Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Здоровье
Автор: Горн Нина Ивановна   
02.01.2023 22:14

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Горн Нина Ивановна учитель — логопед МБОУ «Райковская СОШ им. Н. И. Носова»

Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают такие показатели:

  • физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей
  • 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания
  • 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они еще не знают, что больны
  • только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми
  • 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% — «находятся в «третьем состоянии»

Каков портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?

  • это ребёнок с низкой работоспособностью
  • повышенной утомляемостью
  • с несформированностью психических процессов
  • часто болеющий.

Преодолеть эти трудностей возможно только через создание

здоровьесберегающей среды и правильной логопедической коррекции.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

  • нарушение артикуляционных укладов
  • органов артикуляционного аппарата
  • нарушение дыхания и голосообразования
  • нарушение общей и мелкой моторики
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения
  • повышенная утомляемость
  • отставание основных физических качеств (силы, скорости, ловкости)
  • нарушение темпа и ритма движений.

В своей практике я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

  • упражнения на ориентацию в пространстве и собственном теле
  • артикуляционная гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • речевые игры с движениями
  • пальчиковые игры
  • игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветные прищепки)
  • гимнастика для глаз
  • физкультминутки.

Приведу пример дыхательной гимнастики:

«Футбол».

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или

карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна

оказаться между кубиками.

«Снегопад». Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить

снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.

«Бабочка».

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите

нитку на уровне лица ребенка. Ребенок должен подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

«Шторм в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой.

Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в

стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.

Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Фонетическая ритмика — обозначение звуков речи при помощи движений тела

Например:

звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя.

Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены.

Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны.

Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком.

Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их и произносим К.

Звук С – насосы, накачиваем шину.

Звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

Артикуляционная гимнастика — выработки для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

Проводится ежедневно, перед зеркалом, чтобы ребенок видел, что делает язычок. Помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука.

Пальчиковая гимнастика

Для развития моторики рук использую трафареты, штриховки, раскраски, игры с пальчиками. Развивает глазомер, координацию рук. Применяю сухой бассейн, нейропсихологические упражнения.

Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног. Это различные игры с движениями, можно под музыку. Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.

Массаж и самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый ребёнком, страдающим речевой патологией. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

Проводимая мною работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях даёт положительные результаты:

  • повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание
  • снимается эмоциональное напряжение и тревожность
  • повышается речевая активность
  • снимается усталость с глаз
  • развивается общая и мелкая моторика
  • формируются двигательные умения и навыки
  • формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис.

Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: приёмы логопедического массажа, упражнения для развития правильного дыхания и с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, развитие мелкой и крупной моторики. Надеюсь, данная информация вам пригодится, для использования на своих занятиях с вашими детками.

Список литературы

  1. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. – Волгоград, Изд-во: Учитель, 2016.
  2. Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. -М.: Академия, 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год