| 
  Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!» 
Автор: Литвинова Валентина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Росинка» город Черногорск, Республика Хакасия. 
Описание работы: 
Педагогами-психологами ДОУ г. Черногорска, был разработан проект «Знакомьтесь, это Я!», направленный на создание условий для успешной социализации и адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Предлагаемый проект рекомендован к использованию педагогам-психологам и 
воспитателям групп раннего возраста. 
Новизной и отличительной особенностью проекта является комплексный подход к решению проблем адаптации детей к условиям детского сада с использованием информационных технологий. Участниками проекта являются не только воспитанники дошкольного образовательного учреждения, но и их родители и педагоги. 
  
Скачать проект 
Главная задача, которую решают в это время все участники педагогического процесса – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо, чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой. 
Цель проекта: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. 
Задачи проекта: 
- способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их познавательной сферы в соответствии с возрастом, эмоциональному благополучию с учетом индивидуальных возможностей;
 
- формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения с взрослыми и сверстниками;
 
- приобщать детей к культурному наследию человечества: знакомить с сенсорными эталонами, образцами фольклора, художественной литературы, музыкальными произведениями и т.д.
 
- создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям детского сада;
 
- способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
 
- применять эффективные формы и методы сотрудничества педагогов с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.
 
 
Структура проекта: 
Проект состоит из 2 блоков 
- Диагностический, состоящий из мониторинга адаптивных возможностей детей раннего возраста (Приложение 1) и развития познавательных способностей детей (Приложение 2).
 
- Развивающий, состоящий из игровых комплексов с детьми.
 
 
Раздел I 
Организация игровых комплексов 
Цель — помочь детям успешно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения. 
Основная задача: преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. 
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: 
- снятие эмоционального и мышечного напряжения
 
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
 
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
 
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения
 
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений
 
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
 
 
Так как малыши нередко болеют и после нуждаются в повторной адаптации, то рекомендуется проводить игровые комплексы не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года. 
Требования к ведущему при проведении игровых комплексов: 
- Знание возрастных, индивидуально-личностных особенностей детей.
 
- Эмоциональность, выразительность жестов, мимики и т.д.
 
- Искренность, артистизм, эмоциональная открытость, способность к импровизации.
 
 
Требования к организации игровых комплексов 
Игровые комплексы проводятся по подгруппам (8 – 10 человек), 1 раз в неделю. 
Продолжительность занятий 10–15 минут. Комплектация групп свободная. 
Требование к помещению: 
- Помещение должно быть достаточно просторным, хорошо проветренным.
 
- Не должно быть острых углов и опасных предметов.
 
- Стулья должны быть легко перемещаемы и не скреплены друг с другом.
 
- Должна быть хорошая освещенность и звукоизоляция.
 
- Помещение должно быть оснащено ТСО (магнитофон, музыкальный центр,
 
 
мультимедийная установка или телевизор). 
Предполагаемые результаты: 
Психологический компонент: 
- Формирование адаптивных механизмов у детей раннего возраста.
 
- Повышение уверенности в себе; развитие самостоятельности.
 
- Формирование положительного образа «Я».
 
- Снижение психоэмоционального напряжения.
 
- Создание благоприятного психологического климата в группе.
 
 
Социальный компонент: 
- Формирование эмоционального контакта с взрослыми и сверстниками, направленного на сотрудничество.
 
- Обучение социально приемлемым способам поведения.
 
 
Образовательный компонент: 
- Формирование сенсорных представлений (цвет, форма, величина).
 
- Развитие внимания, восприятия, памяти, речи, воображения.
 
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, чувства ритма.
 
 
Раздел II 
Педагогическая мастерская «Гармония» 
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам 
воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ. 
Задачи: 
- формирование у педагогов способов эффективного взаимодействия с детьми и родителями направленного на оптимизацию адаптационного периода.
 
- развитие личностно–ориентированной позиции по отношению к воспитанникам и родителям.
 
- повышение теоретического уровня и практической подготовки педагогов по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
 
- обмен опытом между членами педагогического коллектива.
 
- повышение социально-психологической культуры педагогов.
 
- развитие профессиональной рефлексии педагогов.
 
 
Примерные темы встреч просветительских мероприятий с педагогами 
Играем вместе с детьми раннего возраста. 1 час. 
Организация педагогического процесса в период адаптации. 1 час. 
Формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. 1 час. 
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей. 1 час. 
Мудрость в повседневных контактах. 1 час. 
Руководство игрой детей. 1 час. 
Развитие познавательного интереса у детей третьего года жизни. 1 час. 
Итого: 7 часов 
Результатом реализации проекта является: 
- Успешная социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации детскородительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
 
- Благоприятное воспитательно-образовательное пространство семьи и ДОУ в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
 
- Низкий уровень заболеваемости детей в период адаптации.
 
- Достаточный уровень психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
 
- Партнёрские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников, активная позиция родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
 
 
Предлагаемый проект «Знакомьтесь, это Я!» рекомендован к использованию педагогампсихологам и воспитателям групп раннего возраста. 
В заключение хочется еще раз отметить, что проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее 
адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым социальным условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками. 
Согласно ФГОС ДО программа «Знакомьтесь, это Я!» способствует реализации в воспитательном процессе самоценности раннего детского возраста как базисной основы последующего развития. 
В данном проекте представлены организационные и методические вопросы, инновационные формы взаимодействия всех участников педагогического процесса, которые составлены с учетом современных исследований развития ребенка раннего возраста и специфики детскородительских отношений. 
Список литературы 
- ФГОС ДО /Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17. 10. 2013
 
- ФЗ «Об образовании в РФ» /Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29. 12. 2012
 
- Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно / В.Г. Алямовская – М.: «Линка-Пресс», 2000
 
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В. Белкина – Воронеж: «Учитель», 2006
 
- Борисенко М.Г. Наши пальчики играют / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина — СПб: «Паритет», 2009
 
- Волосова Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста / Е.Б. Волосова – М.: «Линка-Пресс», 1999
 
- Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова – М.: «Интер», 1996
 
- Громова О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко – М.: ГНОМиД — 2010
 
- Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития /Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
 
- Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина – М.: «Айрис Пресс», 2005
 
- Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад / И.В. Лапина – Волгоград: «Учитель», 2012
 
- Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком // Период раннего детства / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина – СПб: «ТЦ Сфера», 2010.
 
- Монина Г. Б. Проблемы маленького ребёнка / Г.Б. Монина – СПб: «Речь», 2010
 
- Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лети / И.А. Пазухина- СПб: «Детство — Пресс», 2010
 
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина – М.: «Книголюб», 2009.
 
 
			 |