Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность в практике создания благоприятного здоровьесберегающего пространства дошкольного учреждения
Здоровье
Автор: Садовская Татьяна Валерьевна   
17.09.2014 19:07

Проектная деятельность в практике создания благоприятного здоровьесберегающего пространства дошкольного учрежденияПроектная деятельность в практике создания благоприятного здоровьесберегающего пространства дошкольного учреждения
Садовская Татьяна Валерьевна МКДОУ д/с № 444 воспитатель г. Новосибирск
В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.

 

Скачать конспект

То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Проработка разнообразных источников позволила нам сделать собственный вывод, о данной технологии.
•    Проектную деятельность можно применять в качестве метода обучения, средства обучения и формы организации с детьми.
•     Проектная деятельность позволяет одновременно обеспечивать и развивать у ребенка определённые, реализуемые образовательной программой знания, умения, навыки, и в то же время развивать качества личности, необходимые для установления элементарных, отношений с социумом - миром людей, природы, собственным внутренним миром.
•     Проектная деятельность дает возможность формировать систему ценностей дошкольника через оптимизацию детско-родительских отношений.
Помимо указанных фактов, интерес к проектной деятельности мы объясняем введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который решает следующие задачи: сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей; комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников; активно взаимодействовать с семьями воспитанников; комплексно оценивать достижения ребенка в логике компетентного подхода. То есть, проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.
Анализ теоретических и практических источников показал, что в настоящее время описан опыт работы исследователей, практиков по реализации детьми дошкольного возраста исследовательских (А.И. Савенков, 2000; А.И. Данюкова и др., 2001) и экологических проектов (Н.А. Рыжова, 2002; З.С. Шабалина, И.Н. Воскобойник, Т.И. Петренчук, О.А. Михайлова, Л.А. Князева, 2005). Организации продуктивной деятельности (В.Б. Хозиев, 2002) и трудовой деятельности (Д.А. Костиков, 2004) старших дошкольников. Авторами Т.К. Смыковской, В.Н. Журавлевой, А.Л. Ховяковой, Н.Е. Веракса, Л.Д. Морозовой, проект представлен как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий.
Можно говорить о том, что проект может быть направлен на выработку у детей самостоятельных исследовательских умений, развитие творческого мышления и познавательного интереса к различным областям знаний, формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств личности дошкольника, развитие у ребенка определенных реализуемых программой знаний, умений и навыков.

Проект «Групповой здоровьесберегающий фито-центр»
1.Обоснование актуальности
Современные дети живут в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление, внимание, речь, творческие способности. Включение компьютера в образовательную среду являются для ребенка-дошкольника не только естественным способом обучения, но и желаемым процессом освоения новых технических средств и познания окружающего мира. Известно, что возраст активных пользователей медиа год от года снижается, и что за последние годы число дошкольников, умеющих пользоваться современной техникой, в том числе компьютером, увеличилось в десять раз, как отмечают многие исследователи, эта тенденция будет ускоряться.
Развитие детей тесно связано со здоровьем, только здоровый ребёнок может правильно, полноценно развиваться и обучаться. А поскольку с появлением разнообразных технических устройств возникают определенные опасности в жизни ребенка: гиподинамия, ухудшение зрения, нарушения осанки, отставание в речевом развитии, снижение коммуникативных способностей, негативное влияние на детскую психику и другие, то это актуализирует задачу сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Понимая всю значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, мы целенаправленно начали работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ища новые современные методы и приёмы.
Специфика реализации проблемы здоровьесбережения дошкольников при взаимодействии с современными техническими средствами, обусловливается разными подходами. Одним из них выступает эколого-валеологическое образование, интегрирующее в себе различные виды деятельности, цель которых формирование основ экологического мировоззрения и формирование на этой основе здорового образа жизни. Перспективным направлением является формирование у детей знаний о факторах влияния современных технических средств на здоровье человека и роли комнатных растений в улучшении микро экологических условий помещения и здоровья человека.
Но проблема заключается в том, что дошкольники в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей не в состоянии самостоятельно организовать здоровьесберегающую среду, наполненную знаниями, терминологией и атрибутами эколого-валеологического характера.
Поэтому, актуальность проекта заключается в создании такой учебно-воспитательной среды, которая приведет к развитию эмоционально-ценностного отношения к здоровью, формированию знаний о факторах, влияющих на здоровье и овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями, основанными на активизации речевой и познавательной деятельности воспитанников.

2. Анализ теоретических источников
Проблема формирования эколого-валеологических знаний и развития здоровьесберегающего пространства изучаются представителями различных областей научного знания – медицины, психологии, педагогики, философии, экологии. При рассмотрении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, опирались на теоретические разработки Н.Н. Куинджи, Т.С. Комаровой, В.А. Деркунской, Л.И. Греховой, Г.И. Кулик, Л.Г. Горьковой, О.А. Степановой, М.Ю. Картушиной, И.М. Новиковой и других.
Результаты исследований указывают, что детский возраст - это благоприятный период для положительного воздействия на ребенка, с целью формирования здоровьесберегающего поведения, адаптированного к социальным условиям окружающей среды. Это подчеркивает и к.п.н, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена В.А. Деркунская, «в дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности».
В работах В.Т. Кудрявцева, А.В. Кочергиной, М.Л. Лазарева, И.А. Анохина, Н.В. Полтавцева, Б.Г. Ананьева, В.В. Гогуадзе, Л.Г. Татарниковой представлены механизмы формирования эколого-валеологических знаний, умений и навыков у дошкольников. В современных исследованиях И.П. Золотухина, Л.И. Новиковой, А.В. Гаврилиной здоровьесберегающая среда рассматривается в качестве педагогической категории и важнейшего фактора развития личности ребенка (Н.Л. Селиванова). Современные представления о создании здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении, изложены в работах Л.И. Алешиной, Т.В. Волосниковой, И.П. Золотухиной, Ю.К. Чернышенко.
Анализ литературы так же показал, что специфика формирования современных представлений о здоровье человека неразрывно связана с его речевым развитием, коммуникативными возможностями и способностью к вербальному выражению своих мыслей и чувств. Среди авторов выделим Н.С. Антонова, М.С. Асимова, И.П. Яковлева, Н.В. Нищеву, С.Д. Сажину, которые отмечают, что взаимопроникновение структурных элементов различных областей знаний приводит к расширению эвристических и познавательных способностей детей, способствует становлению их речи, обеспечивая позитивный результат обучения и воспитания в итоге.

3. Характеристика инновационной составляющей
Всесторонняя проработка литературных источников (учебников, журналов, пособий, интернет-сайтов) позволила отобрать необходимую информацию по интересующей нас теме и выстроить тактику дальнейших действий, с учетом следующих положений.
- Разработать проект эколого-валеологической направленности, в основу которого положить игровой и развивающий методы, метод убеждения и эвристических ситуаций, методы проектирования и моделирования.
- Включить в содержание мероприятий информации о факторах, влияющих на здоровье при взаимодействии с современными техническими средствами, о роли комнатных растений в жизни человека, навыков ухода за ними.
- Осуществить реализацию проекта, основанного на активизации познавательно-речевой и ценностно-ориентированной деятельности.
- В целях повышения производительности обучения, увеличения динамизма и выразительности излагаемого материала, в образовательной деятельности предусмотреть использование средств мультимедиа.

Наш проект не претендует на новизну, но с точки зрения включения презентационных инструментальных средств и регионального компонента в учебно-воспитательную среду эколого-валеологической направленности, это инвариантность (т.е. новый подход), которая не достаточно широко применяется в практике дошкольных учреждений.

4. Цель и задачи Проекта. Цель: Создание условий для реализации совместной детско-взрослой деятельности, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Разработать и сформировать фито-центр группового помещения, с использованием специально подобранных растений - биологических очистителей, для оздоровления микро экологических условий помещения и здоровья воспитанников.
2. Знакомство детей и родителей с комнатными растениями – биологическими очистителями (Гибискус, Аспарагус, Хлорофитум и т. д.), навыками работы по их размножению и уходу за ними.
3. Самостоятельное выращивание растений - биологических очистителей детьми, при непосредственном участии родителей.
4. Углубление представлений о полезных свойствах комнатных растений – биологических очистителях у детей и родителей
5. Расширение познавательных интересов, наблюдательности, бережного отношения к природе через различные виды совместной деятельности.
6. Распространение полученных знаний в дошкольном учреждении и за его пределами через организацию фотовыставок, выставок комнатных растений и собственных исследовательских проектов.

5. Сроки реализации Проекта
Сроки реализации Проекта: 02.09.2013 – 26.05.2014г
.
6. Формы и методы реализации Проекта

•    Выставка познавательной литературы «Мы их знаем давно»
•    Фотовыставка «Мой зеленый друг»
•    Экспозиция самостоятельно выращенных растений «Цветочный хоровод»
•    Конкурс рисунков «Мой зеленый друг»
•    Дидактические настольные игры
•    Познавательно-развивающие занятия для детей
•    Собрание-студия «Растем здоровыми»
•    Собрание-практикум «Будем радоваться вместе»
•    Информационный стенд для родителей «Компетентные родители: компьютер и дошкольник»
•    Беседы с детьми
•    Буклеты

7. Практическая значимость для участников Проекта
1. Повышение уровня здоровьесберегающей компетентности и личностного роста, развитие социальной и коммуникативной компетентности, формирование эколого-валеологических знаний и умений детей.
2.Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению здорового образа жизни за счет выработанных здоровых стереотипов у воспитанников.
3.Повышение уровня родительской компетентности в вопросах приобщения ребенка к здоровому образу жизни и формирования основ экологического мировоззрения у детей.
4. Использование навыков, полученных детьми и родителями для озеленения своих квартир (комнат), в которых имеются технические устройства.
5. Получено удовлетворение всеми субъектами от проделанной работы.

8. Содержание Проекта
Проект «Групповой здоровьесберегающий фито-центр» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, за счет часов отведенных на дополнительную деятельность с воспитанниками (1 раз в неделю во вторую половину дня). Участниками проекта являются:
23 ребенка старшей группы № 6 «Теремок»
27 родителей
1 воспитатель

9. Мероприятия Проекта
1. Объявление-приглашение
2. Подготовка к совместному мероприятию
3. Собрание–студия «Растем здоровыми»:
-обсуждение предварительного анкетирования,
- сообщение воспитателя по теме собрания «Значение комнатных растений в нашей жизни»,
- выступление старшего воспитателя «Развитие исследовательских способностей детей при уходе за комнатными растениями»,
- выступление - родительский опыт  «Знакомьтесь, растения – биологические очистители»,
5. Выставка познавательной литературы «Наши помощники – комнатные растения»
6. Наблюдение «Здравствуй, мой зеленый друг»
7. Рассказ-беседа о комнатных растениях, их роли в жизни человека «Зеленые друзья спешат на помощь»
8. Домашнее задание «Цветочный хоровод»
9. Конкурс рисунков «Мой зеленый друг»
10. Подготовка к совместному мероприятию
11. Беседа-презентация «Цветочная азбука»
13. Эколого-валеологическая игра «Цветочный светофор»
14. Домашнее задание «Что могут сказать цветы»
15. Познавательно-развивающее занятие «Герань и компания»
16. Домашнее задание «Письмо зеленому другу»
17. Рассказ-беседа «Растут цветы, не только для красоты»
18. Домашнее задание «О чем рассказал цветок»
19. Познавательно-развивающее занятие «домашние растения – мои друзья»
20. Фотовыставка «Мой зеленый друг»
21. Подготовка к совместному мероприятию. Выставка «Цветочный хоровод»
22. Собрание-выставка «Радуемся вместе»:
-организационная часть «Цветы в нашей группе»,
- основная часть: защита детско-родительских проектов «Привет, друг»,
- заключительная часть: награждение победителей.

10. Ресурсная база реализации Проекта
Мотивационная
•    Продукт деятельности (выращенные цветы, отслеживание результатов).
•    Стимулирующие средства (призы, похвала).
•    Персональный компьютер и мультимедийные презентации
•    Успех от увиденного результата

Организационно-просветительская

•    Распространение буклетов экологического содержания
•    Организация совместных мероприятий
•    Оформление материалов на информационном стенде

Методическая

•    Составление плана мероприятий по реализации проекта
•    Подборка познавательной и популярной литературы для детей
•    Подборка методической и практической литературы для родителей
•    Интерактивные консультации по проблеме для родителей
•    Оформление учебно-методического материала

Аналитическая

•    Проведение анализа деятельности по Проекту

Информационная

•    Библиотека им. М.А.Булгакова
•    Информационные объявления

Материально-техническая

•    Групповая комната старшей группы МКДОУ «Теремок»
•    Музыкальный зал МКДОУ
•    СТС: ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, цифровая камера Развивающие наглядные пособия для детей эколого-валеологической направленности
•    Дидактические пособия и игры эколого-валеологической направленности
•    Познавательная литература эколого-валеологической направленности

Результаты Проекта
1. Активное включение ребенка-дошкольника в здоровьеформирующий процесс как субъекта здоровьесберегающей деятельности.
2. Приобретение детьми знаний о свойствах комнатных растений, навыков выращивания и ухода за ними.
3. Активизация речевой и познавательной деятельности воспитанников.
4. Вовлечение родителей в эколого-валеологическую деятельность.
5. Создание группового фито-центра.


Список использованной литературы
1. Грехова Л.И. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. 5-е издание, стереотипное.- М.: ЦГЛ, Ста-рополь: Сервисшкола, 2003.
2. Иванова А.А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду/ А.А. Иванова.- М.: ТЦ Сфера, 2004
3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/ авт.Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников/ Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова.- СПб.: Детство-пресс, 2003.
6. Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. МОЗАИ-КА-СИНТЕЗ, Москва 2009г.
8. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании//Детский сад: теория и практика №9/2012. Стр. 6-18.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год