматривали иллюстрации разных художников, инсценировали сказки, например разучивали песни и танцы к сказке «По щучьему велению».

Принимали активное участие в оформлении уголка «В гостях у сказки». Совместно с родителями помогали в изготовлении декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов, устраивали сказочные вечера с участием бабушки–Рассказушки, организовывали показ кукольного театра «Волк и козлята».

Знакомились дети с русскими народными сказками и через продуктивные виды деятельности, это рисование красками, карандашами, фломастерами на такие темы, как «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», аппликация с элементами рисования «Теремок». Была организована выставка детских творческих работ «Мои любимые сказки»

Не менее яркие образы создавали дети в процессе лепки.

Складывание пазлов со сказочной тематикой, постройка Теремка для животных стало не только самостоятельным занятием, но и замечательным развлечением в группе.

Использование информации на компьютере в виде подборки развивающих и развлекающих мультимедийных игр дополняет содержание работы с детьми на данном этапе проекта. Это такие игры и творческие задания для детей, как «Угадай сказку», «Назови лишнюю сказку».

III. Этап – Заключительный (с 24. 12. 2018 по 28. 12. 2018 г.)

На заключительном этапе

  • презентация проекта (выставка детских работ, презентация на компьютере)
  • театрализация сказок «Теремок», «Заюшкина избушка»
  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата
  • обобщение результатов

Заключение.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность подхода к развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками и использование продуктивных видов деятельности, мультимедийного оборудования

Анализ проведенной работы показал, что используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в различных видах деятельности и применяя компьютер, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста. У ребенка формируется активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, что соответствует целям и задачам по формированию личности дошкольника Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год