Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Социализация детей с нарушением зрения в современном мире
Нарушение зрения у детей
Автор: Кузнецова Светлана Александровна   
29.12.2018 23:52

Социализация детей с нарушением зрения в современном миреСоциализация детей с нарушением зрения в современном мире

Человек рождается и познаёт окружающий мир. Важную роль в этом процессе играет зрение. С каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями.

Находясь в социуме, ребёнок с нарушением зрения может испытывать трудности на занятиях, в игровых ситуациях, в общении со сверстниками, трудности самообслуживания, что приводит к формированию комплекса неполноценности. Социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе. Специальным образом организованная целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа, в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной должна помочь детям приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности.

 

Тифлопедагог играет ведущую роль в процессе социализации дошкольников с нарушением зрения, т.к. он формирует у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем мире, с помощью нарушенного зрения, так и используя сохранные анализаторы.

Одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения — это ориентировка в пространстве.

Дети с нарушением зрения не в полной мере владеют схемой тела, не имеют четкого словаря, отражающего направления движения. Вследствие нарушений ориентировки в пространстве у детей формируется своеобразное представление об окружающей среде, которое не отражает реальных пространственных связей между предметами. Так же у детей наблюдается отсутствие необходимого запаса слов; отмечается сложность удерживания в речевой памяти развернутых высказываний и правильность грамматического конструирования предложения. Из-за нарушения зрительного восприятия у дошкольников возникают трудности в употреблении предлогов. Дети допускают различные ошибки: неправильно изменяют падежные окончания, пропускают предлоги, ошибаются в понимании пространственных предлогов–антонимов ( «из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»). Поэтому формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения и речи является одной из важных сторон коррекционной работы.

Работу по закреплению полученных знаний и умений в использовании пространственных предлогов необходимо включать во все виды детской деятельности.

На занятиях закрепляю знания детей о лексическом значении предлогов, расширяю и автоматизирую их пространственный словарь.

Предлагаю задания на составление предложений по картинкам, выделение предлогов в тексте, составление предложений по опорным словам. Для поддержания интереса использую сюжетные картинки, использую готовые схемы и упражнения на самостоятельное выкладывание схем предложения.

В работе по закреплению у детей умений строить предложно-падежные конструкции использую задания, направленные на определение пространственного расположения предметов выраженных предлогами пространственного значения: в, на, под и другими, учу детей выполнять действия с предметами.

Напоминаю детям, что обозначает тот или иной предлог и обязательно демонстрирую его схему. Тут же использую упражнение «Поймай предлог», когда из ряда «маленьких слов» надо выделить изучаемый и хлопнуть в ладоши. При этом происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога, что развивает фонематический слух, внимание и способствует запоминанию пройденного предлога.

Затем детям предлагаю задания на понимание обобщённого значения предлогов, например: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т.д.

После ознакомления дошкольников с двумя оппозиционными предлогами, мы продолжаем совершенствовать умение их использования уже в сравнении. Например, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». Даю такие задания: положи кружок... стол, а грибок... стул. С помощью вопросов: «Понятно, как надо выполнить действие? «Одинаковые или разные действия надо выполнить?», учу детей вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

Одним из основных приёмом в моей работе является игра. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам! Подобрав дидактические игры и упражнения, предлагаемые различными авторами: О.С. Яцель, Г.С. Швайко, В.В. Волина, Е.А. Левчук, Н.В. Серебрякова, разделила их по группам, в соответствии с указанными выше этапами.

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игру провожу в двух вариантах.

Первый вариант, когда дети разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия, ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы из лейки, ты положил ложку на стол, и т.д.). Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Второй вариант, когда инсценирование ситуации происходит на столе с помощью реальных предметов. Под строчки стихов или небылиц ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа. Например, я читаю стихотворение

Дети с большим интересом выполняют такое упражнение, как «Вставь пропущенный предлог» (Дети сели... самолёт). Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат под столом. Кошка лежит на диване. Для лучшего усвоения значений предлогов детям предлагаю пары картинок, нужный предлог подбирается по ситуации.

Провожу с детьми беседы на темы «Пространство и время, «Вверх и вниз», «Далеко, близко, высоко, низко», «Как ориентироваться на местности», что позволяет дошколятам узнать интересные сведения об окружающем мире, развивает их речь, расширяет словарный запас и кругозор.

Использую различные игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует с предметами, расставляя их в нужное место, и называет предлог); с рассматриванием картинок (где? назови) и логические упражнения без наглядной опоры – словесные задачи без картинок и игрушек.

Например, игру «Расположи красиво мебель в нашей комнате» или «Машина едет по дороге», которую обожают мальчики из моей группы. Игры имеют несколько вариантов с постепенным усложнением.

Провожу словесные игры такие как: «Что где лежит или стоит у нас в группе?», «Где находится твоя любимая игрушка в группе», «Куда спрятали игрушку», «Придумайте предложение о каком-либо предмете, который находится в нашей группе с предлогами (в, на, за, под, около)».

Закрепляю понимание пространственных предлогов и в трудовых поручениях типа «Посади куклу на диван», «Поставь матрешку на верхнюю полку».

Таким образом, комплекс занимательных заданий и игровых упражнений, которые я использую во всех видах детской деятельности, качественно обогащает и активизирует словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствует их речевое общение, совершенствует ориентировку в большом и малом пространстве. Так же занятия и игры способствуют созданию целостного обобщенного образа осваиваемого пространства, развитию у детей навыков общения, формированию интеллекта, совершенствованию практической деятельности.

Список литературы:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — Спб, 1999.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — Спб, 2001.
  4. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. — М., 1987.
  5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. — М., 1981.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год