Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Адаптация
Автор: Борисова Екатерина Васильевна   
28.10.2025 15:10

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском садуАдаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Детский сад для ребенка — это первая ступень социализации, где дети учатся общаться, понимать себя и других, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Так формируется основа для успешного обучения и полноценного общения в будущем.

Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) этот процесс дается сложнее: они дольше привыкают к новой обстановке, дольше усваивают правила, им чаще требуется помощь и внимание педагога, индивидуальный подход.

Родители, имеющие ребенка с нарушениями развития, проявляя гиперопеку и стремясь обеспечить максимальный комфорт своему ребенку, ограничивают его социальное взаимодействие, избегают новых социальных контактов и минимизируют участие в общественной жизни. Это приводит к тому, что социальная среда детей с ОВЗ сужается до семьи, что, в дальнейшем затрудняет их социальную адаптацию и интеграцию в общество.

 

Факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию детей с ОВЗ: возраст ребенка, состояние здоровья, тип высшей нервной деятельности, стиль семейного воспитания, уровень развития игровых навыков, контактность, доброжелательность и эмоциональная зависимость от матери.

Формы работы, способствующие социальной адаптации детей с ОВЗ:

  1. Полная интеграция (ребенок с ОВЗ посещает группу общеразвивающей направленности, при этом ему оказывается специализированная помощь).
  2. Временная интеграция, включающая участие детей с ОВЗ в совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях).
  3. Частичная интеграция, при которой ребенок посещает только отдельные занятия и мероприятия в детском саду.

Этапы психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей с ОВЗ:

  1. Диагностика ребенка и его семьи, выявление механизмов психологической защиты.
  2. Составление индивидуальных программ сопровождения на основе карт реабилитации.
  3. Планирование работы специалистов с родителями.
  4. Непосредственная работа с ребенком и его родителями, включающая беседы, родительские собрания, участие в конкурсах, праздниках, занятиях.
  5. Итоговая диагностика и анализ достижения поставленных целей.

Методы и формы, используемые в работе с детьми с ОВЗ:

  1. Беседы и анкетирование семьи ребенка для изучения стиля жизни и взаимоотношений.
  2. Консультации, направленные на информирование родителей об особенностях развития ребенка.
  3. Индивидуальные и групповые занятия с использованием методов сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, интерактивных игр.
  4. Проведение конкурсов и тренингов совместно с родителями, что способствует формированию активной родительской позиции.

Характеристика социального воспитания ребенка с ОВЗ дошкольного возраста

Третий год жизни: первый шаг в большой мир и адаптация

В раннем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает себя частью группы. Он учится дружить, проявлять инициативу, подражать взрослым. Если правильно запустить эти процессы, в будущем ребенку с ОВЗ будет проще адаптироваться в социуме.

Совместные действия и подражание.

Для ребенка с ОВЗ многое начинается с простого наблюдения за взрослым. Важно вовремя включить ребенка в совместную деятельность, помочь почувствовать себя участником. На этом этапе подражание становится естественным способом обучения: ребенок копирует действия, повторяет жесты, начинает следовать речевым инструкциям.

Что можно делать на практике:

  • использовать разные наглядные приемы: указательный жест, показ, действия по подражанию и по речевой инструкции. Чтобы малыш усвоил способ действия, нужно научить его воспроизводить указательный жест, понимать подобные жесты сверстников, использовать их в определенной ситуации.
  • побуждать ребенка к выполнению элементарной речевой инструкции, которая регламентирует какое-либо действие.

Примеры игр на основе элементарных действий вместе со взрослым и по подражанию: «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»); «Ладушки» (участники хлопают друг друга по ладошкам в такт словам стихотворного ритма); «Часики» (совместные покачивания вперед-назад cо словами «тик-так»).

Элементарные действия по речевой инструкции с использованием указательного жеста и без него: «Покажи, где» (глазки, ушки, ротик, носик, ручки, пальчик, ножки); «Сорока-ворона» (взрослый водит пальцем по ладони ребенка, приговаривая рифмованные строки, а затем поднимает палец, побуждая малыша поймать его); «Брось мячик» / «Возьми карандаш» / «Дай куклу» / «Держи флажок».

Обучение детей первичным способам усвоения общественного опыта необходимо для укрепления уверенности ребенка в своих силах и облегчает процесс адаптации к новому окружению. В дальнейшем это позволит ему легко соблюдать режимные моменты.

Установление прочных эмоциональных контактов

Для детей с ОВЗ особенно важна стабильная, эмоционально теплая связь с окружающими. Чувство безопасности, принятия и доверия помогают им включаться в общение и чувствовать себя частью группы.

Необходимо:

  • создавать условия для безболезненного включения ребенка в группу и готовить детей к изменениям: предупреждать, объяснять, вводить элементы новизны постепенно, обыгрывая их в привычных ситуациях;
  • учить детей тактильно-эмоциональным способам выражения чувства привязанности и любви. Таким образом, педагог закрепляет положительную реакцию ребенка на близкого взрослого.

Четвертый год жизни: развитие самостоятельности и любознательности

На четвертом году жизни у ребенка расширяются представления о себе и своем окружении. Он начинает использовать речь как основной инструмент общения и понимает: чем точнее он выражает свои мысли, тем проще ему договариваться с другими детьми, формировать связи, решать конфликты.

Привитие образца поведения в конкретной ситуации

На этом этапе особенно важно, чтобы ребенок начинал осмысленно действовать в бытовых ситуациях, а не просто подражал взрослому. Речь о простых, но значимых действиях, которые формируют привычку.

Для этого необходимо:

  • учить ребенка навыкам самообслуживания;
  • учить ребенка выражать свои потребности и желания, используя словосочетания «Я хочу…», «Я не хочу…», подкрепляя их мимикой и жестами, выразительными движениями.

Примеры игр на основе выражения потребностей и желаний в речевой форме: «Кому подаришь…?» (игрушку, улыбку, шарик); «Позови друга в гости»; «Зайка, зайка, что с тобой?».

Что можно делать на практике для эмоционального взаимодействия с окружающей средой и позитивного общения:

  • учить ребенка здороваться, доброжелательно отвечать на приветствие взрослого или сверстника, благодарить, тепло прощаться;
  • создать для каждого ребенка индивидуальный альбом с фотографиями, отражающими основные события, происходящие в его ближайшем окружении. Так ребенок будет учиться узнавать и выделять себя на фотографиях, называть имена и отчества близких взрослых, изображать их на рисунках, развивать речь, рассказывая о главных событиях своей жизни.

Пятый год жизни: управление эмоциями

На протяжении пятого года жизни у детей совершенствуются навыки, которыми они в той или иной мере уже овладели, а также закрепляются адекватные формы поведения и способы взаимодействия в повседневной жизни.

Развитие эмоционального интеллекта и потребности в общении со сверстниками

Ребенок учится понимать, что с ним происходит: как меняется настроение, почему появляются те или иные желания и реакции. Осознание собственных чувств и чувств других людей — это основа формирования отношений.

На практике необходимо:

  • учить справляться со страхами (например, показать дыхательные упражнения);
  • обучать различать настроение и эмоциональные состояния окружающих людей (радость, печаль, гнев), выражать сочувствие (пожалеть, помочь);
  • формировать потребность детей в дружбе.

Примеры игр для позитивного эмоционального взаимодействия: «Веселый хоровод»; «Покружись, улыбнись» (в парах); «Угадай настроение мелодии» (грустная, веселая, нежная, бодрая).

Создание групп детей по интересам и организация их совместной деятельности: «Дочки-матери»; «Поварята» (двое детей, любящих готовить и накрывать на стол); «Уберем игровой уголок» (с распределением обязанностей).

Это важно ребенку для понимания и регулирования эмоций, ему будет проще строить отношения и справляться с трудностями. А в совместных играх у детей формируются положительные формы взаимодействия.

Формирование субъектно – объектных отношений

В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что он может влиять на окружающий мир. Он понимает, что способен сам выбрать объект, взаимодействовать с ним и получить результат. Это важный шаг на пути к формированию самооценки и развитию самосознания.

Что можно делать на практике:

  • обращать внимание на предпочтения детей в выборе занятий, игр, игрушек, предметов быта;
  • подчеркивать роль самого ребенка в достижении того или иного результата при взаимодействии с игрушками.

Шестой и седьмой годы жизни: осознание себя, физическое здоровье и взаимодействие с окружающими

В возрасте 6–7 лет совершенствуется психическое развитие: дети осваивают более сложные формы взаимодействия с окружающими, учатся определять свое место в коллективе. В этом возрасте также важно помочь ребенку сформировать здоровые привычки: в этот период особенно высок образовательный потенциал игр.

Обучение поведению в различных жизненных ситуациях

В этом возрасте дети уже знакомы с базовыми правилами общения, но нуждаются в расширении поведенческого репертуара — особенно в непростых или новых для них ситуациях. Важно помочь детям распознавать такие ситуации и находить приемлемые способы поведения в них.

Что необходимо делать на практике:

  • учить детей корректно выражать эмоции и находить способы их экологичного проявления. Показывать детям, как договариваться, делиться, мириться, отстаивать свою точку зрения без агрессии.
  • учить детей моделям поведения при встрече с агрессивно настроенным взрослым: либо быстро убежать (прекратить неприятный контакт), либо привлечь внимание другого взрослого, либо громко попросить о помощи окружающих.
  • разбирать с детьми конфликтные ситуации и предлагать варианты выхода из них: «Что делать, если тебя обидели?», «Как сказать другу, что тебе что-то не нравится?».
  • вовлекать детей в коллективные задания (накрывание стола, уборка игрушек), чтобы они учились работать в команде и договариваться.

Примеры игр для обучения поведению в различных жизненных ситуациях: «Наша Таня громко плачет» (определение изменяющегося эмоционального состояния персонажа при изменении ситуации); «Как поступить правильно?» (разбор жизненных ситуаций: что делать, если потерялся, если друг обиделся, если взрослый попросил помощи); «Испорченный телефон» (учит правильно выражать мысли, слушать собеседника); «Светофор вежливости» (дети сортируют ситуации по «цветам»: красный — нельзя, желтый — подумаем, зеленый — правильное поведение); «Толкнул — извинись» (упражнение на развитие эмпатии и умение мириться).

Освоение норм социального поведения помогает ребенку уверенно чувствовать себя в обществе, выстраивать доверительные отношения и находить общий язык со сверстниками. Эти навыки станут основой для успешной адаптации в школе и в будущем помогут ребенку легко находить друзей и решать жизненные ситуации.

Формирование здорового образа жизни

В 6–7 лет дети уже многое понимают о теле и здоровье. Важно помочь систематизировать эти знания. Не просто объяснить, что полезно или вредно, а связать с социальными ситуациями из жизни ребенка.

На практике необходимо:

  • закреплять у детей знания о своем теле и правилах гигиены;
  • объяснять, как режим дня влияет на самочувствие: почему важно вовремя ложиться спать, гулять, правильно питаться;
  • показывать на личном примере важность гигиены, правильного питания и режима дня.

Рекомендованные темы для работы с ребенком с ОВЗ:

  • «Путь к себе» — дети изучают свое тело: что могут руки, ноги, зачем нужны зубы, как правильно ухаживать за собой.
  • «Мир моих чувств и ощущений» — дети изучают органы чувств и накапливают собственный чувственный опыт.
  • «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» — знакомство с природными ресурсами как основой здоровья (на прогулке наблюдают за солнцем, делают дыхательные упражнения, ухаживают за растениями).
  • «Движение — основа жизни» — формирование у детей представлений о значении двигательной активности в жизни человека.
  • «Человек есть то, что он ест» — получение представления о полноценном, сбалансированном и здоровом питании, развитие навыков культуры питания и поведения за столом.
  • «Советы доктора Айболита» — формированию у детей представлений о возможностях традиционного, лекарственного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма.
  • «Здоровье — всему голова» — закрепление у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни как об одной из важнейших жизненных ценностей человека.

Если ребенок с детства понимает ценность здоровья, он бережнее относится к себе, лучше адаптируется к нагрузкам в школе и легче соблюдает режим дня. Это не просто теория — это основа благополучного будущего.

«Акваметод» — эффективный метод, снижающий адаптационный стресс у детей. Акваметод рассматривается как наиболее эффективный метод борьбы с тревожностью, различными фобиями и другими негативными психологическими состояниями. Этот метод включает в себя различные игры с водой. Первое вещество, с которым знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет неограниченные возможности познать мир и себя в нем. Игры с водой оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создать радостное настроение, снимает напряжение, способствует релаксации.

Игры и упражнения «Акваметода»

Цель игры: Создание радостного настроения, снятие психоэмоционального и физического напряжения у детей с ОВЗ.

«Веселые кораблики» — дети запускают в воду разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

«Нырки» — дети опускают в воду мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды.

«Ловкие пальчики» — дети опускают в воду поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

«Бульбочки» -дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

«Тонет — не тонет» — дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

«Морские сокровища» — дети достают со дна емкости ( «моря») «сокровища» — камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

«Веселые зверушки» — игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.

Игра «Достань ракушку» ( «Достань камешек»)

Цель: развитие внимания, координация движений.

Содержание: на дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь малышу. Такое занятие можно также рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.

Игра «Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Содержание: взрослый опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?» — Они растаяли, превратились в воду».

Игра «Тёплый – холодный»

Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».

Материал: игрушки двух видов, по2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, пингвины и крокодилы, кораблики и дельфины, небольшие мячики – красные и синие, красные и жёлтые, зелёные и белые и т. п).

Содержание: взрослый наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки — в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Материал: для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка грецкого ореха, лоскуток ткани, деревянная палочка и т.д.).

Содержание: взрослый предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

Игра «Капитаны»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Содержание: взрослый наполняет емкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега к другому. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет.

«Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» — взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П — П — П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П». Предлагает подуть так же и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно.

Во время игр вы обязательно должны похвалить малыша за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игры с водой должны приносить детям радость.

Успешная адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей и педагогов.

Несколько советов для родителей:

Ваш ребёнок пошел в детский сад. Надеемся, что Вы готовились к этому событию – приучали малыша к новому режиму дня, учили общаться со сверстниками на игровых площадках, приучали самостоятельному выполнению культурно-гигиенических процедур, отучили от соски, бутылочки, научили ребёнка играть.

Что же делать, если специальной подготовки к детскому саду не было? Постарайтесь облегчить своему малышу привыкание к новым условиям, к новым людям, для этого:

  • Больше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях.
  • Старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.). Кроме того, в будние дни лучше, если малыш будет просыпаться за час до того времени, когда вы планируете выходить из дома.
  • Формируйте у ребёнка культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.
  • Чтобы в детском саду было меньше проблем с питанием максимально приблизьте меню вашего ребенка к меню детского сада, устраните перекусы между едой. Если у ребёнка проблемы с аппетитом стоит поговорить с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе.
  • Чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками. Правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Приучайте ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками.
  • В первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые (папа или бабушка).
  • Ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни.
  • Формируйте у ребёнка положительный настрой к детскому саду – рассказывайте истории из собственного опыта, обращайте внимание на положительные моменты посещения детского сада.

Главным условием быстрой и успешной адаптации ребёнка с ОВЗ к детскому саду является сохранение у него чувства защищённости, которое должно обеспечиваться всеми участниками образовательного процесса.

Таким образом, обучение в детском саду должно корректироваться постоянно, с учётом обнаруживающихся индивидуальных особенностей, приобретая черты живого, динамического процесса, в котором задействованы практически все участники. Поэтому необходимо бережно сопровождать ребенка с ОВЗ на всём протяжении адаптационного периода, помогая справляться с трудностями и осмысливать новый опыт. Только так дошкольное образование можно сделать максимально полезным для ребёнка, что позволит ему стать смелым и уверенным в себе человеком. Не случайно крепость дома во многом определяется тем фундаментом, на котором он выстроен, а он, в свою очередь, для каждого из нас закладывается в самом детстве.

Список литературы:

  1. "Инклюзивное образование". Выпуск 4. "Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду". – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  2. "Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей". — М.-2005
  3. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. О проблемах инклюзивного образования Велес. 2016. № 11-3 (41). с. 33-35.
  4. Потапов О.Н. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (регион. аспект): автореф. дис. канд. социол. наук. — Саратов, 2007 -168с.
  5. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Педагогика, 1980.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 41 (403) выйдет
7 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год