Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование здорового образа жизни в группе.
Здоровье
Автор: Ефимова Г. Ю и Мазурова В. С.   
16.04.2025 07:48

Формирование здорового образа жизни в группе.Формирование здорового образа жизни в группе.

Из опыта работы воспитателей МАОУ «Школа № 17» г. Великий Новгород Мазуровой В.С. Ефимовой Г.Ю.

Актуальной проблемой в системе образования является проблема сохранения здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Именно дошкольный возраст является важным в формировании здоровья ребенка, не только физического, но и психического. Именно в дошкольном возрасте происходит духовно – нравственное и эстетическое развитие ребенка. На здоровье ребенка влияют многие факторы. Один из них – среда, где воспитывается ребенок. Наше дошкольное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровье сберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. У нас в дошкольном учреждении существует спортивный зал, уличная спортивная площадка, дорожка для босохождения, уличный бассейн, многообразный спортивный инвентарь. Мы направляем свои усилия на оздоровление каждого воспитанника, а также применяем в своей работе здоровье сберегающие технологии. В начале учебного года мы изучаем карты здоровья ребенка и проводим диагностику исходного уровня развития своих воспитанников. Мы ставим перед собой задачу не только создать условия в группе для работы по сохранению и укреплению здоровья наших детей, но и научить их использовать знания в повседневной жизни. Всю педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка.

 

Основные оздоровительные задачи, которые мы ставим перед собой:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, воспитание культурно – гигиенических навыков
  • формирование начальных представлений о ЗОЖ.

В своей работе по оздоровлению детей мы соблюдаем:

  • физическую нагрузку: она адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья
  • сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами
  • включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксация, дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, игровой массаж).

Оздоровительная работа в группе включает в себя:

  1. Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, постоянный контроль за осанкой.
  2. Проведение двигательных разминок между совместной деятельностью.
  3. Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке.
  4. Гимнастика после дневного сна с использованием нестандартного физкультурного оборудования.
  5. Развивающая индивидуальная работа с детьми по развитию движений.
  6. Организация занимательной двигательной деятельностью различного типа (досуги, соревнования).
  7. Самостоятельная двигательная активность детей.
  8. Закаливающие мероприятия в разное время года; босохождение.
  9. Потребление фитонцидов (чеснока и лука).
  10. Организация работы с семьей.

Для успешного формирования представлений у детей о здоровом образе жизни (ЗОЖ) в группе ведется целенаправленная, систематическая воспитательно — образовательная работа по следующим направлениям:

  • привитие стойких культурно – гигиенических навыков
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых я сообщаю детям новые сведения и закрепляю ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно – практической деятельности, поэтому я использую интегрированный подход к организации совместной деятельности с детьми. Мы разработали тематическое планирование совместной деятельности по валеологии: «Познай себя». Для более успешного освоения материала планирование составлено в соответствии с интегрированным подходом в совместной образовательной деятельности: «Кожа», «Зачем нам ушки?», «Мой нос» и т.д.

Формируя у детей привычки- потребности в ЗОЖ, мы учим их вырабатывать такие навыки как:

  • полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и вечером
  • спать в облегченной форме
  • разминаться после пробуждения
  • уметь избегать опасных ситуаций
  • уметь расслабляться и гасить отрицательные эмоции
  • мыть руки перед едой и после туалета
  • есть больше овощей и фруктов
  • ежедневно менять нижнее белье, носовые платки, ходить в чистой одежде
  • умываться прохладной водой.

В своей работе мы используем здоровье сберегающие технологии, такие как:

  1. Самомассаж – воздействие на точки с помощью круговых движений подушечек пальцев; массаж ушных раковин, кистей рук, зон стопы.
  2. Загадки – шутки – способствуют переключению с одного вида деятельности на другой.
  3. Пальчиковая гимнастика – поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение.
  4. Дыхательная гимнастика – позволяет расслабиться. Улучшает кровообращение организма.
  5. Психогимнастика – игры, упражнения. Направленные на развитие различных сторон психики ребенка.
  6. Имитационные упражнения – развивают воображение. Снимают напряжение.
  7. Рефлексия – положительно влияет на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу, снимает напряжение и усталость.
  8. Использование разнообразных динамических пауз – снимают эмоциональное напряжение.
  9. Музыкальные переменки – снимают эмоциональное напряжение.
  10. Использование элементов музотерапия и цветотерапии – положительно влияют на эмоциональное настроение, расслабляют после совместной деятельности.
  11. Использование рече–двигательного компонента, пение – песенки, забавные стишки.
  12. Медвежьи покачивания, качание головой – расслабляют позвоночник, мышцы шеи. Улучшает мыслительную деятельность.

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровье сберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно – пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

При проектировании предметно – пространственной среды, способствующей формированию ЗОЖ детей – дошкольников, следую из необходимости учета следующих факторов:

  • индивидуальных социально – психологических особенностей ребенка
  • особенностей его эмоционально – личностного развития
  • индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе имеется центр активности с достаточным пространством для движений, разнообразные пособия и игрушки, что способствует разнообразию движений и всестороннему развитию детей. Все пособия для развития двигательной активности находятся в доступном для детей месте.

В системе физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги. Дни здоровья. Ежегодно мы проводим с детьми:

  • городское мероприятие «Дорожная азбука» с элементами спорта, совместно с родителями
  • городские Олимпийские игры
  • «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • неделя зимних игр и забав
  • праздник мяча, совместно с родителями
  • зимние соревнования «Путешествие веселых снеговиков», со школой №17
  • неделя здоровья.

Наряду с физкультурными праздниками в группе проводятся физкультурные досуги, которые не требуют специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале. Досуг мыорганизуем один раз в месяц.

В своей группе мы используем нестандартное спортивное оборудование, изготовленное нами и руками родителей. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно – оздоровительной работы. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми.

В группе имеется нестандартное физкультурное оборудование:

  • бильбоке (развивает глазомер, координацию мелких движений. Тренирует предплечья и кисти рук)
  • шарики для массажа рук
  • дорожки для массажа стоп (предупреждение плоскостопия, самомассаж)
  • ящик с камешками (предупреждение плоскостопия, самомассаж)
  • «Веселые пенечки» (развитие координации движения, глазомер, физические качества)
  • «Не промахнись!» (деревянные геометрические фигуры с нарисованной целью для метания; развивает глазомер, понятие «право», «лево», меткость)
  • мешочки с разным наполнением (босохождение)
  • пластмассовые бревна для самомассажа ног (развивают мышцы ног)
  • мешки для прыжков
  • каталки для ладоней (самомассаж ладоней, развивают мелкую моторику рук)
  • дорожки из линолеума разной формы (развитие координации, глазомера, босохождение)
  • «Парашют» (развитие координационных способностей детей)
  • «Весела змея» (ОВД, профилактика плоскостопия, босохождение)
  • мягкие мячи (развивают глазомер, регулируют и координируют движения, формируют навык самоконтроля)
  • ленточки, султанчики, грибочки, геометрические формы (выполнение ОРУ с предметами, развивают кисти рук)
  • моталочки (развивают мелкую моторику пальцев рук и ловкость)
  • мешочки для метания (развивают силу рук, мелкую моторику рук для выполнения ОРУ)
  • Д/И: «Делай, как я!» (развитие глазомера, копирование движений по схемам).

Таким образом, используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 17 (379) выйдет
13 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год