Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
Нарушение зрения у детей
Автор: Журавлева Татьяна Македоновна   
16.01.2015 20:50

Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зренияМетодические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения

Конструирование означает приведение во взаимоположение предметов частей, элементов. Детское конструирование является практической игровой деятельностью с целью получения заранее задуманного продукта.
В дошкольном учреждении дети конструируют из игрового строительного материала, из бумаги, из мягкого картона, природного материала.
Как показывают тифлопедагогические исследования, продуктивная деятельность детей с нарушением зрения развивается своеобразно. В дошкольном возрасте, когда не все функции зрительной системы сформированы, нарушение зрения ведет, прежде всего, к снижению центрального зрения, как правило, бывает более выражено на одном глазу. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазных двигательных функций, глазомера, затрудняет фиксацию взора, вызывает затруднения в установлении связей и отношений между предметами. Нарушаются прослеживающие функции глаз. Все это вызывает нарушения пространственной ориентировки детей.


В этих условиях требуется специальный подход к обучению конструированию. Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения не разработана, и ведущими тифлопедагогами: Л.И. Плаксиной, Л.В. Рудаковой, Л.И.Киселёвой разработаны методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.
Обучение детей с нарушением зрения должно начинаться с подготовительных занятий.
Задачи подготовительного этапа:
–  Выявить имеющиеся у детей знания, умения, навыки.
–  Подготовить к занятиям по конструированию на каждом возрастном этапе.
Сформулировать задачи на занятиях для всех возрастных групп:
–  Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-двигательную координацию. Развивать мышцы – глаз, фиксацию взора.
–  Учить воспринимать сенсорные эталоны.
–  Учить выделять объемные предметы в пространстве, учить соотносить форму объемных предметов и эталоны формы.
–  Учить расчленять сложную форму на составные части.
–  Учить соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами.
–  Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, сравнения, группировке, классификации.
Педагогу при фронтальной работе наряду с программными требованиями следует учитывать рекомендации тифлопедагога по организации и проведению занятия.
Индивидуальность подхода на занятиях:
–  В выборе пособий.
У детей с низкой остротой зрения, меньше 0,04 строительные детали должны быть крупными, более 10 сантиметров, а у детей  с остротой зрения больше 0,04 строительные детали могут быть меньше 10 сантиметров. У педагога строительные детали на первых этапах крупные, в середине года средних размеров, а в конце года могут быть такого же размера как у детей. В младшей и средней группах цвет деталей образца должен совпадать с цветом деталей постройки.
–  В выборе посадки.
Занятия желательно проводить с подгруппами детей.
Нельзя детей усаживать полукругом, так как крайние дети видят под углом. Необходимо усаживать детей справа и слева около образца. Детей усаживать таким образом, чтобы они видели
образец со стороны лучше видящего глаза. Педагог находится за постройкой.
Конструирование в первой младшей группе.
Программа.
–  Учить узнавать, соотносить по форме, цвету куб, кирпич, пластину.
–  Способствовать умению создавать небольшие конструкции: заборчик, дорожки.
–  Учить работать с бумагой. Мять, формировать линию сгиба.
Виды строительных материалов:
–  Напольный крупный строитель.
–  Настольный мелкий строитель.
–  Бумага.
–  Двигатели-конструкторы: стержни с нанизывающимися колечками, желательно пластиковыми, не стучат, легкие.
Приемы работы:
–  Знакомство с материалом.
Обследование деталей проводится приемом "рука в руке".
Необходимо помнить о том, что дети плохо различают начало и конец детали. Горизонтальную плоскость необходимо показывагь слева направо пальчиками. Затем следует обыграть обследование исходя из программных задач с целью закрепления понятия. Далее проводится обследование вертикальной плоскости (сверху вниз), пальчиками.
Широкая плоскость обследуется ладошкой, узкая – пальчиками.
Эта работа проводится в течение года, поэтапно, в зависимости от успешности усвоения материала.
–  Напоминание.
Задаются короткие вопросы, как показать широкую плоскость, узкую и т.д. Оценка показа положительная.
–  Подбор наглядности.
Образец. Части образца более 10 сантиметров.
Предварительная работа.
–  Учить рассматривать предмет.
Учить рассматривать фронтальную иллюстрацию. У детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации.
Учить рассматривать образец. Учить анализировать конструирование идентичной постройки рядом с образцом. Учить анализу в целом, затем по крупным деталям, далее по мелким деталям и снова проводить анализ в целом. Оценка деятельности детей положительная. В конце года вводится отрицательная оценка в отношении самостоятельности ребенка.
Конструирование во второй младшей группе.
Программа.
– Учить конструировать из четырех частей.
– Учить строить дорогу и заборчик.
– Одноэтажные дома.
– Ворота.
– Мебель: стол, стул, диван.
– Мост.
– Горки.
– Учить работать с природным материалом.
– Учить работать с бумагой: складывать двухстороннюю цветную бумагу, формировать линию сгиба, совмещать стороны.
Первые два-три занятия проверочные. При необходимости один-полтора месяца работать по программе 1 младшей.
Виды строительного материала:
–  Напольный строитель. Добавляются детали: пирамиды, круги разных размеров.
–  Мелкий конструктор в форме цветных кирпичиков и кубов
(четыре основных цвета + оранжевый цвет).
–  Пластиковый строитель с пупырышками, белым и голубым
(для конца года).
–  Природный материал в конце года.
–  Бумага.
Приемы работы:
–  Показ: полный, поэтапный, с объяснением (совместная работа).
–  Рассматривание (в конце года). Самостоятельная работа.

 

–  Прием напоминания.

–  Творческий прием: в форме совета подсказать творчество.
Предварительная работа.
– Учить рассматривать предмет.
– Учить рассмтривать иллюстрацию (у детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации. Рассматривание иллюстрации обязательно, так как дети, не имеющие бинокулярного зрения постройку видят в плоскости. Иллюстрацию можно выполнить при помощи аппликации).
Напольное конструирование.
Рядом с образцом педагог выполняет постройку, анализируя этапы. Затем дети выполняют постройку при помощи педагога. Можно выполнить общую постройку. При анализе педагог показывает положение деталей ладонью. Дети повторяют показ. В концегода в анализ включается оценка по цвету, по деталям. Обращается внимание на эстетичность выполнения.
Настольное конструирование.
При настольном конструировании показ можно провести в двух вариантах.
1-й вариант.
Педагог показывает образец на столе.Дети находятся справа и слева от образца, со стороны лучше видящего глаза.
2-ой вариант.
Показ на фронтальном фланелеграфе издеталей более  10 см. Фон контрастный.


Конструирование в средней группе.
Программа.
Учить конструировать из  5-6 частей.
–  Заборы, дорожки, этажные дома, ворота (в начале года повторяются, но при этом используются другие детали.)
– Мебель: стол, стул, диван, кровать, стеллаж. Домики двух и трёх этажные.
– Гаражи разной модификации, мосты, горки.
– Транспорт наземный, водный, воздушный.
– Коллективные постройки по подгруппам одновременно, но с разной тематикой.
– Учить работать с природным материалом.
– Учить работать с бумагой. Сгибать двухцветную бумагу, совмещать стороны, углы, формировать линию сгиба.
Виды строительных материалов.
– Куб, кирпич, пластина, призма, брусок, цилиндр. Возможно использование конусов, пирамиды, но без названия и обследования.
– Пластилин.
– Бумага.
– Природный материал.
Приёмы работы:
– Учить обследованию деталей.
– Учить определять три размера деталей: большой, средний, маленький.
– Учить определять устойчивость деталей.
–  Учить планировать последовательность постройки.
– Показ. Вначале года сохраняется поэтапный показ, со словесным объяснением. В середине года при показе объединяются два-три элемента. Во второй половине года полный показ с анализом, затем воспроизведение по запоминанию. В конце года самостоятельная постройка по напоминанию.
– Анализ работы. Направлять детей на самостоятельное выделение основных частей, затем мелких деталей по величине, цвету, форме и пространственному расположению относительно друг-друга.
– Подбор деталей. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме, величине.
– Творческий. Учим детей самостоятельному отбору игрового материала. При этом обращается внимание детей на цвет, величину, форму и эстетичность.
– Работа с бумагой. Учить сгибать двухцветную бумагу, соединяя углы или стороны. Место сгиба педагог отмечает видимой ребёнку линией. В дальнейшем место сгиба можно отмечать пунктиром.
Дополнительно можно использовать клей, цветные карандаши и ножницы для оформления постройки.
– В оценке деятельности детей учитывать способность ребёнка доводить работу до конца, умение подчинять свой интерес и желания поставленной общей работе.
Конструирование в старшей группе.
Программа.
– Учить называть точным словом и уметь использовать новые формы деталей.
– Усложнение качества: уметь показать в постройке красоту симметрии по форме, цвету, пространственному расположению.
– Учить передавать точность натурального предмета.
– Во втором полугодии ввести сюжетные постройки: аэропорт, магазин, зоопарк.
– Постройки в двух, трёх вариантах.
Продолжать учить работать с бумагой: в соответствии с лексическими темами.
 Виды строительного материала:
Используются те материалы, что использовались при конструировании в средней группе. Дополнительно вводятся новые объёмные формы: цилиндр, конус, арки, половины кубов и шаров.
Подготовительная работа:
Выясняются возможности детей к конструированию, их знания, умения, навыки.Детально обследуются натуральные предметы, представленные для постройки. Согласно возможностям детей формируются подгруппы для занятий.  
Приёмы работы.
 – Учить  сравнивать образец в объёмном и плоскостном изображении.
– Учить выделять самостоятельно крупные и мелкие детали, определять их форму, величину, пространственные отношения.
– Учить планировать этапы создания постройки и запоминать последовательность.
– Учить видоизменять постройку путём замены деталей.
– Учить создавать нужную деталь из частей.
– Учить строить по словесному указанию на основе наблюдения изображения.
– Продолжать учить работать с бумагой. Учить читать простейшие схемы изготовления поделок, познакомить с обозначениями, принятыми в Оригами.
–  Творческий приём.
– Оценка.
Конструирование в подготовительной группе.
Программа.
Учить конструировать из  10-12 частей.
– Транспорт во взаимодействии с окружающими предметами.
– Мосты.  Здания.
– Работа с бумагой. Изготовление поделок в соответствии с лексическими темами. Этапы конструирования соотносить со схематичным изображением.
Виды строительного материала.
– К материалам, что использовались в старшей группе, добавляются строители «ПСКОВ», «РУСЬ», «НОВГОРОД».
Подготовительная работа.
– Знакомство с содержанием сюжета постройки через наблюдение реальных событий, экскурсии, чтение книг.
– Наблюдение объектов и анализ деталей.
– Сравнение похожих объектов и сравнение деталей этих объектов.
Приёмы работы.
– Учить читать чертёж, определяя пространственное положение деталей, их величину.
– Учить определять на глаз, какие детали по форме и величине подходят для данной постройки. Выбирать цвет деталей.
–  Продолжать учить планировать весь ход строительства.
– Учить сооружать постройки во взаимосвязи, выполняя сюжетную постройку.
– Даются словесные указания при самостоятельной работе.
– Ставятся задачи на развитие конструкторских способностей.
– Можно использовать приём поэтапного показа при выполнении сложных построек.
– При работе с бумагой использовать приём поэтапного показа.

Количество занятий.
1 младшая группа.
в первом полугодии  – 1 раз в месяц.
Во втором полугодии – 2 раза в месяц.
2 младшая группа – 2 раза в месяц.
Средняя группа – 2 раза в месяц.     
Старшая и подготовительная группы – 4 раза в месяц.

Литература:
Плаксина. Л.И. Плаксина Методические рекомендации для коррекционной-
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.
Л.И. Киселёва. Методические рекомендации для коррекционной-
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
3.В.Лиштван. Конструирование. Москва, 1981 г.
Т.С. Комарова. Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию. Москва «Просвещение» 1985.
3.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва
«Просвещение» 1992.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год