Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Здоровье
Автор: Дементьева Евгения Алексеевна Тарасова Юлия Евгеньевна   
08.11.2022 18:45

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТАСОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются современные здоровьесберегающие технологии для детей раннего возраста, анализируется их вклад в адаптацию ребенка в первые дни его пребывания в ДОУ. Обозначаются задачи здоровьесберегающих технологий, а также рассматривается их разновидность.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ДОУ, дети, здоровье, адаптация

В настоящее время приоритетными задачами концепции дошкольного образования являются сохранение и укрепление здоровья ребенка. Поэтому деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на создание комфортных условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Особую роль играет тот факт, что именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются основные составляющие, например, общая работоспособность организма, которые в дальнейшем будут оказывать непосредственное влияние на ребенка во взрослом возрасте. Исследования в данной сфере проводили известные ученые в сфере дошкольного образования: Л.А. Парамононова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко и др. Они разрабатывали комплекс программ по здоровьесбережению детей, а также внедряли их в учебный процесс. Данные программы получили название «здоровьесберегающие технологии». Применение их в учебном процессе, помогает не только сохранить и укрепить здоровье ребенка, но и сформировать у него собственные привычки здорового образа жизни, которые в дальнейшем ребенок сможет применить в повседневной жизни.

 

Ранний возраст, как правило, характеризуется ограниченной адаптацией ребенка, ему сложно привыкать к новым условиям, что в последствие может вызвать стресс. Именно в этом возрасте ребенок наиболее уязвим, и нуждается в дополнительной помощи. Поэтому здоровьесберегабщие технологии необходимо внедрять в учебный процесс как можно раньше, а именно с первых дней пребывания ребенка в ДОУ [3].

Выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий:

  • сохранить физическое и психическое здоровье детей;
  • помочь ребенку накопить двигательный опыт;
  • создать комфортные условия для реализации двигательного опыта, и других потребностей ребенка;
  • создать благоприятную среду с преобладанием положительных эмоций;

М. В. Меличева считает, что в ДОУ главную роль играют две составляющие: пространство и деятельность. Чтобы ребенок в ДОУ чувствовал себя максимально комфортно необходимо: во-первых, следить за санитарно-гигиеническими условиями жизнедеятельности детей (создание условий для рационального питания, благоприятный воздушно-тепловой режим, естественное освещение и инсоляция и т.д.); во-вторых, обеспечить условия для двигательной активности. Для лучшей организации пространства его необходимо разделить на три части. В двух первых будут находится игрушки или развивающее и спортивное оборудование, последняя часть должна быть предназначена для детей, где они смогут свободно играть [2].

Здоровьесберегающие технлогии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Фундаментом традиционных методов является двигательная активность, например, физкультурные занятия, комплексы утренней гимнастики и т.д. Нетрадиционными считаются: музыкотерапия, сказкатерапия, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Для того, чтобы занятие было более эффективным, в образовательном процессе необходимо чередовать традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. В ходе занятий должны быть предусмотрены мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. В перерывах между занятиями необходимо проводить динамические паузы и физминутки, которые не только способствуют повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом. На занятиях важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, следовательно, выстраивать взаимодействие на субъектном отношении к ребенку.

Остановимся более подробно на некоторых приемах здоровьесберегающих технологий. Мы рассмотрим защитно-профиактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие.

  1. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, которая направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие мышц, которые участвуют в речевом процессе.
  2. Физкультурные занятия можно разделить на несколько групп, например, традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные. Как правило, данные упражнения укрепляют организм ребенка и способствуют повышению иммунитета. Занятия проводятся по 5-10 минут, в соответствии с программой, разработанной в ДОУ.
  3. Метод хромотерапии основан на выборе цвета. Это позволяет выяснить эмоциональное состояние ребенка и обнаружить поведенческие тенденции, преобладающие в данный момент.
  4. Музыкотерапия помогает избавиться от напряжения и тревожности. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Особенно эффективно музыка влияет на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
  5. Динамические паузы являются профилактикой утомления. Это могут быть подвижные игры, упражнения на контроль осанки, пальчиковые игры и т.д. Они включают в себя упражнения, которые помогут ребенку отдохнуть и переключить внимание.
  6. Релаксационные упражнения — это глубокое мышечное расслабление, которое помогает детям снять внутреннее напряжение. Помимо этого, детям лучше удается сконцентрироваться [1].

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий формирует у ребенка осознанную потребность в здоровье, разъясняет основы здорового образа жизни, а также развивают положительную мотивацию и укрепляют здоровье. Помимо этого, здоровьесберегабщие технологии положительно влияют на воспитательно-образовательный процесс.

Список литературы:

  1. Болгина, Т. Л. Охрана здоровья детей дошкольных учреждений / Т. Л. Болгина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 112 с.
  2. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства / Л. Волошина // Дошкольное воспитание, 2004. – №1. – С. 114-117
  3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников / Т. Г. Карепова. – Москва: Учитель, 2009 – 201 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год