Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация ребенка в детском саду
Адаптация
Автор: Мелкумян Рузанна Варужановна   
23.11.2024 19:28

Адаптация ребенка в детском садуАдаптация ребенка в детском саду

Гимназия № 23, г. Химки ДО «Подолино» Педагог – психолог: Мелкумян Рузанна Варужановна

Адаптация ребенка в детском саду — это процесс привыкания к новым условиям, обстановке, к взаимодействию и общению с детьми и со взрослыми. С адаптацией люди сталкиваются не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Попав в незнакомые условия, даже взрослые могут испытывать дискомфорт от привыкания к новым правилам, коллективу и задачам. В отличие от ребенка, у взрослого человека есть широкие знания, умения и навыки.

Подходящее время для начала посещения детского сада:

По мнению психологов лучшее время для социализации ребенка – это в возрасте 2–3 лет, когда ребенок начинает проявлять повышенный интерес к сверстникам.

При этом родители всегда должны учитывать, что каждый ребенок индивидуален. То, что подходит для одного ребенка, не всегда оптимально для другого.

Как же понять, готов ли ваш ребенок к посещению детского сада? Ответ прост: только на практике.

 

Легкая адаптация длится примерно 3–4 недели. В легкой адаптации подразумевается следующее: когда слезы высыхают через несколько минут, после расставания с вами (родителями), когда ваш ребенок контактирует со сверстниками в группе, общается с воспитателями, выполняет все режимные моменты детского сада).

Средняя адаптация — не менее 2- х месяцев (ваш ребенок часто болеет, не отпускает вас, может немного погрустить в течение дня, общается со взрослыми и детьми без энтузиазма, постоянно спрашивает: «Где моя мама/мой папа?», избирательно ест и не всегда спит в тихий час).

Тяжелая адаптация — 2 и более месяцев (ваш ребенок при расставании с вами плачет, вырывается, не хочет заходить в группу, долго успокаивается, не идет на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями и отказывается соблюдать режимные моменты детского сада).

Тяжелая адаптация показывает, что ваш ребенок психологически не готов к посещению детского сада. Конечно, родители могут посоветоваться с психологом или с неврологом. Но, в любом случае, решение о готовности ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения родители принимают самостоятельно.

От каких факторов зависит успешная адаптация ребенка в детском саду? Для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос, давайте поговорим обо всех участниках этого процесса: ребенок, родитель и педагог.

Для начала разберем «главного героя»: РЕБЕНОК

1. Первым делом хотелось бы обсудить формирование навыков самообслуживания: Ребенку будет намного проще привыкать к новым условиям, если у него будут сформированы навыки самообслуживания, например: элементарные гигиенические процедуры: чистка зубов, мытье рук и умывание; навыки приема пищи: есть ложкой или вилкой, пить из стакана; проситься и ходить в туалет; первоначальные навыки одевания и раздевания; самостоятельно уходить на сон. Что я подразумеваю под понятием «самостоятельный сон»?

Сон без пустышки и укачиваний (ребенок лег в кровать, укрылся или же ему помогли укрыться, и он уснул). Сон без дополнительной помощи. Да, ребенок может засыпать с этим, но без дополнительной помощи он тоже может уснуть без капризов. Это важно, так как на стресс адаптации может наложиться еще и новый дискомфорт с засыпанием. Также необходимо подстроить сон и режим дня ребенка под режим детского сада. Для того, чтобы привыкнуть к новому ритму, ребенку потребуется от недели до 2 — х месяцев. Соответственно, если мама заранее подготовила ребенка под распорядок дня детского сада, ему будет значительно проще.

2. Вторым этапом обсуждения хочется выделить опыт общения с ровесниками и другими детьми.

Невольно возникает вопрос: где же ребенку приобрести данный опыт? Первое, что придет в голову каждому родители, это, конечно же, детские площадки, далее, на развивающих занятиях и секциях, которые может посещать ваш ребенок: плавание, танцы, гимнастика и так далее, где ребенку приходится учиться взаимодействовать с другими детьми и порой даже без слов — при помощи жестов. (Особенно это касается игрушек, ведь самые первые конфликты в саду зачастую возникают из-за них). Дорогие родители, обучайте ребенка средствам общения, объясняйте ему, что делать, если кто-то попросил игрушку, как меняться ими, как и что отвечать, если ты не готов делиться, или, наоборот, как попросить понравившуюся игрушку у другого ребенка. Если проговаривать и практиковать это заранее, то, придя в детский сад, у ребенка уже будет опыт взаимодействия со сверстниками.

3. Формирование навыков общения ребенка со взрослым.

Задавались ли вы (родители) следующим вопросом: может ли ваш ребенок попросить помощи у взрослого человека? Всегда ли он понимает, когда ему хочется в туалет или его мучает жажда? Часто, дома бывает так, что ребенок еще не успел проголодаться, а его уже посадили за стол. Он еще не успел понять, хочет ли в туалет, а его уже посадили на горшок. А умеет ли ваш ребенок самостоятельно распознавать свои желания?

РОДИТЕЛИ

1. Доверительное отношение родителя к детскому саду и будущим педагогам группы, в которую зачислен ваш ребёнок.

Если вы, как родитель, не доверяете детскому саду по каким-либо причинам, то это не доверительное отношение транслируется и вашему ребенку, который, глядя на вас и чувствуя вас, точно поймет что-то неладное. Эти невербальные сообщения происходят между мамой и ребенком на уровне эмоций и ощущений. Поэтому, положительный настрой родителей станет главной опорой для вашего малыша.

2. Постепенная подготовка ребенка к посещению детского сада.

Лучше заранее узнать, по какой программе работает детский сад, куда Вы хотите привести своего малыша, и прочитать/получить в саду информацию, какой режим дня в конкретной возрастной группе. Как мы отмечали выше, на перестройку режима детям может потребоваться от недели до 2 – х месяцев.

3. Прощание с улыбкой.

Очень редко адаптация в детском саду проходит без слез. Но родителям стоит постараться сохранять спокойствие и объяснить ребёнку, куда мама уходит и когда она вернется, чтобы забрать его. Единица времени сложна для маленького ребенка и фраза: «Мама заберет тебя через 10 минут», очень абстрактна и не говорит ребенку ни о чем. Как же разговаривать с ребенком о времени?

  • С помощью песочных часов (можно наглядно отследить время).
  • С помощью «Ленты времени», которую можно смастерить самостоятельно и отобразить на ней режимные моменты детского сада. Лента помогает ребенку понимать временные отрезки, связанные с распорядком дня. На такой ленте в картинках изображены режимные моменты детского сада. Показывая на серию картинок, объясняем: «Смотри, ты сейчас покушаешь, потом поиграешь, потом погуляешь, пообедаешь и мама/папа тебя заберет».
  • С помощью крупных настенных часов: «Когда длинная стрелочка будет вверху, а короткая стрелочка будет внизу, за тобой придут».

4. Продолжительность нахождения ребенка в детском саду.

Первое время, пока ребенок адаптируется к новой обстановке, водить его лучше на 1–2 часа. Если через несколько дней он адаптировался, можно оставлять его до обеда, потом — забирать после сна. Даже если он плачет, но быстро успокаивается, интересуется игрушками, играет с ровесниками, общается с воспитателем, педагогами, хорошо кушает, спокойно спит, проявляет активность во время занятий и в свободной игре, то постепенно можно оставлять его до вечера.

ПЕДАГОГИ

Все педагоги, любящие детей и свою профессию, заинтересованы в том, чтобы у воспитанников быстро прошел период адаптации, им стало комфортно и интересно в саду. Ведь здоровый, радостный, развивающийся ребенок — это то, ради чего мы каждый день приходим на работу! Педагоги делают все возможное, чтобы у детей в детском саду было счастливое детство!

Исходя их информации, которая представлена выше, можно сделать следующий вывод: для комфортного пребывания ребенка в детском саду и для его легкой адаптации, ребенка необходимо подготовить.

Список литературы:

  1. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО Гринго, 1995
  2. Тихомирова Л.Ф. Развитие познательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1996
  4. Чистякова М.И. Психосоматика/Под редакцией М.И. Буянова
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год