Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конкурс чтецов, как один из приемов формирования читательской грамотности
Учим Чтению
Автор: Шелехова Нонна Павловна   
22.04.2019 21:22

Конкурс чтецов, как один из приемов формирования читательской грамотностиКонкурс чтецов, как один из приемов формирования читательской грамотности

Автор статьи: воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 7 «Чебурашка» города Мирного Архангельской области Шелехова Нонна Павловна

2017

(слайд 1)

Слайд 2. Грамотный читатель—это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Интерес к книге возникает потому, что она даёт возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

 

Скачать презентацию

Слайд 3. По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, воспроизведение ранее услышанного текста.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Слайд 4. Следовательно, целью дошкольного образовательного учреждения является — воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно — поэтического слова.

Слайд 5. Задачи ДОУ:

  • Создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей;
  • формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;
  • выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения
  • Развивать чувство ритма и рифмы

В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.

Педагог, используя поэтическое слово при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, при рассматривании картин и во время выполнения режимных моментов ребёнок приобщается к миру прекрасного – поэтическому слову. Слайд 6. Заучивание же стихов является одним из средств умственного, нравственного и эстетического развития. Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает его словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи, расширяет объём памяти.

Но немало важно не только заучить с детьми стихотворения, но и дать возможность показать свои умения в декламировании поэтических произведений. В нашем детском саду стали уже традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они позволяют каждому ребёнку в группе продемонстрировать свои умения в декламировании поэтических произведений.

Особенно заметно это в выступлениях детей на праздниках, участиях в конкурсах чтецов, в исполнении ролей играх драматизациях. Поэтому необходимо выделить основные принципы организации такого вида досуговой деятельности и требования, которыми следует руководствоваться при подготовке к такому празднику (конкурсу).

Это чёткое произношение текста, выразительность речи, эмоциональность. Слайд 7. Выразительность речи дошкольника вырабатываются с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение. Для этого необходима поэтапная работа, сопровождающая тематикой, подбором литературы, игр-упражнений, игр-этюдов, стихов.

Слайд 8. Первый этап конкурса чтецов. К отбору репертуара конкурсных стихов нужно подходить вдумчиво и серьёзно. Это могут быть произведения одного автора или стихотворения, объединённые одной темой, стараясь подбирать малоизвестные, интересные, небольшие по объёму и понятные детям тексты. Необходимо помнить, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их.

Следующий этап (в группе) – подбор стихотворений по тематике «Конкурса чтецов в ДОУ», заучивание стихотворений, используя приём сопоставления выразительного и невыразительного чтения, давая понять ребёнку, как правильно и красиво с использованием интонации, должен звучать текст.

На третьем этапе необходимо провести в группе миниконкурс чтецов, заранее составить сценарий конкурса. (для детей младшего возраста; для родителей). В сценариях всегда присутствует множество игровых моментов побуждающих детей к образному движению, звукоподражанию, подбору рифмы, словотворчеству и тому подобное.

Взрослые принимают активное участие в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, готовят атрибуты и подарки, исполняют роль сказочных персонажей.

При проведении такого рода мероприятия не остаётся в стороне не один ребёнок, каждому предоставляется возможность продемонстрировать свои умения. В группах старшего возраста каждый участник конкурса чтецов получает свою награду в какой либо номинации ( «Создание яркого образа», «За обаяние» и другие). С детьми младшего и среднего дошкольного возраста организуются поэтические праздники.

Оценивая детей по критериям: чистая, чёткая речь; эмоциональность; оригинальность; творчество. (дети награждаются призами)

Лучшие чтецы из каждой группы — победители предыдущего этапа принимают в заключительном четвёртом этапе, который состоится в театральном зале. (Это целостная система работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития).

В рамках мероприятий, посвященных Году пожарной охраны, в нашем детском саду прошел конкурс чтецов на противопожарную тематику. Слайд 8. Он то и стал толчком для проведения последующих конкурсов чтецов.

На праздник пришли не только дети, но и герои сказок – Незнайка и Спичка, которые не только поиграли с ребятами, но и выучили правила пожарной безопасности. Ребята очень старались донести до каждого присутствующего в зале смысл стихотворения. Многие воспитанники сопровождали свое выступление костюмами, рисунками или мультимедийными презентациями.

В апреле в детском саду» прошли уже ставшие традиционными конкурсы чтецов, посвящённые «Дню птиц» Слайд 9. и «Дню Земли», в котором приняли участие дети старших и подготовительных групп.

На поэтический праздник, организованный педагогом-психологом Светланой Геннадьевной Дудоровой и учителем-логопедом Анной Борисовной Дёминой, были приглашены родители и педагоги.

К воспитанникам подготовительных групп на праздник пришли Тучка и Солнышко, а дошкольники познакомили всех присутствующих со стихотворениями, посвящёнными Всемирному Дню Земли. В их исполнении прозвучали стихотворения: «Праздник леса», автор С. Маршак, «Мать-земля», автор Л. Абдулова и др.

Слайд 10. К воспитанникам старших групп на праздник пришли орнитолог Петя и хулиган Боря. Орнитоша рассказал детям про птиц, а дети прочитали стихотворения: «Новая столовая», автор З. Александрова, «Воробышки», автор О. Белявская и др. Даже хулиган Боря проникся поэзией и пообещал помогать птицам и оберегать их.

Доброжелательная обстановка, громкие аплодисменты, весёлые игры, поддержка родителей воодушевляли ребят. Мероприятие прошло на творческом подъёме, довольны им остались и дети, и родители. Всем детям были вручены грамоты и сертификаты.

Необходимо отметить, что литературные конкурсы занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса. Нам очень бы хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге.

Слайд 11.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год