Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по методике Г.Домана
Учим Чтению
Автор: Нехаева Марина Александровна   
28.05.2018 16:37

Опыт работы по методике Г.ДоманаОпыт работы по методике Г.Домана

(исследование проводила учитель – логопед Нехаева М.А.)

Обогащение активного и пассивного словаря

1. Принципы в системе Домана

Первый принцип раннее чтение –в системе Г. Домана. Обучение чтению в самом раннем возрасте (по Доману, начинать можно с года, а то и раньше) дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. (Речь идет не о стандартном заучивании букв и разбору по слогам, а обучение ребенка).

 

Скачать конспект

Обучать ребенка чтению можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см. и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала, подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, предметы ребенка, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ этих карточек нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения:

Ежедневное содержание — 5 наборов слов (25 карточек).

Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

Частота — каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

Продолжительность одного занятия — 5 секунд.

Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

Обратите внимание: дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

Последовательность обучения чтению выстроена от простого к сложного:

Первый этап — отдельные слова.

Второй этап — словосочетания.

Третий этап — простые предложения.

Четвертый этап — распространенные предложения.

Пятый этап — книги.

Второй принцип: раннее обучение математике;

Для обучения ребенка счету нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

Последовательность обучения счету на фактическом материале выстраивается следующим образом:

Первый этап — освоение понятия "количество".

Второй этап – уравнения.

Третий этап — решение задач.

Четвертый этап — освоение понятия "цифра", запоминание цифр.

Пятый этап — цифровые уравнения.

Третий принцип: передача ребенку энциклопедических знаний о мире (включая иностранные языки, музыку, живопись, географию, историю, зоологию и т.д.) тоже по специально разработанной в институте Домана системе.

«По большому счету, — считает Доман, — цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.

Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям:

  1. Отчетливо видны все детали.
  2. Изображен только один предмет.
  3. У него должно иметься специальное название.
  4. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.
  5. Карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.
  6. Карточка должна быть чистой.

На одно занятие по карточкам с картинками отводится около 30 секунд.

Доман разделил все существующие знания на десять разделов:

  1. Биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.
  2. История – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т.д.
  3. География – в него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т.д.
  4. Музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т.д.
  5. Искусство – в него входят категории, например, картины Ван-Гога, и, соответственно, набор карточек — репродукций: "Школьник", "Подсолнухи", "Мадам Рулин со своим ребенком", "Почтальон Рулин", "Печальный старик", "Терраса кафе ночью", "Автопортрет", "Цыганские телеги", "Церковь в Оверне", "Поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.
  6. Математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.
  7. Анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек – рисунков костей: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.
  8. Общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.
  9. Язык – в него входят категории, например, итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.
  10. Литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.д.

Занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории. Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией:

Четвертым и очень существенным принципом, на котором держится вся система Домана, является раннее физическое развитие и активное движение с рождения.

В институте Домана огромное значение придают физическому развитию. Дети, занимающиеся по его системе, — это вовсе не болезненные вундеркинды. Это пышущие здоровьем и энергией тренированные спортсмены. В парке рядом с институтом четырехлетние дети бегут кроссы по пять-десять километров вместе с родителями. И это никого не удивляет: так выглядит норма Домана.

2. Исследовательская работа.

В условиях нашего реабилитационного центра мы не можем применять полностью методику Г.Домана, т.к. главными критериями есть долговременное и систематичное проведение занятий направленное на комплексное развитие ребёнка, а так же начало занятий нужно начинать с рождения без перерыва, изо дня в день, только тогда методика Г.Домана даст свои результаты, а за 21день которые посещают дети наш центр не возможно сделать то, что Г.Доман делал годами например: научить ребёнка читать.

Но мы можем взять отдельный блок из методики – это передача ребенку энциклопедических знаний о мире, который может помочь детям в обогащении пассивного и активного словаря, т.к. имея не просто картинки, а картинки с надписью у ребёнка идёт механическое запоминание образа слов и букв.

Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Я в своей практике применяю отдельный блок из методики Г.Домана это – блок передача ребенку энциклопедических знаний о мире, т. к. можно сразу формировать пассивный и активный словарь применяя наглядный материал, целью обучения глобальному чтению я не ставлю.

Так же применяю дыхательную гимнастику с наглядным материалом

(гласные буквы), которая основана на этой методике и использована Архиповой Е.Ф в выработке речевого дыхания у детей с ДЦП

Дыхательная гимнастика.

Принцип гимнастики заключается в том, что ребёнку показываются карточки с напечатанными буквами красного цвета и каждая буква обрабатывается как звук, т.е. пропевается на твёрдой и мягкой атаке, при этом решается сразу несколько задач:

  1. Вырабатывается правильное речевое дыхание;
  2. Без труда запоминается наглядный и звуковой образ буквы.

Цель исследования — пассивное и активное запоминание букв.

Для исследования были взяты 10 детей:

5 детей 4лет с нормой в развитии;

(Никитюк С, Сухова Л, Воеводина А., Павлова С, Киршин Д)

5 детей разного возраста, 7 л,5л, 4г – с отставанием в развитие (дизартрия ДЦП, РДА, ЗПР ЗРР, УО, ДЦП Ф- 71) Речи нет у 3детей

(Батуева В, Первушин Д, Нороян В, Камардина В, Сидмашкин И)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год