Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
Нарушение зрения у детей
Автор: О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина   
25.06.2019 23:25

Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёровФормирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров

  • О. Н. Салеева,
  • Т. А. Шибаршина,
  • воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Мы работаем в разновозрастных группах для детей с частичной потерей зрения (от 3 до 7 лет), где дети с различными диагнозами такими как: сходящиеся и расходящиеся косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия, а также с врождённой частичной атрофией зрительного нерва.

 

Как известно, при нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Дети с частичной потерей зрения испытывают специфические трудности при восприятии изображений. В связи с нарушением бинокулярного зрения возникают трудности, а зачастую неспособность, непосредственно воспринимать предметы, изображённые в перспективе, их детализацию.

Сложности зрительно-пространственного восприятия у этих детей обусловлены нарушением глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. В основном комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова, В.Ф. Базарного и др.

В наших группах созданы условия для проведения упражнений для глаз:

  • зрительные ориентиры
  • офтальмотренажёры (малые и большие)
  • картотека зрительной гимнастики.

В работе с детьми мы применяем гимнастику для глаз на офтальмотренажерах, сделанных своими руками. Они принадлежат к инновационным технологиям зрениясбережения, являются разновидностью зрительных гимнастик и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Офтальмотренажеры основаны на одном из законов зрения – движении. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет.

По своим функциям одни офтальмотренажеры предназначены для расслабления глазных мышц, а другие — для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.

На кончике указки, деревянной палочки прикрепляем яркий предмет, либо предметную картинку. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились» и т.д. или стихами. Упражнения со зрительными предметами.

К зрительным ориентирам также могут быть изготовлены малые зрительные схемы или офтальмотренажёры для выполнения упражнения. Они могут быть графические, сюжетные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д. Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами линии различных конфигураций (от прямых линий до спиральных и запутанных). Плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене)

Этапы обучения детей работе на офтальмотрёнажере.

  • Первый этап, подготовительный. Ознакомление детей с офтальмотренажёром. Педагог медленно ведёт указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.
  • Второй этап, основной. Ребёнок ведёт указкой по офтальмотренажёру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажёре.
  • Третий этап, заключительный. Ребёнок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажёре, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Работая по методике В.Ф. Базарного, следует учить детей после зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх, смотреть на зрительный предмет, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.

Ребенок в назначенных ему очках для видения вдаль становится на расстоянии 25 – 30 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка. Вдали от линии взгляда, проходящей через эту метку, он намечает какой–либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд с метки на стекле на этот предмет.

Так как у детей с нарушением зрения слабо развита и мелкая моторика, возникла идея изготовления индивидуального офтальмотренажёра, где ребёнок зрительно прослеживает движения от одной цели до другой, при этом сам передвигает предмет по траектории.

В своей работе мы используем ещё одну разновидность офтальмотренажёров, это интерактивные тренажёры с различной тематикой, которые можно так же изготовить самим. Они легки в применении и очень нравятся детям.

Главный результат нашей работы — это укрепление здоровья детей и подготовка воспитанников к новой социальной ступени – школьной жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (174) выйдет
17 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год