Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Нарушение зрения у детей
Автор: Ольга Хохлюшкина   
24.10.2014 10:28

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зренияОсновные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Зрительное восприятие, обеспечивая контакты организма с внешним миром, выполняет ориентирующую и регулирующую функции в поведении человека. Значение восприятия в структуре познавательных процессов определяется тем, что на его основе формируются сложные мыслительные процессы, учебная и трудовая деятельность.
Восприятие  является сложным системным многоуровневым процессом, осуществление которого теснейшим образом связано с процессами внимания, памяти, мышления. В структуре зрительного восприятия выделяют этапы поиска и обнаружения объекта, различения его признаков, сличения со следами, хранящимися в памяти, и отнесение к определенному классу объектов (опознание). Для успешности опознания существенное значение имеют так называемые базовые процессы — процессы формирования перцептивного образа, выделения информативных признаков, без чего затрудняется адекватное опознание объектов внешнего мира.
Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников. Этот базовый материал позволяет тифлопедагогу частично, хотя и целенаправленно, педагогическими приемами воздействовать на становление такого важного психического познавательного процесса, как зрительное восприятие.
Современная наука отмечает, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, провоцирует замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия.


Анализ и обобщение тифлопедагогической литературы позволил выделить  некоторые характерные трудности, свойственные зрительному восприятию детей с нарушением зрения: узость обзора, низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах, низкий уровень развития зрительно-моторной координации, формирование нечетких, неполных зрительных образов. Данные трудности негативно влияют на успешность детей с нарушениями зрения в учебно-познавательной и практической деятельности. Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в поддержке специалистов, осуществляющих коррекционно-педагогическую работу по развитию зрительного восприятия данной категории детей.
В тифлопедагогической литературе коррекционно-педагогическая работа рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Коррекционная  работа должна осуществляться в тесной связи с лечебно- восстановительной работой, так как в условиях коррекционно-педагогической работы происходит повышение различительной способности зрения, стабилизация или повышение зрительных функций, восстановление которых обеспечивает медицинское воздействие. Все это дает положительный эффект в развитии, стабилизации или восстановлении зрения у детей.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы детского сада для детей с нарушением зрения выступают: сенсорное развитие детей, коррекция вторичных отклонений, компенсация нарушенных зрительных функций, всестороннее развитие, подготовка к обучению в школе.
Л.В. Фомичева определяет три направления и шесть разделов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Направлениями коррекционной работы по развитию зрительного восприятия выступают:
- развитие поисково-ориентировочной функции
- развитие информационно- познавательной функции
- развитие регулирующей и контролирующей функции
Развитие поисково-ориентировочной функции зрительной системы осуществляется за счет развития пространственного восприятия, формирования навыков пространственной ориентации. Коррекционная работа в рамках этого направления  способствует развитию центрального, периферического, бинокулярного зрения,  поля зрения, что в свою очередь способствует  повышению контрастной чувствительности.
Развитие информационно –познавательной функции включает такие разделы  как: формирование предметных представлений, формирование сенсорных эталонов, развитие восприятия сюжетных изображений. Коррекционная работа в рамках данного направления способствует обогащению зрительного опыта детей, обучению их способам обследования предметов и явлений окружающей среды, способам получения и переработки информации, построению целостного зрительного образа, развитию цветоощущения, центрального зрения, остроты зрения, повышению различительной способности глаз, повышению и совершенствованию контрастной чувствительности.
Развитие регулирующей и контролирующей функции оказывает положительное влияние на  совершенствование  и развитие аккомодационных механизмов, конвергенцию глаз, поле взора.   
Для успешной реализации данных направлений коррекционно-педагогической работы требуется обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход к развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Такой подход осуществляется с учетом  степени и характера нарушения зрения, особенностей зрения ребенка, уровня развитости зрительного восприятия, возраста и индивидуальных особенностей психофизического развития.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с функциональными расстройствами зрения предполагает максимально возможную активизацию зрительных функций и осуществляется в тесной связи с этапами лечебно-восстановительного процесса.
Целями лечебно-восстановительных мероприятий для детей с функциональными нарушениями зрения, в соответствии с осуществляемым этапом лечения, (плеоптический, ортоптический, стереоскопический) являются достижение правильного положения глаз, восстановление остроты зрения, развитие бинокулярного зрения. Через развитие остроты зрения, бинокулярного зрения  повышается и контрастная чувствительность зрительного анализатора.
Каждое из направлений коррекционно-педагогической работы (развитие поисково-ориентировочной функции, развитие информационно-познавательной функции) реализуется с помощью разнообразных организационных форм.
К формам работы по развитию зрительного восприятия  относят: коррекционные занятия тифлопедагога, общеразвивающие занятия, дидактические игры, сюжетно-ролевую игру
Большое значение для эффективной коррекционно-педагогической работы по развитию зрительных функций детей с нарушением зрения, в том числе и по развитию контрастной чувствительности, имеет осуществление контроля за соблюдением офтальмо-гигиенических рекомендаций. Так, соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе осуществления зрительной деятельности способствует профилактике зрительного утомления детей с нарушением зрения. Режим зрительных нагрузок предполагает чередование зрительной работы и отдыха, ограничение зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, подбор наглядных пособий, и т.д.
Для охраны зрения и с целью развития зрительной работоспособности, повышения зрительного восприятия, различения  изображений на малоконтрастном фоне, помимо соблюдения режима зрительных нагрузок, важно организовать достаточную освещенность пространства, где находится ребенок с нарушением зрения.
Также положительное влияние на развитие зрительного восприятия оказывает обеспечение соблюдения педагогом статико-динамического режима в жизнедеятельности детей с нарушением зрения, который в свою очередь способствует поддержанию зрительной работоспособности детей с нарушением зрения.
Смена позы, видов деятельности во время занятия, проведение физминуток, ежедневные прогулки, выполнение физических упражнений, активное участие детей в подвижных играх –все это положительно влияет на состояние зрительной работоспособности детей, активизирует зрительные функции, тем самым повышая контрастную чувствительность детей с нарушением зрения.
Л.В. Фомичева говорит о важности педагогических методов и средств в закреплении стойкости восстановленных функций и их развитии и определяет пути воздействия на функциональный механизм зрительного восприятия. Первым путем является организация и осуществление лечебно-восстановительных мероприятий.
Вторым путем выступают педагогические мероприятия, как средство развития, активизации и совершенствования зрительных функций детей с нарушением зрения. Третий путь предполагает опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через научение ребенка видеть.
Таким образом, важнейшей составляющей коррекционной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения выступает целенаправленное  воздействие педагогическими средствами на сохранные и нарушенные зрительные функции детей с нарушением зрения. Такой подход обеспечивает, с одной стороны, развитие функционального механизма зрительного восприятия, как психической деятельности, повышая его уровень. С другой стороны, коррекционно-педагогическая работа в рассматриваемом аспекте тесно связана с лечебно-восстановительными мероприятиями, осуществляемыми для детей с функциональными нарушениями зрения, повышая их эффективность.
Рекомендуемая литература:
1.        Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. — СПб. 2006.
2.    Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду с нарушением зрения.- М.: Город, 1998.
3.    Плаксина Л. И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — М.: Город, 1998.
4.    Солнцева Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. — М.: Полиграф-Сервис, 1999.
5.    Фомичева JI. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. — СП б.: КАРО, 2007.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год