Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ»
Адаптация
Автор: Арбузова Е.С. Денисова С.В.   
16.06.2025 23:08

Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ»Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ»

Выполнили:

  • Арбузова Е.С.
  • Денисова С.В.

Опыт работы МБДОУ «Детский сад № 161»

Сегодня мы хотим представить вам систему работы по социальной адаптации всех участников воспитательного образовательного процесса в ДОУ (детей, родителей, педагогов).

Цель нашей работы оказание психолого-педагогической поддержки детям, родителям, педагогам.

 

Скачать презентацию

Главными задачами для нас в этот период было

  1. формировать положительный настрой детей и родителей на детский сад.
  2. снижать эмоциональное напряжение и тревогу.
  3. просвещать родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Принципами нашей работы по адаптации детей в ДОУ являются:

  1. Создание предметно –развивающей среды в группе;
  2. Методы и приемы первого контакта взрослых с детьми;
  3. Гибкий режим пребывания;
  4. Индивидуальный подход к ребенку;
  5. Учет возрастных и психологических особенностей;
  6. Работа с родителями.

Работая с детьми, впервые пришедшими в детский сад, мы столкнулись с тем, что все ребята разные по своим умениям, уровню физической и психологической подготовки. Кто — то плохо говорил, не ел самостоятельно, кто –то боялся детей и прибывал в постоянной тоске по маме. Действительно адаптационный период один из ответственных моментов в жизни ребенка, в этот период происходит приспособления организма к новой обстановке. И осознавая важность быстрой и безболезненной адаптации малышей, для сохранения их здоровья и своевременного развития, мы уделили большое внимание организации адаптационного периода. При планировании своей работы, мы старались учитывать то, что наиболее интересно и близко детям этого возраста.

Поэтому первую встречу с малышами мы организовали в форме игровой экскурсии по групповым комнатам, предварительно украсив их шарами, чтобы у детей сложилось ощущение праздника. В приёмной предложили каждому ребенку посмотреть на шкафчики, на картинки и попробовать открыть их. Открывая шкафчики, дети нашли в одном из них нарядную куклу. Это талисман нашего сада и зовут её Радужка. Она познакомилась с детьми, рассказала, что это за помещение, для чего нужны шкафчики и пригласила детей в спальную. В спальне дети вместе с Радужкой рассматривали кроватки, пробовали на них сидеть, лежать. На одной из кроваток детей ждал сюрприз- медвежонок, который спал, укрывшись одеялом. Мы Мишку разбудили и пригласили в путешествие дальше. В умывальной комнате Мишка в игровой форме познакомил малышей с комнатой. Малыши узнали, для чего здесь горшки, кран, полотенца. Затем Мишка и Радужка пригласили всех в групповую комнату, где детей ждали различные игры, сюрпризы.

Весь последующий месяц в работе с детьми нам помогали игровые моменты, подобранные по дням недели с определённой целью.

В понедельник мы использовали игры, которые поддерживали эмоционально-комфортное состояние ребенка: «Секрет в бумаге», «Ладушки», «Нежно гладим мы зверят» «Веселые платочки», «Привет-дружок-пока, дружок», «Заинька», «Румяные щечки», «Покажи картинку», «Поезд», «Солнечные зайчики» и т.д.

Во вторник использовали игры, чтобы познакомить и сблизить детей друг с другом: «Мячик», «Кто в домике живет», «Игра с собачкой», «Передай колокольчик», «Догони зайчика», «Лошадка», «В нашей группе» и т.п.

В среду использовали игры, чтобы сформировать доверительное отношения между воспитателем и детьми; создать хорошее настроение у детей, развивать речь, взаимодействие взрослого и ребенка: «Веселая пляска», «Солнечные зайчики», «Зайка беленький», «Вороны», «Мотыльки», «Раздувайся пузырь», «Лови-лови», «Расскажи стихи руками» и т.д.

В четверг использовали игры на формирование чувство доверия к воспитателю через организацию тактильного контакта; преодоление отчуждение между воспитателем и ребенком, снятия чувство страха в общении с малознакомыми людьми: «Игра с бубном», «Твои пальчики», «Мирит нас мирилочка», пальчиковая гимнастика: шарик, веселый оркестр, части тела, семья и т.д.

В пятницу использовали игры, чтобы развивать у ребенка психологическую автономность и самостоятельность: «Игры на самопознание», «Гуляка», «Непослушные котята», «Застучали ножки», «Мышки», «Два жука».

Работа проводилась индивидуально и по подгруппам, с музыкальным сопровождением.

В течение всего дня, чтоб обеспечить эмоционально положительное общение педагога с детьми во время умывания, кормления, одевания, засыпания использовали потешки, прибаутки, различные песенки.

Таким образом, продуманное взаимодействие педагога с ребенком, впервые пришедшим в детский сад, дает положительные результаты. Дети быстро адаптируются к новым условиям, чувствуют себя здесь комфортно и активно взаимодействуют с воспитателями.

Работа с родителями

Работа с семьей начинается за 2 месяца до поступления ребенка в детский сад.

В мае родителей приглашают на «День открытых дверей».

В июне или июле –на родительское собрание для вновь поступающих, где кратко знакомят с работой дошкольного учреждения, показывают презентацию «Адаптация детей к ДОУ».

С помощью презентации решается вопрос психолого-педагогического просвещения родителей. В ней дается информация:

Об основных факторов адаптации;

О том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад;

Как поддержать его в первые дни пребывания;

Как в домашних условиях снять эмоциональное напряжение.

В августе, когда дети начинают посещать сад, с родителями проводится работа. Наряду с традиционными формами – беседы, родительские собрания, анкетирование, мы выбрали инновационную модель, организовали Адаптационный клуб «В детский сад без слез» (практические занятия).

Цикл состоит из пяти занятий. Продолжительность каждого занятия 1ч 30 минут. Количество участников от 5 до 7 человек. Группа формируется по желанию родителей, примерно на 2 -3 й неделе с начала посещения ребенком ДОУ.

На первой встрече родители познакомились с психологической зарядкой «Давайте познакомимся». Им были предложены игры на понимания поведенческих особенностей ребенка в период адаптации: «Мои ощущения», «Мой ребенок, когда он впервые пришел в детский сад». Познакомились с основными характеристиками адаптации.

На второй встрече родители продолжили знакомиться друг с другом

упражнение «Здравствуй уважаемый», «Кто я», «Менялки»;

учились анализировать детское восприятие, упражнение «Возвращение в свое детство»;

Познакомились с возрастными характеристиками детей.

На третьей встрече с родителями для снятия напряжения и мобилизации внимания проводились упражнения: «Сигнал», «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста; познакомили с играми для детей различных типов темперамента; встреча закончилась зарядкой позитивного мышления «Именно сегодня».

На четвертой встрече для создания позитивного настроения и повышения работоспособности проводились игры «Снежный ком»; Родителям были показаны приёмы игрового взаимодействия: игровой массаж «Паучок», игра-сказка «Девочка и яблочко». В конце встречи проведена релаксация «Подснежник».

На пятой встрече родители учились снимать эмоциональное напряжение, активизировать внутригрупповое взаимодействие: игра «Имена-качества», упражнения: «Погодный массаж», «Какой он мой ребенок». Для развития эмоциональных отношений в системе «Мать – ребенок» родителям была показана нетрадиционная техника рисования и лепки.

На этих встречах родители имели возможность снять эмоциональное напряжение, поразмышлять над проблемами и радостями, связанными с воспитанием ребенка раннего возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год