Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проектная деятельность как оптимальная форма формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы
День Победы - 9 Мая
Автор: Верхозина И.М., Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., Николаева Н.А.   
27.10.2016 18:46

Проектная деятельность как оптимальная форма формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника ПобедыПроектная деятельность как оптимальная форма формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы

Авторы:

  • Верхозина Ирина Михайловна, старший воспитатель
  • Ковешникова Наталья Геннадьевна, воспитатель
  • Стагнеева Елена Леонидовна, воспитатель
  • Николаева Наталья Анатольевна, педагог-психолог

МБУ «Школа №86» структурное подразделение Детский сад «Веста» г.о. Тольятти

Актуальность темы. Наш информационный век требует от педагога сочетания традиционных методов обучения и современных технологий при организации образовательного процесса, а также высокого уровня информационно-компьютерной компетентности.

В настоящее время педагоги сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности дошкольников во время образовательной деятельности. Интерактивные технологии, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В современном мире все чаще нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Дети не чувствуют поддержки и интереса родителей, мало знают о празднике Победы, почему он существует и чему посвящен. Дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев-победителей в Великой Отечественной Войне.

Одновременно, тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна. Принцип событийности комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОУ позволяет уделить достаточное количество времени работе с детьми по данной теме. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Учитывая вышесказанное, считаем важным и актуальным использование современных интерактивных технологий при формировании основ патриотизма с детьми, начиная с дошкольного возраста. Проектная деятельность, на наш взгляд является одной из оптимальных форм построения модели взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения основной задачи — формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы.

Противоречия. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в дошкольных организациях является инновационная деятельность с помощью интерактивных компьютерных технологий. При этом формирование основ патриотизма имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. В тоже время, со стороны семьи, родителей дети зачастую не чувствуют поддержки, желания воспитывать в них патриотические чувства. Одной из причин, данного противоречия, на наш взгляд является потеря актуальности системы патриотического воспитания в конце 80-х годов XX века. Следовательно, поколение родителей выросло за тот период, когда традиционная система практически исчезла из образования и одновременно изменилась социально-экономическая ситуация в России, ее культурные традиции и нравственные ценности.

Таким образом, деятельность дошкольного учреждения должна быть направлена на все возрастные категории, в частности на детей и их родителей. Только при таком интерактивном подходе параллельного взаимодействия возможно осуществление патриотического воспитания дошкольников.

Из всего вышесказанного нами была сформулирована проблема-гипотеза – современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей.

Для всестороннего взгляда на проблему мы применили систему вопросов-ответов для уточнения формулировки проблемы.

  • Почему это стало проблемой? В современном мире часто компьютер занимает одно из главных мест в жизни детей и их родителей. Все чаще нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.
  • Почему ее следует решать? Дети не чувствуют поддержки и интереса родителей, мало знают о празднике Победы, почему он существует и чему посвящен.
  • Чья это проблема? Государства и образовательных организаций, в частности педагогов.
  • Касается ли эта проблема других? Да, родителей, детей.
  • Кажется ли она им проблемой? Далеко не всегда, так как со стороны семьи, родителей дети и педагоги зачастую не чувствуют поддержки, желания воспитывать патриотические чувства и взаимодействовать с дошкольной организацией.
  • Захотят ли они участвовать в ее решении? При правильной организации и планировании, грамотной мотивации со стороны государства и просветительской, консультативной работы в образовательных организациях.
  • Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Государство, обеспокоенное данной ситуацией, формирует запрос образовательным организациям, которые в свою очередь находят пути решения данной проблемы.
  • Кто будет сопротивляться решению проблемы? Взрослые (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей.
  • Что случится, если мы не решим проблему? Нарушатся традиции, преемственность поколений, исказятся представления о патриотизме, нравственности и морали.
  • Какая форма наиболее оптимальна для решения проблемы? Опыт работы показывает, что современная образовательная технология – проектная деятельность, а также использование интерактивных технологий, на наш взгляд, является одной из оптимальных форм взаимодействия. Посредством этих технологий можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения основной задачи – формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы.

Учитывая актуальность данной темы и обоснованность применения данной технологии, нами был задуман и реализован в 2015-16 учебном году проект «Этот день мы приближали, как могли» в МБУ «Школа №86» структурное подразделение Детский сад «Веста», г.о. Тольятти.

Данный проект длительный – его реализация заняла практически весь учебный год (с октября по апрель). Участники – воспитанники подготовительной группы (30 человек – 100%) и их родители. Руководили проектной деятельностью – воспитатели данной группы Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., старший воспитатель Верхозина И.М. и педагог-психолог учреждения Николаева Н.А.

Перед участниками стояли, следующие цель и задачи проекта:

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях посредством интерактивных технологий.

Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы».

Задача 2. Разработать и реализовать механизм внедрения интерактивных технологий, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы».

Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг).

Команда проекта

Ребенок. Интерес может варьироваться от положительного до отрицательного в зависимости от степени включенности родителей, индивидуальных особенностей и т.д.; степень заинтересованности – средняя.

Педагог и родитель. Интерес ярко выражен и степень заинтересованности высокая (исключение составляют пассивные родители).

Схема обязанностей команды проекта

Участник проекта: Педагог – организатор, руководитель.

Обязанности: Мотивация детей и родителей к будущей деятельности, распределение ролей и обязанностей участников проекта, организация различных видов деятельности, в том числе с использованием интерактивных технологий.

Участник проекта: Ребенок – активный исполнитель.

Обязанности: Выполнение деятельности в соответствии с поставленными задачами.

Участник проекта: Родитель – Помощник.

Обязанности: Помощь в организации проектной деятельности, в использовании интерактивных компьютерных технологий, взаимодействие с педагогами и детьми.

Этапы работы по проекту и функционал участников.

1. Подготовительный.

Педагог – Распределение ролей для участников проекта. Формирование проектной группы. Конкретизация тематического поля. Определение проблемы.

Ребенок – Предложение темы. Анализ проблемы. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта.

Родитель – Поиск и анализ информации. Помощь в анализе проблемы и сборе информации детьми.

2. Основной.

Педагог – Текущий контроль качества.

Ребенок – Выполнение запланированных технологических операций.

Родитель – Помощь и поддержка в выполнении запланированных действий.

3. Контрольный.

Педагог – Анализ выполнения результатов проекта. Оценка качества выполнения проекта.

Ребенок – Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта.

Родитель – Помощь в подготовке выполнения презентации. Изучение возможностей использования результатов проекта.

Ожидаемый результат от реализации проекта – сформированное у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях.

Критерий 1. Дети знают об истории праздника «День Победы», его традициях.

Критерий 2. Дети знают о ветеранах и об их вкладе в победу.

Критерий 3. Дети участвуют в досуговой, интерактивной деятельности, посвященной Дню Победы.

Критерий 4. Дети применяют полученные знания в игровой и двигательной деятельности.

Критерий 5. Дети отражают тематику в продуктивной деятельности.

Область рисков, влияющих на реализацию проекта и план работы с ними.

Риск 1. Родители (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно — нравственно ориентировать детей. Выход: Просветительская работа (консультации, буклеты, статьи, сайт ДОУ, открытая интерактивная студия). Участие в совместной деятельности.

Риск 2. Дети, не заинтересованные в изучении темы. Выход: Совместная деятельность педагогов с детьми, поддерживающая мотивацию. Совместные экскурсии и походы педагогов, родителей и детей. Интерактивные методы взаимодействия.

Риск 3. Недостаточная материальная база. Выход: Взаимодействие с администрацией и семьями для приобретения необходимых материалов и атрибутов.

Риск 4. Педагоги (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей. Выход: Обучение, просвещение, профилактика эмоционального выгорания (тренинги, психологические акции).

Реализация проекта

Для реализации проекта были проведены следующие мероприятия в соответствии с поставленными задачами:

Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы».

Реализованные мероприятия:

  1. Мониторинг (диагностика, опрос, наблюдение и т.д.) уровня индивидуального развития детей.
  2. Беседы, чтение и рассказывание детской художественной литературы.
  3. Рассматривание и показ наглядного материала (картинки, репродукции, иллюстрации, презентации, фильмы и т.д.).

Результаты входящего мониторинга (30 чел. – 100%)

Количество детей, имеющих представление об истории праздника Победы и его традициях у детей старшего дошкольного возраста:

  • Высокий уровень – 2 человека (6, 6%)
  • Средний уровень – 13 человек (43, 4%)
  • Низкий уровень – 15 человек (50%)

На подготовительном этапе реализации проекта большинство детей старшего дошкольного возраста имело низкий уровень представления об истории праздника Победы и его традициях.

Задача 2. Разработать и реализовать механизм внедрения интерактивных технологий, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы».

Мероприятия для реализации данной задачи:

  1. Подготовка и проведение образовательной деятельности с помощью интерактивных технологий, обозначение методов, средств, приемов и форм детской деятельности.
  2. Игровая деятельность (интерактивные, дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные игры и т.д.).
  3. Использование интерактивных технологий (презентации, интерактивные игры, диафильмы, кадры лент военного времени, сканеры писем с фронта и т.д.)
  4. Круглый стол «Этот день мы приближали, как могли!», выпуск газеты «Праздник со слезами на глазах», папка-раскладушка с целью повышения уровня компетентности, заинтересованности и мотивации родителей на совместную деятельность.
  5. Посещения Паркового комплекса истории техники имени К.Г. Сахарова, совместный поход родителей и детей в Парк Победы.
  6. Развлечение, посвященное Дню Победы, спортивный праздник «Зарница» на военную тематику.
  7. Психологическая акция «Спасибо за Победу».
  8. Слушание музыкальных произведений, посвященных празднику.
  9. Продуктивная совместная деятельность.
  10. Выставка-композиция (фотографии военных лет, военные атрибуты формы, медали, ордена, игрушки на военную тему и т.д.).

Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг).

Мероприятия для реализации данной задачи:

  1. Мониторинг (диагностика, опрос, наблюдение и т.д.) уровня индивидуального развития детей.
  2. Анализ продуктивной деятельности.
  3. Открытая презентация детских мини-проектов с чаепитием, рефлексия участников.

Результаты заключительного мониторинга (30 чел. – 100%)

Количество детей старшего дошкольного возраста, имеющих сформированное представление об истории праздника Победы и его традициях:

  • Высокий уровень – 18 человека (60%)
  • Средний уровень – 8 человек (26, 6%)
  • Низкий уровень – 4 человек (13, 4%)

Результат-эффект реализации проекта – большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень представлений об истории праздника Победы и его традициях.

Таким образом, завершив проект «Этот день мы приближали, как могли» мы подвели итоги нашей совместной деятельности, и пришли к следующим выводам. Во-первых, гипотеза нашла свое подтверждение. А именно – современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей. Вследствие этого происходит постепенное нарушение традиций, преемственности поколений, искажаются представления о патриотизме, нравственности и морали.

Во-вторых, проектная деятельность с использованием интерактивных технологий действительно является одной из оптимальных форм взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения задачи –формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы.

По итогам реализации проекта и анализа результатов мы с большой долей вероятности предполагаем, что все участники проекта пополнили свои знания об истории праздника, его традициях, о ветеранах и их вкладе в Победу. Дошкольники стали активно применять полученные знания в игровой и двигательной деятельности, а так же отражают тематику в продуктивных видах деятельности. При этом наблюдался эмоционально положительный настрой родителей, что является с большой долей вероятности составляющей успеха и реализации желания воспитывать патриотические чувства детей и взаимодействовать с дошкольной организацией. Родители и дети стали больше времени уделять совместному времяпрепровождению, а так же получили положительный опыт публичных выступлений.

И самое главная ценность проекта, это осознание того, что воспитание ребенка – очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование его личности. Но самой большой силой и мощью обладает историческая память.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год