Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для педагогов на тему: «Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения»
Нарушение зрения у детей
Автор: Михальчук Ольга Петровна   
05.02.2017 18:00

Консультация для педагогов на тему: «Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения»Консультация для педагогов на тему: «Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения»

Подготовил: учитель-дефектолог (тифлопедагог) Михальчук О. П.

Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие анализаторы. В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план.

 

Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Ребёнку с нарушениями зрения, в отличие от нормально видящего ребёнка, недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) даёт более полное и правильное представление о предметах.

Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта, так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувств воспринимают похожие предметы более ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Это необходимо для успешного обучения ребёнка в школе.

Известно, что в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические способы познания, так как логика познания мира дошкольников выстраивается в цепочку желание –чувство – мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы активизировались личностные мироощущения, и накапливался личный опыт проживания.

А при нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно суставной). В свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха осязания, обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета.

Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте. Необходимо помнить, что процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно не происходит. В работе с детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенок познает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затем уже на макетах, муляжах и иллюстративном материале.

Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем мире.

Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно»,

«Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…»,

«Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.).

Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от

себя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи ощущаешь?» и т.д.

Педагог дает задания и проводит игры в зависимости от постановки задачи:

Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, фрукты, овощи;

Подбери одинаковые по форме по форме предметы (ведерки, кубики т.д.); Найди предметы одинаковой формы, цвета, величины;

Найди самое высокое, низкое дерево;

Найди спрятанную игрушку, свой домик;

Бегите вместе, кто быстрее добежит до домика;

Слушай, что звучит;

Расскажи, какая погода.

Опиши признаки осени, зимы, весны, лета.

Педагог предлагает детям игры на имитацию движений птиц, животных,

транспорта, сюжетно-ролевые игры и т.д.

Терпеливое, доброжелательное, положительное эмоциональное отношение педагога к детям способствует устойчивому интересу к игровой, трудовой, учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает познавательную сферу — наглядное и логическое мышление, произвольное внимание восприятие, память, творческое воображение.

Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию

ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира. Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. ( «Обоняние и вкус»)

Восприятие вкуса «Заколдованные порошки»

Дидактическая задача: учить детей определять вкус, активизировать

представления детей о значении языка в ощущении вкуса.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год