Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Здоровье
Автор: Тазалова Наталья Александровна   
12.10.2016 15:59

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тазалова Н.А. МБДОУ д/с №35

Единственный путь, ведущий к знаниям — это деятельность...

Бернард Шоу

«Здоровье — это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Особенно актуальна эта проблема для дошкольных учреждений. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны все основные виды деятельности, которыми должен овладеть дошкольник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности воспитанников, индивидуальной работе с детьми основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных работ.

Применяемые в учреждении инновационные технологии должны иметь одно неоспоримое качество – своеобразный сертификат безопасности здоровья дошкольников. Педагогу нужно стараться учитывать здоровьесберегающие технологии в организации проектной деятельности, а именно: соблюдать частую смену видов деятельности, проводить физкультминутки, помнить о доброжелательном настрое и партнёрской атмосфере в непосредственно образовательной деятельности.

Здоровьесберегающая технология – это такая технология, при использовании которой, воспитатель, уважая себя, обязательно уважает своего воспитанника как личность. Педагог, прежде всего, должен быть требователен к себе. Когда он любит то, чем занимается сам и умеет увлечь этим детей, хорошо понимая при этом, что он никогда не воспитает их всех одинаково. Должен сработать индивидуальный подход к каждому. Проектная деятельность – это та среда, где каждый ребенок сможет себя проявить как индивидуум.

Для воспитателя самым ценным в технологии проектирования является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Воспитанники в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определённый тип проекта, воспитатель, может управлять активностью воспитанника на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необходимые предметные, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.

В ходе работы над проектом здоровьесберегающей тематики воспитанник обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, познает собственный потенциал здоровья и обучается принципам сохранения здоровья. Проектов, реализуемых в детском саду, не может быть много. Мы практикуем использование 4 видов проектов:

  • Ролево – игровые проекты, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы;
  • Информационно – практико — ориентированные проекты, когда дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи идр.);
  • Исследовательско — творческие проекты, дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • Творческие проекты, их результаты оформляются в виде детского праздника, детского дизайна.

Так, в старшей группе проектом стал «Режим дня», продуктом которого стало составление собственного режима дня, а практическая деятельность была в образовательной области «Познавательное развитие».

Следующий проект «Витаминный калейдоскоп» — продукт составление инструкции о приеме витаминов, составление книги витаминных продуктов, приготовление различных овощных и фруктовых салатов и их дегустация на празднике. Основная цель его – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Основополагающий вопрос:

Что является залогом здоровья и гармоничного развития дошкольника?

Вопросы темы (проблемные):

  1. Какие лучше фрукты и овощи кушать?
  2. Как мы должны питаться, чтобы вырасти здоровыми?
  3. Как вы думаете, мы едим, чтобы не быть голодными?
  4. Какие фрукты и овощи полезны?
  5. Каким должен быть режим питания дошкольника?

В процессе работы над проектом были привлечены воспитанники, которые осуществляли самостоятельный поиск материала, необходимого для нашего совместного проекта. Например: «Какую информацию вам необходимо получить?», «К каким источникам необходимо обратиться?» (Интернет, справочники, энциклопедии, художественная литература).

Это позволило детям лучше представить практическую ценность изучаемой темы, ее связь с различными аспектами жизни. Такие задания помогают развивать у детей и общие навыки социальной адаптации – ориентироваться в информационных источниках, общаться с различными людьми для того, чтобы получить нужную информацию.

Проектная деятельность воспитанников – это совместная, познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проект «Мы – за здоровый образ жизни», продуктом которого стали результаты анкет, проведенных в группе, обобщение мнений о здоровом образе жизни, проведение праздника «Чистота – залог здоровья».

Многообразие типов проектов даёт возможность воспитателю решать самые разные задачи обучения и воспитания дошкольников в интересной для них форме. Это позволяет детям активно приобретать и применять универсальные знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды деятельности. Практическая направленность занятий, позволяющая создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.

К работе над проектами часто привлекаются родители. Опросы, проведенные среди воспитанников и их родителей, свидетельствуют о том, что им нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях. Помогают им пополнять портфолио. По результатам проведённого анкетирования нами был сделан вывод: чаще детям помогают успешно выполнить проект Интернет-ресурсы, помощь воспитателя и родителей; больше всего воспитанникам нравится выполнять исследовательско — творческие и информационно – практико — ориентированные проекты. Детские проекты по здоровому образу жизни – дидактическое средство активизации здоровьесберегающей деятельности, формирования личностных качеств.

Кроме того на основе собственного опыта работы со здоровьесберегающими технологиями в детском саду была разработана программа динамических пауз, цель которой – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни.

Одним из важных условий организации проектной деятельности по здоровьесбережению является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне, и позволяет предотвратить переутомляемость воспитанников.

Особое место здесь занимают подвижные игры. В ходе каждой игры необходимо разъяснять воспитанникам ее значение для укрепления здоровья и правильно определять место игры в образовательной деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Особенно важны игры с дидактической направленностью, где сознательная инициативная деятельность направлена на реализацию двух целей: условная цель, установленная играющими и вторая цель носит познавательный характер. В процессе реализации данной программы идет становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, он изучает свой организм, его особенности для того, чтобы формировать свое здоровье. В непосредственно образовательной деятельности используются оздоровительные минутки, беседы, комплексы упражнений. Все виды деятельности проводятся в игровой форме.

Основной тезис формирования культуры ЗОЖ в процессе проектной деятельности воспитанников заключается в понимании ими: для чего нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проектно — исследовательская деятельность дошкольников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Данную деятельность следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-Ф3 (ред. от 21. 07. 2014) «Об образовании в Российской Федерации» (С изм. и доп., вступ. в силу с 21. 10. 2014): [Электронный ресурс].
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты: сайт — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www. consultant. ru/document/cons_doc_law_1423041/ (дата обращения: 08. 12. 2014).
  3. Андрющенко Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: сайт — ГБОУ ДПО ЧИППКРО: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: ipk74. ru/virtualCab/Consultation/Zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-dou (дата обращения: 08. 12. 2014).
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика //Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: 1997. — с. 3—5.
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2010. — 112 с.
  6. Гудонис В.П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. — 2000 г. — № 1 — С. 108—121.
  7. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. // Ж. Дошкольное воспитание. — 1999 г. — № 12 — С. 92—100.
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
  9. Сивцова А.Н. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении на последующую адаптацию ребёнка в школе//Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. — 2008. — № 51. — с. 289—292.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год