Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Здоровье
Автор: Смирнова Екатерина Валерьевна   
01.11.2013 01:41

ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.Одной из распространённых технологий физического развития, укрепления здоровья  детей и обучения  их здоровому  образу  жизни  является организация Дней Здоровья в группе. Наш опыт работы в этом направлении показал, что День здоровья - это форма активно­го отдыха детей, когда режим дня наполняется различными играми и упражнениями, увеличивается время пребывания на свежем воздухе в любое время года. В течение этого дня особое вни­мание должно уделяться формирова­нию у ребенка элементарных пред­ставлений об особенностях строения и функционирования своего тела, психологической готовности к актив­ной оздоровительной деятельности.  

 

При организации Дней  Здо­ровья мы обращаем большое внимание на самостоятель­ную  поиско­во - познавательную  активность детей, побуждая их к творческому отношению при выпол­нении различных заданий. Так, при выполнении детьми  заданий игрового характера на занятиях и в играх, чаще использовать постановку проблемы: как рациональнее и быстрее выполнить задание (например,  в эстафетах); как можно определить пользу от двигательной активности (сердце, как насос,  работает энергичнее,  и организм получает больше кислорода, укрепляются различные мышцы и так далее). Сюда же можно отнести и имитационные движения: «Струи воды» - это легкий бег на носках; «Зайцы на полянке» - это прыжки с продвижением вперёд; «Белочка прыгает с веточки на веточку» - это упражнения для глаз, и так далее.

Темы бесед, проводимых с детьми, могут быть разными: гигиена, пита­ние, закаливание, строение отдельных частей тела человека и так далее. И, конечно же, при организации ак­тивного отдыха с целью повышения эмоционального фона, мы стараемся красочно оформить физкультурный зал, групповую комнату, спортив­ную площадку в соответствии с содер­жанием мероприятий.  Также, по возможности,  исполь­зуем музыкальное сопровождение и соблюдение определенных ритуаль­ных моментов (приветствия команд, зрителей, вручение наград и прочее).

Осенью, обычно в сентябре-октябре, День Здоровья проводится под общим названием «В гостях у Сиропчика». В первой половине дня оформляем групповую комнату (плакаты, работы детей и совместного детско-воспитательского творчества, красиво оформленные подносы с вымытыми овощами и фруктами), проводим  мероприятие (презентацию) по НОД «В гостях у Сиропчика» (о значе­нии продуктов питания в жизни человека). Затем организовываем совместную  с детьми работу с фруктами и овощами (например, приготовление салатов). Во второй половине дня проводятся спортивные развлечения «Фрукты, на старт!», играем в дидактические игры:  «Съедобное  и  несъе­добное»,  «Овощи и фрукты», «Нектаринка»,  «Аскорбинка», «Полезные продукты» и другие.

Зимой, в феврале, проводим День Здоровья под общим названием «Путешествие в Страну здоровья» (Приложение 1). В первой половине дня оформляем групповую комнату, затем проводим праздник  «Путешествие в Страну здоровья». Во второй половине дня организовываем спортивные развлечения «Веселые зимние старты»;  изобразительную деятельность детей  по теме литературных произведений «Мойдодыр»,  «Федорино Горе», «Девочка чумазая».

Весной, в апреле, День Здоровья проводится под общим названием «Встреча с доктором Айболитом»  (Приложение 2). В первой половине дня оформляем групповую комнату и проводим  мероприятие  по НОД «Встреча с доктором Айболитом» (о  профилактике  заболеваний  и об уходе за глазами, ушами, зубами). Затем  организовываем разнообразные физические и игровые упражнения, имитационные игры. Во второй половине дня - спортивные развлечения «Веселая физкультура» и изобразительная деятельность детей  по теме литературных героев  сказки К.И. Чуковского «Айболит».

Летом, в июне, тематически оформляем участок детского сада,  проводим  викторину  «Уроки Мойдодыра» (закрепление и обобщение образовательного материала по физической культуре, укреплению здоровья и ЗОЖ), организовываем совместные игры детей, воспитателей и родите­лей. Во второй половине дня проводим физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода -  наши лучшие друзья!» для детей, родителей и воспитателей.

Подготовка к проведению Дней Здоровья должна осуществляться в процессе всей работы с детьми, которая включает чтение книг, просмотры иллюстра­ций, видеофильмов о спорте, спорт­сменах, разучивание подвижных игр, эстафет. Однако некоторые игры, ат­тракционы и простые двигательные задания могут быть проведены без предварительного ознакомления детей с ними в виде  сюрпризного момента.  

Приложение 1

Конспект праздника «Путешествие в Страну здоровья»

Цель. Формировать навыков здо­рового образа жизни, закрепить навыки выполнения основных дви­жений, умения ориентироваться в помещении. 

Ход занятия 

Мероприятие проводится в зале.  Воспитатель предлагает детям располо­житься вокруг себя на ковре. 

Воспитатель. Сегодня у нас будет гость. От него мы узнаем много о себе, об особенностях нашего организма, о том, как надо заботиться о своем здоровье, чтобы быть сильными и выносливыми. 

Раздается стук в дверь. 

Воспитатель. Давайте посмотрим, кто к нам пришел. 

В зал входит Мойдодыр  

Мойдодыр. Здравствуйте, дети! Я рад, что вы пригласили меня в этот чудесный зал. Но я пришел не один. Со мной мои друзья. Отгадайте, кто они. 

Мойдодыр загадывает загадку о воде: «Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает». 

Дети. Вода. 

В зал входит Вода  

Вода. Здравствуйте! Объясните, зачем вы меня позвали? (Ответы детей: на праздник, рассказать о том, зачем нужна вода.) Тогда я остаюсь. 

Мойдодыр загадывает загадку о воз­духе. Обыгрывается приход Воздуха  

Воспитатель. Наши гости помогут нам попасть в Страну здоровья. 

Мойдодыр. В путь-дорогу собирай­ся, за здоровьем отправляйся. 

Дети строятся в две колонны за гостями. Звучит веселая мелодия. Все делают круг почета. Первой встает вода и предлагает пробежаться так, как бежит вода. Дети выполняют легкий бег на носках; с ускорением; медленный бег. 

Далее в игру вступает Воздух. Дети выполняют ходьбу и бег врассыпную. 

Мойдодыр. Вот мы пришли в Стра­ну здоровья. Вода, тебе слово. 

Вода. Дети, зачем нужна вода? (Выслушивает ответы.) Правильно! Без воды засохли бы деревья, кусты. Не смогли бы расти цветы. Да и человек не может жить без воды. Ведь организм содержит большое ко­личество воды. Вы верно сказали, что вода нужна для умывания. А как разные животные умываются? (Отве­ты детей.) 

Вода показывает картинки, где изо­бражено, как умывается кошка, как слон обливает себя водой, как купают­ся медвежата и другие животные. 

Вода. Вспомните, в какой сказке говорится о том, как умываются животные? Правильно! «Мойдодыр». А кто написал эту сказку? Верно! Корней Чуковский. 

Вода зовет Мойдодыра, и вместе с ним дети вспоминают строки: «Рано утром на рассвете умываются утята...» 

Воспитатель делит детей на четыре команды, каждой Вода дает план­карту. 

Вода. Это карта спортивного зала, на ней отмечено место, где вы найдете сюрприз с моими советами. А одну карту я дам Мойдодыру и Воздуху — они будут искать конверт. А что в нем находится — узнаете позднее. 

Дети выполняют задание. Педагог собирает найденные детьми сюрпризы — воздушные шарики, внутри которых спрятаны советы Воды, и подает ей. 

Вода. Сколько шариков вы нашли! Сейчас шарики лопнут, и мы прочи­таем советы. 

1-й совет. Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо, шею, уши. 

2-й совет. Мойте руки и ноги перед сном каждый день. 

3-й совет. Обязательно мойте руки после игр, прогулки, общения с жи­вотными, туалета.

4-й совет. Не реже одного раза в неделю принимайте ванну.

Запомните эти советы. А что же Мойдодыр и Воздух? Вы нашли свой конверт? Нет? Ребята, давайте помо­жем им.

По план-карте спортивного зала дети находят большой красочный конверт.

Мойдодыр. Что же в этом конверте? (Открывает конверт, где спрятано много «ручейков» — голубых лент.) Да это же ручейки к игре «Собери ручейки в речку». Давайте поиграем в эту игру!

Проводится игра, где дети упражня­ются в беге врассыпную, с ускорением, развивая быстроту, ловкость, выносли­вость.

Воздух. Какую большую вы собрали речку! Теперь воды в нашем детском саду очень много. Я принес вам на праздник сказку или быль. Вы решите это сами. Слушайте внимательно.

Воздух рассказывает сказку.

«В одной московской квартире жила-была девочка - грязнуля. Больше всего на свете она не любила умываться. Поэтому нее на руках поселились микробы, которые так и старались попасть в рот к девочке.

Однажды это произошло. Девочка забо­лела. К. ней пришел доктор и сказал, что причиной болезни стали микробы. Доктор посмотрел на руки девочки и удивился. Это ведь раздолье для микро­бов, и дал ей одно средство, которое навсегда избавило девочку от микробов».

Что же это за средство? (Ответы детей.) Правильно, это мыло (показы­вает большой кусок мыла). Мыло и вода — настоящие друзья! Как же правильно мыть руки? (Ответы детей.) А какое еще есть средство,

чтобы избавиться от микробов в помещении? (Ответы детей.) Верно, это чистый, свежий воздух. Чтобы избавиться от микробов, надо как можно чаще мыть руки с мылом и проветривать комнаты в детском саду и дома.

Но есть еще одно средство, которое помогает быть вам здоровыми. Это физические упражнения. Их лучше выполнять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Давайте все вместе выполним упраж­нения под музыку

( дети делают ритмические упражнения).

Воспитатель. Сегодня мы соверши­ли путешествие в Страну здоровья. Давайте никогда не будем о ней забывать!

Приложение 1

Конспект мероприятия  по  НОД «Встреча с доктором Айболитом»

Цель. Закреплять знания детей об уходе за глазами, ушами, зубами и о  профилактике  заболеваний.

Ход занятия.  Педагог сообщает, что почтальон принес необычную посылку, и рас­сматривает ее вместе с детьми. Пред­лагает открыть ее. В посылке нахо­дится план-схема здания детского сада,  на которой отмечен маршрут. Здесь же лежит приглашение к докто­ру Айболиту. Дается задание: следуя по указанному маршруту, найти док­тора Айболита. Дети вместе с педаго­гом отправляются в путь и с помо­щью плана приходят в кабинет меди­цинской сестры, где их встречает доктор Айболит (воспитатель).

Доктор Айболит. Здравствуйте, дети! Я рад, что вы справились с заданием, и хочу пригласить вас в загадочную страну.

Дети, следуя за Айболитом, входят в спортивный зал.

Доктор Айболит. Мы пришли в стра­ну, в которой три города. Сначала от­правимся в первый. (Подводит детей к декорации, где изображен дом в виде глаза, а за шторой на окне — зрачок.).

Отгадайте загадку и узнаете, в какой город мы пришли. «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят». Верно, это глаза, и город называется Глазоград. Как вы думае­те, кто из животных самый зоркий? (Орел, сова.) Зачем нужны глаза чело­веку? (Ответы детей: помогают ви­деть, различать и узнавать предметы, их цвет, форму.) Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Голубые, серые, карие, зеленые.)

Доктор Айболит (открывает штору в домике; дети видят изображения глаз, различных по цвету, форме, рас­положению, рассматривают их; затем Айболит открывает «веко» глаза - окошко). Что можно увидеть, рассмат­ривая глаз? Цветное колечко - ра­дужная оболочка, или радужка. В центре глаза виден черный кружок. Он то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза (выключает на несколько секунд свет). Что произошло со зрачком в темноте? Он расширился. А при свете? Зрачок сужается. Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи (веки, ресницы, брови). Они защища­ют их от пыли, ветра и пота. Есть еще один страж. Он вам всем хорошо знаком -  это слезы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок.

Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вече­рам - умывать. Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой. Назы­вается она «гимнастика для глаз». Да­вайте выполним ее все вместе.

1-е упражнение. Закрыть ладонями глаза, не нажи­мая на них, полностью исключая доступ света (1- 2 минуты). Открыть глаза.

2-е упражнение. Закрыть глаза. Массировать над­бровные дуги легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску (2 - 3 раза).

3-е упражнение. Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем — в крайнее правое положение (5 - 6 раз).

4-е упражнение. Открыть глаза и посмотреть на цветок, нарисованный на стекле, затем перевести взгляд на вид из окна (5 - 6 раз).

Доктор Айболит. Эту гимнастику нужно повторять каждый день. А теперь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему сложен и требует сноровки.

Дети преодолевают несколько раз полосу препятствий:

•  ходьба по наклонной доске;

•  лазанье по гимнастической стенке;

•  подлезание под воротца, дуги;

•  ходьба по узкой рейке гимнастичес­кой скамейки и др.

Доктор Айболит. Наконец, мы при­шли в город под названием Ухоград. О чем мы поведем беседу? Верно, об ушах. Органы слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга. А зачем нужны уши человеку? Попро­буйте закрыть уши руками. Что про­изошло? Плохо слышны звуки. Стало труднее общаться нам с вами. Как же надо ухаживать за ушами (чистить их раз в 3- 4 дня). Давайте посмотрим, все ли дети в нашей группе хорошо слышат.

Проводится игра «Не попадись лисе».

Цель. Проверить слух, упражнять в ходьбе на носках, врассыпную.

Ход игры. Лиса с закрытыми глаза­ми должна услышать и поймать зай­цев, которые решили пробраться к ней в огород. Зайцы должны как можно тише пройти мимо лисы, чтобы она не услышала их.

Доктор Айболит. За огородом лисы находится последний город — Зубоград. Правильно, мы поговорим сей­час о зубах. Что помогает нам перева­ривать пищу? Пища во рту смачивает­ся слюной и измельчается зубами. Первые зубы — молочные. К 10 годам молочные зубы выпадают, а на их месте вырастают постоянные. Как вы думаете, у кого болят зубы?

Верно, у того, кто ест много сладко­го. Есть ли у зубов защитник? Есть. Зубная эмаль. Она твердая, белая. Надо стараться ее не повредить. Что надо делать, если заболел зуб? Сроч­но идти к врачу. Как же следует ухаживать за зубами?

Доктор Айболит раздает всем зуб­ные щетки и проводит динамическую паузу «Чистка зубов».

1. Чистить внешнюю поверхность зубов. Зубная щетка располагается вдоль линии десен (верхних и ниж­них). Движения — сверху вниз, затем снизу вверх.

2.  Чистить жевательную поверхность каждого зуба.   Движения щетки   — вперед-назад.

3.   Кончиком  щетки  чистить  внут­реннюю  сторону зубов  круговыми движениями.

Доктор Айболит. Какие вы все молодцы! Но пора собираться в дорогу. Она проходит через солнечную полянку, где живет много солнечных зайчиков. Поиграем в игру «Поймай солнечных зайчиков».

Цель. Упражнять в беге врассып­ную, развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. На шелковые ленточки пришить изображения солнышка или зайчика. Игра проводится по типу  «Ловишки с ленточками».

Доктор Айболит. Вот мы и верну­лись в детский сад. До новых встреч! Будьте здоровы!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год