Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
Адаптация
Автор: Тютерева Наталия Валерьевна   
20.04.2019 06:20

Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.

Тютерева Н.В. МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок», г. Тамбов

Термином «инклюзивное образование» обозначают совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющих ограничения по здоровью различного характера. Имеются в виду не специализированные группы для детей–инвалидов в различных образовательных учреждениях, а совместное обучениевсех детей (в одной группе) независимо от их состояния здоровья.

Невозможно сформулировать цель инклюзивного образования однозначно. Здесь постановка целей зависит от конкретного диагноза, физического и психического состояния ребенка. Но стремится, в любом случае нужно к социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе, к подготовке их к взрослой жизни, к получению профессии и работы, что позволит стать полноценным членом общества и независимым гражданином.

 

Важное условие инклюзивного образования — это доступность. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен обучаться по месту жительства, это важный фактор. При соблюдении принципа территориальной доступности родителям не надо будет тратить много сил и времени на дорогу.

Неоспоримо, что дети с ОВЗ нуждаются в особых условиях развития, обучения и воспитания. Необходимым условием результативной инклюзии является создание комфортных условий как для «особых» детей, так и для «обычных» детей. Крайне важно психологически подготовить каждого ребенка к тому, что вместе с ними группу будут посещать «особые» детки, что нужно помогать им, проявлять терпимость. Общество требуется подготовить к социальной инклюзии. Для этого необходимо принятие различных мер: создание системы пропаганды ценностного отношения к людям с ОВЗ, создание безбарьерной среды обучения, оказание поддержки в процессе обучения со здоровыми сверстниками, создание образовательных стандартов, которые нужно строить в соответствии с конкретным уровнем развития отдельно взятого ребенка.

Начинать осуществление инклюзивного образования надо как можно раньше. Уже в раннем возрасте осуществлять включение в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Но заблаговременно должна быть создана необходимая развивающая среда в группе. Не менее важным условием является наличие хорошо обученной команды педагогов и медиков. Воспитатели и психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи, музыкальные руководители и инструкторы по физической культуре должны в совокупности обеспечивать детям с ограниченными возможностями здоровья психологический настрой на преодоление неизбежных трудностей.

Педагогу инклюзивного образования необходимо иметь профессиональную социальную адаптированность, лабильность, а также выраженные коммуникативные и организаторские способности. Он может успешно осуществлять инклюзию, только проявляя гибкость и толерантность, прислушиваясь к рекомендациям членов коллектива, с интересом пробуя разные подходы в общении с детьми, стойко и профессионально преодолевая трудности. К сожалению, целенаправленной подготовке педагогов такого типа до настоящего времени уделяется мало внимания в нашей стране.

Немаловажная проблема в инклюзивных детских коллективах– это различие интересов детей здоровых и с особенностями развития. Совмещение их интересов, поиск точек соприкосновения – процесс сложный и длительный, требующий знаний и усилий педагогов. Инклюзия, априори, не может существовать без четкого непрерывного патронажа со стороны взрослых. Специалисты должны постоянно находиться «внутри» группы, а вся образовательная деятельность строиться на взаимодействии внутри коллектива.

Дошкольный возраст – это период формирования у ребёнка навыков социального общения, которые в будущем помогут ему во взрослой жизни. Особые дети больше обычных нуждаются в доброжелательной среде и стабильности. Ребёнок, который испытывает трудности, не может овладеть навыками адекватного поведения, социально адаптироваться в обществе. Посещая специализированные учреждения, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, не подготовлен для жизни в обычном обществе. Его особенности ещё и усугубляют ситуацию нахождения в социальном мире. Процесс обучения особого ребёнка проходит очень медленно, он не может приспосабливаться к той или иной ситуации, чувствует, что к нему относятся недоброжелательно и болезненно реагирует на происходящее.

Первым шагом к высокому результату можно считать установление крепких социальных связей со сверстниками. Когда это будет достигнуто, осуществление процесса обучения перестанет для ребенка с ОВЗ быть испытанием, где каждый находящийся рядом считает его изгоем. Но все же нельзя забывать, что приоритетом в работе с особыми детьми служит самочувствие и развитие личности, а не конкретные знания и навыки.

Программа обучения, разрабатывается для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья индивидуально и должна быть построена так, чтобы её понимали все дети, она должна способствовать раскрытию детского потенциала и нацеливать воспитанников на повышение успешности. А так же должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения занятий.

Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и разрабатывают свои программы в соответствии с ним.

Инклюзивное образование развивает у детей дошкольного возраста толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год