Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога в ДОУ
Здоровье
Автор: Фереферова Мария Сергеевна   
10.03.2022 23:33

Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога в ДОУИспользование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога в ДОУ

Фереферова М.С. педагог-психолог

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами специалистами и педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ.

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

 

Скачать конспект

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения.

Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение технологии кинезиологии.

Задачи:

  • способствовать положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников
  • формировать познавательный интерес
  • развитие моторных функций ребёнка
  • развитие межполушарное взаимодействие
  • развитие речи ребенка.

Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений

  • Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.
  • Педагог обязан сначала сам освоить упражнения практической кинезиологии.
  • Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и накопительный эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

  • Упражнения необходимо проводить ежедневно.
  • Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному.

Чтобы научиться точно выполнять движения легче начинать с карточек-опор (на первом этапе)

Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме.

Существует классический набор упражнений для развития межполушарных связей: «Колечки», «Кулак- ладонь», «Кулак – ладонь- ребро», «Пианино» и т.д. Далее в картотеке будут приведены пример игр и упражнений адаптированных мной.

Картотека упражнений

1. «Покорми зайца»

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия.

Оборудование: коробка с наклеенными на нее с зайцами разного цвета. Рядом с каждым с каждым зайцем проделано отверстие. Набор морковок, карточки с цифрами.

Ход игры:

Вариант 1: ребенку предлагается накормить двух зайцев разных цветов. Например, левой рукой кормим красного зайца, правой рукой — желтого зайца. Ребенок одновременно обеими руками берет по одной морковке и одновременно опускает их в отверстия рядом с зайцами указанных цветов.

Вариант 2: ребенку предлагается накормить двух зайцев разных цветов. Перед ребенком кладутся карточки с указанными цветами зайцев и карточки с цифрами, равными количеству морковок, которые необходимо дать зайцу.

3 4 (желтому зайцу – 3 морковки, красному зайцу -4).

Ребенок одновременно обеими руками берет по одной морковке и одновременно опускает их в отверстие рядом с зайцами, соблюдая указанное количество морковок.

2. «Башня»

Вариант 1.

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия.

Оборудование: три одинаковых набора кубиков разного цвета.

Ход игры: ребенку предлагается образец башни или ряда из кубиков. Необходимо, действуя одновременно двумя руками, построить такую же башню или ряд по образцу, беря каждой рукой по одному кубику.

Вариант 2.

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и слухового восприятия.

Ход игры: ребенку предлагается устная инструкция для составления башни или ряда: первый кубик красный, второй кубик желтый и т.д. Необходимо, действуя одновременно двумя руками, построить башню или ряд согласно инструкции, беря каждой рукой по одному кубику.

Примечание:

  • количество кубиков в ряду или башне определяется исходя из индивидуальных особенностей ребенка;
  • при выкладывании ряда вместо кубиков можно использовать счетные палочки.

3. Комплекс парных упражнений.

Вариант 1. «Перекрестная передача мяча».

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и дифференциации крупных моторных движений.

Оборудование: небольшой мяч, который ребенок сможет взять одной рукой.

Ход упражнения: двое детей встают лицом друг к другу. Один ребенок передает мяч другому левой рукой, второй ребенок берет мяч также левой рукой (крест накрест). Затем второй ребенок перекладывает мяч в правую руку, а первый ребенок берет мяч также правой рукой, затем перекладывает в левую руку и передает мяч и т. д. В ходе упражнения темп движений необходимо ускорять.

Вариант 2. «Навстречу друг другу»

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и дифференциации крупных моторных движений.

Ход упражнения: дети встают лицом друг к другу и протягивают друг другу руки крест накрест (левая рука к левой руке, правая рука – к правой), затем следует смена рук. Также, руки можно не просто протягивать друг к другу, но и класть руку на плечо партнера.

После того, как дети освоили упражнение с использованием рук, тоже самое проделывается с ногами. Далее в упражнении задействуются и руки, и ноги (вся левая или вся правая сторона). В ходе упражнения темп движений необходимо ускорять.

Примечание: данные упражнения можно использовать как элемент логоритмики для развития темпоритмической стороны речи. Для этого движения сопровождаются проговариванием слов, словосочетаний и даже небольших стихотворений.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и графомоторных навыков.

Оборудование: карточки с симметричным рисунком.

Ход упражнения: ребенку предлагается карточка с рисунком и два фломастера разного цвета (разный цвет на начальных этапах необходим для зрительного контроля). Рисование начинается с одной точки и продвигается по контуру рисунка, не отрывая фломастера от листа.

Примечание: принципы обучения зеркальному рисованию:

  1. от простого к сложному,
  2. 1 картинка за 1 раз,
  3. длительность занятия не более 5 минут,
  4. ребенку не должно быть слишком просто.

Этапы обучения:

  1. Каракули. Начинать обучение зеркальному рисованию можно с раннего возраста. На начальном этапе это могут быть просто каракули, нарисованные пальцами или ладошками.
  2. Сюжетные картинки. На этом этапе можно переходить к рисованию простых сюжетных картинок (домик, сердечко, бабочка). Для упрощения задания на листе можно провести вертикальную линию.
  3. Обведение по контуру
  4. Одновременное выполнение разных рисунков. Дети могут начинать с рисования геометрических фигур, например, круг и квадрат.

Общие рекомендации:

  1. Для удобства выполнения лист бумаги должен быть приклеен к столу скотчем.
  2. Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
  3. Каждый этап не ограничен по времени.

Игры и упражнения могут варьироваться по вашему усмотрению.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М, 2000
  2. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологичекое сопровождение обучения. М, 2003.
  3. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении.

Руководство для практического психолога. М., 1991.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год