Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Оздоровительный эффект фитбола старших дошкольников с нарушением зрения»
Нарушение зрения у детей
Автор: Забирова Лиана Робертовна Самородова Алена Николаевна   
26.10.2020 23:34

«Оздоровительный эффект фитбола старших дошкольников с нарушением зрения»«Оздоровительный эффект фитбола старших дошкольников с нарушением зрения»

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи — все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление здоровья детей, является в настоящее время особенно значимым. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Многие дети нуждаются в особых методиках физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти методики должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами. В детской практике фитболы используются за рубежом уже около семидесяти лет, в нашей стране около двадцати.

 

Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Татьяной Сергеевной Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом Аллой Аскольдовной Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города Санкт-Петербурга. В этой программе авторы описали физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и методику проведения занятий, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками.

Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью, по сравнению с нормально видящими сверстниками, у них осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей. Эти дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие, сложно у них развиваются координационные способности. Упражнения координационной направленности — позитивно влияют на уровень физического развития и физической подготовленности. У детей с нарушением зрения, как правило, наблюдается целый комплекс отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Дети с патологией зрения по уровню физической подготовленности (быстрота, ловкость, гибкость, выносливость) уступают своим ровесникам, которые имеют нормальное зрение. Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дошкольники с дефектом зрительного анализатора отстают от параметров здоровых сверстников.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол — гимнастики как: амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия. При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т. д. Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.). Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как: наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь и т. д. Мяч как отягощение (в руках, ногах, на голове) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т. д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры. Мяч можно использовать как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатываний на нем (на животе — вперед и назад, в седе — вправо и влево). Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и т. д.).

Фитбол

  • гимнастика позволяет решать следующие задачи:
  • развитие двигательных качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость);
  • обучение основным двигательным действиям;
  • развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
  • укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки и выработка оптимального двигательного стереотипа;
  • улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • ­ нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
  • улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  • стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности;
  • ­ развитие мелкой моторики и речи;
  • ­ адаптация организма к физической нагрузке.

Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Ребенок без патологии зрения способен различить разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого, синего. У детей со зрительными нарушениями наблюдается выпадение или нарушение одного из компонентов (дихромазия): при ухудшении восприятия красного цвета красные и оранжевые оттенки кажутся темно-серыми или даже черными, желтый и красный для них один цвет. Цвет регулирует психоэмоциональное состояние, оказывает активное воздействие на сетчатку глаза (особенно красный, желтый, оранжевый и зеленый).

Глазные болезни и рекомендуемые для использования цвета предметов:

Амблиопия – красный, оранжевый; близорукость – красный, оранжевый, зеленый, синий; глаукома – зеленый, синий; дистрофия сетчатки – красный, оранжевый; катаракта в начальной степени – синий, зеленый; косоглазие – оранжевый, зеленый; слабая аккомодация – синий, голубой, зеленый; травма глаза – синий, голубой.

Мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи индивидуализируют лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригируют имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза. Упражнения на мяче используем в разных исходных положениях: сидя на мяче; лёжа на полу, на мяче; стоя с мячом; на коленях; в приседе.

Начинаем работу по «Фитбол-гимнастике» со старшей группы, где основное внимание уделяем работе над тонусом, статистической координацией и сохранением заданной позы. В подготовительной к школе группе главная задача — обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации. Дети шестого года имеют более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому приказу. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные инструктором, организовано и дисциплинировано. По структуре двигательный тренинг напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть — освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на тренажерах; заключительная часть — подвижная игра и релаксация. На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной, поэтому в этом возрасте в заключительной части мы обучаем приемам релаксации, которые помогают детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Например, дети ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под спокойную музыку.

Подводя итог, хочется отметить, что оздоровительный эффект фитбола при оптимальной и систематической нагрузке укрепляет мышечный корсет у детей с нарушением зрения, что приводит к исправлению и формированию правильной осанки, совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Дети становятся более гибкими, ловкими, подвижными, улучшается координация движений. Новая форма физкультурных занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, повышает работоспособность, снижает утомляемость, улучшает процессы саморегуляции и самоконтроля, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощает детей и даёт положительный эмоциональный заряд. Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм.

Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент перспективным направлением в физического воспитания и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год