Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста.
Нарушение зрения у детей
Автор: Титова Надежда Станиславовна Зайнуллина Снежана Михайловна   
30.10.2022 18:22

Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста.Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста.

Коррекционно – развивающая работа с детьми будет успешной, если её решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В данной статье мы рассмотрим аспекты взаимодействия тифлопедагога и инструктора по физической культуре.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста и объединения усилий в данном направлении, в нашем детском дошкольном учреждении выстроилась модель сотрудничества тифлопедагога и руководителя физической культуры.

Воспитанники со зрительными патологиями часто испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т.д. Кроме того, они испытывают сложности при формировании таких основных движений, как ходьба, бег, прыжки, лазание. Всё это снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении. Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений. Поэтому взаимосвязь тифлопедагога и инструктора по физической культуре очень важна.

 

В процессе совместной коррекционно-развивающей работы тифлопедагог и инструктор по физической культуре решают следующие задачи: развития представлений о своем теле и своих физических возможностях; приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; овладения подвижными играми с правилами; обеспечения развития у ребенка с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения двигательных умений и навыков.

Особая роль в развитии зрительного восприятия отводится физическому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральную часть поля зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Известно, что основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. В этой связи возникает необходимость формирования у детей с нарушением зрения приемов и способов восприятия движений.

Данная работа по ведётся по следующим основным направлениям:

  • ознакомление с диагнозами детей, возрастными и индивидуальными особенностями;
  • совместное составление плана индивидуальных коррекционных занятий;
  • наблюдения на физкультурных занятиях с целью контроля по соблюдению рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога;
  • подбор игр и упражнений для развития зрительного восприятия, пространственной и двигательной ориентировки;
  • подбор игр и упражнений, заменяющих аппаратное лечение, способствующих развитию зрительных функций;
  • отчет по итогам проделанной совместной работы;
  • консультирование родителей.

В организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях физической культурой и пространственной ориентировкой необходимо: 1. Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования, с которым выполняется действие). 2. Формировать умение наблюдать. Наблюдение действий — более осмысленный процесс, чем простое восприятие (смотрение). В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать: вычленять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности. Систематичность восприятия в процессе наблюдения позволяет проследить действие в динамике, видеть его изменения, выделять главное и второстепенное. 3. Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии. Слишком большой объем информации о движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии. 4. Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии) при восприятии предметов и действий в физическом воспитании. 5. Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях. 6. Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту. 7. Обеспечивать организованность места для занятий и выбор пособий. Место для занятий, оборудование должны быть хорошо освещены, иметь контрастность сочетаний объектов и пространства при восприятии их детьми. Приспособления и пособия должны быть расположены в местах, доступных для восприятия. Занятия и индивидуальную работу по физическому воспитанию рекомендуется проводить в летний период на спортивной площадке с учетом всех офтальмо-гигиенических и педагогических требований.

Занятия проводятся как фронтально, так и индивидуально. Своей целью такие занятия имеют: развития общей и мелкой моторики; развития физиологического дыхания; стимуляции, активизации, упражнения зрительных функций в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы, гигиены и охраны зрения; развития пространственной и двигательной ориентировки; развития зрительного восприятия; зрительно-моторной координации и функции прослеживания; коррекции психических процессов.

Тифлопедагог, владея информацией о этапах лечения детей, делится ей с инструктором перед занятием. В ходе самого занятия он имеет возможность акцентировать своё внимание на ребёнке, который, по его мнению, не смог точно и правильно выполнить упражнение или задание.

Занятия должны носить занимательный характер, способствовать снятию двигательной скованности детей с нарушением зрения.

Начинаются занятия с предварительного знакомства с физкультурным залом (спортивной площадкой на улице), его размерами, определения нахождения окон, дверей, основных предметов, наполняющих зал.

Инструктор использует на занятиях пособия и атрибуты для создания условий усвоения детьми двигательных умений и навыков.

В этом ему помогает тифлопедагог, который может акцентировать внимание на предмете или движений ребёнка в соответствии с его зрительной нагрузкой, выделить определённое место для лучшего восприятия какого – либо действия во время занятия с инструктором проводит пропедевтическую работу по освоению движений.

Опыт работы показал, что дети с большим интересом и желанием вовлекаются в процесс занятия по физической культуре при использовании спортивного инвентаря: мячей, обручей, скакалок, гимнастических палок, а также инвентаря, сделанного собственноручно.

К физкультурному оборудованию при работе с детьми с нарушением зрения предъявляется ряд требований. Весь инвентарь, используемый на занятиях, должен иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются пособия с меткой для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа.

На канатах, на веревках, скакалках также должны быть специальные обозначения в виде полоски, бантика с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать действия руки и ноги, а также определять направленность при движении и свое положение в пространстве.

Кроме того, развитию зрительных функций способствует такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам. Они могут быть цветными, иметь различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп, что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, при этом сохранять правильную осанку и положение головы.

Так же в тренировке зрительно-моторных реакций большая роль отводится тем движениям, которые были жизненно необходимы для ребенка. Например, возможность зрительного сосредоточения была предусмотрена в заданиях с метанием (метание мяча в цель с прослеживанием траектории полета). При этом детям предоставляется возможность самостоятельного выбора мишеней для метания. Используются мишени разной цветовой насыщенности, плоскостные, разные по форме и цветовой гамме.

Следует так же отметить, что упражнения для глаз или глазодвигательная гимнастика используются в динамической форме, связанной с прослеживающей фиксацией взора (например, при выполнении упражнений для плечевого пояса отводим руку в сторону и следим глазами и акцентируем на этом внимание).

На наш взгляд, большую пользу в данной коррекционно-развивающей работе принесут упражнения на координацию, так как у детей с патологией зрения особенно она страдает (разноименные и разнонаправленные упражнения – поочередное поднимание рук).

Наше внимание привлекли крышечки от фруктового пюре «Фруто-няня». Как оказалось, дети не только любят их кушать, но и с огромным удовольствием играют с ними. Яркие, разноцветные крышки от детского лакомства отлично привлекают внимание детей. Дошколята не только изучают цвета, но и развивают мелкую моторику, пространственное и логическое мышление, память, воображение, физические качества.

Т.к. коротких шнурков в нашем детском саду нет решили создать сами из вторичного материала. Благодаря помощи родителей, детей, воспитателей собрали большое количество разноцветных крышек. Понадобилось 2 связки капроновой верёвки и крышки. Готовый инвентарь (шнурок) имеет длину 35см и состоит из 20 крышек. Легки в работе и в уходе.

Данный инвентарь можно использовать в различных формах двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, оздоровительно – профилактические гимнастики, развлечения, праздники, соревнования и т.д.

Используем данный инвентарь в комплексе общеразвивающих упражнений, в основной части занятия (перепрыгиваем через шнурки вперёд, в лево в право через них; перешагиваем). Пользуемся как тренажёр для профилактики плоскостопия за счёт выпуклостей в крышке, выполняем самомассаж рук и стоп (перекатываем шнурки стоя, сидя; наступая всей стопой, пяткой, носками ног; хватаем руками, катаем по полу как скалку, перебираем пальцами развивая мелкую моторику).

Педагогу нужно всего лишь проявить немного фантазии, и масса увлекательных упражнений для малыша готовы! Это не занимает много времени, крышки очень яркие, разноцветные, прочные и долговечные. К тому же, ребенок сам частично принимает участие в изготовлении этого игрового материала, собирая и принося крышечки из дома.

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой фронтальных методов обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

Таким образом, эффект совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физическому воспитанию и тифлопедагога обусловливается в значительной степени формированием у них потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, сформированностью специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением фобии (страха) пространства.

Список литературы:

  1. Белъмер В. А., Григорьева Л.П., Денискина В. 3., Кручинин В. А., Максютова Р. Д., Новичкова И.В., Плаксина Л. И., Подколзина Е.Н., Сековец Л.С., Сермеев Б. В., Тупоногов Б. К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми. — М., 2004.
  3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1990..
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год