Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Синдром «низко склонённой головы» у детей: причины, влияние на осанку и зрение, профилактика
Нарушение зрения у детей
Автор: Медведева Полина   
07.06.2023 17:25

Синдром «низко склонённой головы» у детей: причины, влияние на осанку и зрение, профилактика

Синдром «низко склонённой головы» у детей: причины, влияние на осанку и зрение, профилактика

Во время работы с детьми в рамках региональной научной программы «Север — экология человека» профессор В. Ф. Базарный обратил внимание на такую закономерность — большинство школьников чрезмерно низко склоняют голову при письме и чтении.

 

И это нельзя было объяснить ни нарушением зрения (у большинства оно было 1,0 и выше), ни утомляемостью детей (данное состояние выявляли с первого урока), ни «дурной» привычкой (попытки заставить их сидеть прямо оказались безуспешными).

Тогда учёный решили провести исследование и понять, как и из-за чего у детей формируется привычка низко склонять голову над книгой или тетрадью. А главное — как предупредить развитие этой аномалии.

Как СНСГ влияет на здоровье ребёнка?

В ходе исследования выявили, что у тех детей, у которых проявления синдрома «низко склонённой головы» (СНСГ) были выражены минимально, наблюдалось достаточно гармоничное развитие различных систем организма, остроты зрения и световой чувствительности.

И, наоборот, при выраженном и усиливающемся СНСГ выявили феномен угнетения развития указанных функций.

За 3 года динамического наблюдения установили, что у детей с устойчиво выраженным СНСГ нарушения осанки возникли в 40% случаев, а функциональная близорукость — в 33, 3%. У детей с минимально выраженным СНСГ эти заболевания возникли в единичных случаях.

Благодаря этим данным, учёный пришёл к тому, что раскрытие механизмов формирования и предупреждения у детей СНСГ — это основополагающий фактор повышения уровня их здоровья и физического развития в целом.

Почему у детей формируется СНСГ?

После исследований Ф. Ф. Эрисмана, Н. М. Данцинга укоренилось мнение, что неправильная поза ученика при чтении-письме — следствие либо недостаточного освещения, либо несоответствия размера парт росту учащихся. Контроль и ответственность за это возложили на школьных врачей, из которых единицы пытались выявить настоящую причину аномалии.

Владимир Филиппович обнаружил другое.

В процессе изучения динамики СНСГ было замечено, что интенсивность его выраженности уменьшалась после зимних, и особенно, после летних каникул.

А что наиболее отличает каникулярный период от учебного? Конечно, расширение в режиме дня детей общей двигательной и зрительной активности в пространстве.

Это и натолкнуло учёных на мысль, что отправной момент в раскрытии механизма формирования СНСГ — это анализ особенностей развития функциональных взаимоотношений между зрительным и двигательным анализаторами.

В связи с этим, вопрос был поставлен в следующем аспекте: как же сказываются различные зрительные-двигательные режимы на функциональной организации зрительно-двигательного контура и, в частности, зрительно-ручного?

Анализ непроизвольных микродвижений глаз

На первом рисунке представлены непроизвольные микродвижения глаз у 6-летнего Миши Рогова в различных зрительно-двигательных режимах: после сна, после прогулки, после дозированной ритмичной физической нагрузки (велоэргометр), а также после напряженной зрительной работы (45-минутное рисование).

После прогулки и, особенно, после умеренной ритмичной физической нагрузки на кривой начинают преобладать регулярные низкочастотные колебания. И, наоборот, после продолжительной зрительной нагрузки в условиях движений глаз нарушается, и начинают преобладать стохастические высоко частотные колебания ( «дрожания» глаз).

Представляет интерес, что в стандартных условиях зрительной нагрузки синдром «низко склоненной головы» был наиболее выражен в 4 режиме, наименее во 2 и 3.

На основе этих данных предположили, что улучшение после прогулки было результатом активации ряда анализаторов и систем организма, участвующих в организации тонких координированных движений, и в первую очередь, вестибулярного, мозжечкового механизмов, в т. ч. и кинестетического контроля мышечной деятельности.

В частности, имеются обстоятельные исследования, которые показывают, что решающая роль в организации ритмической работы нейронов, дающих начало нисходящим трактам, принадлежит именно мозжечку. А в сложившейся практике процесс обучения детей навыкам чтения и письма осуществляется в позе, сидя за столом (партой).

Это дало основание предположить, что такая поза наименее удобна для выполнения тонких графических движений, так как происходит определенное разобщение единого контура взаимосодействующих звеньев — органов чувств, мозжечка и общего кинестетического чувства (наклон головы и туловища вперед, выключение кинестетического чувства с нижних конечностей и так далее).

Проверка гипотезы

Для проверки данной гипотезы у группы 6-летних детей было проанализировано состояние микродвижений глаз, а также качество графических навыков (письмо) в позе стоя и сидя.

В позе стоя у детей выявляется более высокий уровень организации микродвижений глаз, за счёт чего облегчается зрительный контроль графическими движениями рук (письмо), а также поддерживается оптимальная дистанция от глаз до стола (35 см и более).

И наоборот, в положении сидя выявляется менее высокий уровень организации микродвижений глаз и, соответственно, ниже качество письма и наиболее высокая степень выраженности синдрома «низко склоненной головы».

Профилактические меры

Полученные данные стали научной основой для внесения специфических корректив в практику дошкольно-школьного воспитания и обучения:

  • Обучение детей графическим навыкам (рисованию, письму) в позе стоя;
  • Постепенный ввод органа зрения из режима дистантного в режим ближнего зрения (особенно на этапе обучения детей навыкам чтения);
  • «Динамизация» поз в построении учебного процесса (чередование поз стоя-сидя в процессе урока);
  • Внедрение специализированных зрительно-моторных упражнений (офтальмотренажей) непосредственно в учебный процесс.

Данные коррективы помогут предупредить формирование у детей СНСГ, и как следствие — нарушения осанки и возникновение близорукости.

Оригинальная статья была опубликована в четвёртом номере Бюллетеня Сибирского Отделения Академии Медицинских Наук СССР в 1986 году. Автор: д.м. н., профессор В.Ф. Базарный.

НПО «Движение – Жизнь»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год