Адаптация ребенка в детском саду |
Адаптация | |
Автор: Мелкумян Рузанна Варужановна | |
23.11.2024 19:28 | |
Адаптация ребенка в детском саду Гимназия № 23, г. Химки ДО «Подолино» Педагог – психолог: Мелкумян Рузанна Варужановна Адаптация ребенка в детском саду — это процесс привыкания к новым условиям, обстановке, к взаимодействию и общению с детьми и со взрослыми. С адаптацией люди сталкиваются не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Попав в незнакомые условия, даже взрослые могут испытывать дискомфорт от привыкания к новым правилам, коллективу и задачам. В отличие от ребенка, у взрослого человека есть широкие знания, умения и навыки. Подходящее время для начала посещения детского сада: По мнению психологов лучшее время для социализации ребенка – это в возрасте 2–3 лет, когда ребенок начинает проявлять повышенный интерес к сверстникам. При этом родители всегда должны учитывать, что каждый ребенок индивидуален. То, что подходит для одного ребенка, не всегда оптимально для другого. Как же понять, готов ли ваш ребенок к посещению детского сада? Ответ прост: только на практике.
Легкая адаптация длится примерно 3–4 недели. В легкой адаптации подразумевается следующее: когда слезы высыхают через несколько минут, после расставания с вами (родителями), когда ваш ребенок контактирует со сверстниками в группе, общается с воспитателями, выполняет все режимные моменты детского сада). Средняя адаптация — не менее 2- х месяцев (ваш ребенок часто болеет, не отпускает вас, может немного погрустить в течение дня, общается со взрослыми и детьми без энтузиазма, постоянно спрашивает: «Где моя мама/мой папа?», избирательно ест и не всегда спит в тихий час). Тяжелая адаптация — 2 и более месяцев (ваш ребенок при расставании с вами плачет, вырывается, не хочет заходить в группу, долго успокаивается, не идет на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями и отказывается соблюдать режимные моменты детского сада). Тяжелая адаптация показывает, что ваш ребенок психологически не готов к посещению детского сада. Конечно, родители могут посоветоваться с психологом или с неврологом. Но, в любом случае, решение о готовности ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения родители принимают самостоятельно. От каких факторов зависит успешная адаптация ребенка в детском саду? Для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос, давайте поговорим обо всех участниках этого процесса: ребенок, родитель и педагог. Для начала разберем «главного героя»: РЕБЕНОК 1. Первым делом хотелось бы обсудить формирование навыков самообслуживания: Ребенку будет намного проще привыкать к новым условиям, если у него будут сформированы навыки самообслуживания, например: элементарные гигиенические процедуры: чистка зубов, мытье рук и умывание; навыки приема пищи: есть ложкой или вилкой, пить из стакана; проситься и ходить в туалет; первоначальные навыки одевания и раздевания; самостоятельно уходить на сон. Что я подразумеваю под понятием «самостоятельный сон»? Сон без пустышки и укачиваний (ребенок лег в кровать, укрылся или же ему помогли укрыться, и он уснул). Сон без дополнительной помощи. Да, ребенок может засыпать с этим, но без дополнительной помощи он тоже может уснуть без капризов. Это важно, так как на стресс адаптации может наложиться еще и новый дискомфорт с засыпанием. Также необходимо подстроить сон и режим дня ребенка под режим детского сада. Для того, чтобы привыкнуть к новому ритму, ребенку потребуется от недели до 2 — х месяцев. Соответственно, если мама заранее подготовила ребенка под распорядок дня детского сада, ему будет значительно проще. 2. Вторым этапом обсуждения хочется выделить опыт общения с ровесниками и другими детьми. Невольно возникает вопрос: где же ребенку приобрести данный опыт? Первое, что придет в голову каждому родители, это, конечно же, детские площадки, далее, на развивающих занятиях и секциях, которые может посещать ваш ребенок: плавание, танцы, гимнастика и так далее, где ребенку приходится учиться взаимодействовать с другими детьми и порой даже без слов — при помощи жестов. (Особенно это касается игрушек, ведь самые первые конфликты в саду зачастую возникают из-за них). Дорогие родители, обучайте ребенка средствам общения, объясняйте ему, что делать, если кто-то попросил игрушку, как меняться ими, как и что отвечать, если ты не готов делиться, или, наоборот, как попросить понравившуюся игрушку у другого ребенка. Если проговаривать и практиковать это заранее, то, придя в детский сад, у ребенка уже будет опыт взаимодействия со сверстниками. 3. Формирование навыков общения ребенка со взрослым. Задавались ли вы (родители) следующим вопросом: может ли ваш ребенок попросить помощи у взрослого человека? Всегда ли он понимает, когда ему хочется в туалет или его мучает жажда? Часто, дома бывает так, что ребенок еще не успел проголодаться, а его уже посадили за стол. Он еще не успел понять, хочет ли в туалет, а его уже посадили на горшок. А умеет ли ваш ребенок самостоятельно распознавать свои желания? РОДИТЕЛИ 1. Доверительное отношение родителя к детскому саду и будущим педагогам группы, в которую зачислен ваш ребёнок. Если вы, как родитель, не доверяете детскому саду по каким-либо причинам, то это не доверительное отношение транслируется и вашему ребенку, который, глядя на вас и чувствуя вас, точно поймет что-то неладное. Эти невербальные сообщения происходят между мамой и ребенком на уровне эмоций и ощущений. Поэтому, положительный настрой родителей станет главной опорой для вашего малыша. 2. Постепенная подготовка ребенка к посещению детского сада. Лучше заранее узнать, по какой программе работает детский сад, куда Вы хотите привести своего малыша, и прочитать/получить в саду информацию, какой режим дня в конкретной возрастной группе. Как мы отмечали выше, на перестройку режима детям может потребоваться от недели до 2 – х месяцев. 3. Прощание с улыбкой. Очень редко адаптация в детском саду проходит без слез. Но родителям стоит постараться сохранять спокойствие и объяснить ребёнку, куда мама уходит и когда она вернется, чтобы забрать его. Единица времени сложна для маленького ребенка и фраза: «Мама заберет тебя через 10 минут», очень абстрактна и не говорит ребенку ни о чем. Как же разговаривать с ребенком о времени?
4. Продолжительность нахождения ребенка в детском саду. Первое время, пока ребенок адаптируется к новой обстановке, водить его лучше на 1–2 часа. Если через несколько дней он адаптировался, можно оставлять его до обеда, потом — забирать после сна. Даже если он плачет, но быстро успокаивается, интересуется игрушками, играет с ровесниками, общается с воспитателем, педагогами, хорошо кушает, спокойно спит, проявляет активность во время занятий и в свободной игре, то постепенно можно оставлять его до вечера. ПЕДАГОГИ Все педагоги, любящие детей и свою профессию, заинтересованы в том, чтобы у воспитанников быстро прошел период адаптации, им стало комфортно и интересно в саду. Ведь здоровый, радостный, развивающийся ребенок — это то, ради чего мы каждый день приходим на работу! Педагоги делают все возможное, чтобы у детей в детском саду было счастливое детство! Исходя их информации, которая представлена выше, можно сделать следующий вывод: для комфортного пребывания ребенка в детском саду и для его легкой адаптации, ребенка необходимо подготовить. Список литературы:
|