Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЗДОРОВЬЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ
Здоровье
Автор: Коваленко Елена Анатольевна Сигаева Юлия Николаевна   
13.04.2021 10:11

ЗДОРОВЬЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВЗДОРОВЬЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

«Источник знаний находится на кончиках пальцев»

В. Сухомлинский

О важности развития мелкой моторики у детей с самого раннего возраста должен знать и помнить каждый воспитатель. Именно она способствует полноценному развитию речевого аппарата ребёнка, тренирует у него ловкость и сноровку, развивает интеллектуальное мышление. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок
  • Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук
  • Народные игры с ладошками
  • Игры с крупой и природным материалом
  • Игры с песком и водой
  • Дидактические игры
  • Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

Скачать конспект

Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата

необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и

координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые

упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах. Рассмотрим некоторые из них.

Сухой песочек – мой дружочек.

Песочная терапия — это занятия с песком с использованием фигурок и без, с использованием воды и без нее. Но в любом случае такие занятия нужны и важны для каждого ребенка.

По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижимым образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Благодаря играм с песком уходит раздражительность, агрессивность, плаксивость; преодолеваются страхи, тревоги; развивается тактильная чувствительность; развиваются познавательные функции; усиливается желание узнать новое, экспериментировать. Недостаточную концентрацию внимания, импульсивное поведение, нетерпеливость – все это можно скорректировать при помощи занятий с песком.

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Но наряду с ограничениями и правилами в каждой группе должно быть место, где ребенок может себе позволить быть самим собой, быть творческим, мечтает, фантазирует, создает. Такое пространство предоставляет детям волшебница-песочница. В своей работе мы используем следующие формы организованной деятельности:

- игры, упражнения, моделирование, конструирование, экспериментирование, рисование на песке, создание песочных композиций и секретов.

Работа с песком идет поэтапно. На первом этапе мы предлагаем прикоснуться к поверхности песка — поздороваться с песком, положить ладони на песок, почувствовать его. Затем сделать дорожку, пройти пальчиками по песку, дотронуться до песка поочередно пальчиками правой и левой руки, сжать кулачками песок, дотронуться до песка внутренней и тыльной стороной ладони, перетереть песок между пальцами и ладонями.

На втором этапе мы вовлекаем детей в игры и упражнения с погружением рук в песок. Например, «Угадай, что спрятано в песке», «Отгадай загадку» и др.

На третьем этапе – игры и упражнения на поверхности мокрого песка: упражнение «Необыкновенные следы» — идут медвежата, прыгают зайцы, ползут змейки. Игра «Отпечатки ваших рук».

Далее идет экспериментирование с мокрым песком и изучение свойств песка: «Мокрый песок принимает любую форму», «Песок не растворяется в воде», «На мокром песке остаются следы и отпечатки». В свободной деятельности дети с удовольствием конструируют из песка, составляют песочные композиции и «секреты», разыгрывают сценки с использованием мелких игрушек. Что же понадобиться, чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие по «песочной стране»?

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес

Пройдя Познания Дорогу.

До новых встреч, песочная страна!

Пальчиковый бассейн.

Есть игры, которые могут быть не только интересны детям, но и очень полезны для здоровья. Это пальчиковый бассейн. Он активизирует пассивно-активную гимнастику пальцев рук. Используя пальчиковый бассейн, мы развиваем функции пальцев рук ребенка, его сенсорную систему, стимулируем нервно-психическое и речевое развитие детей. Основное назначение пальчикового бассейна – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Самомассаж кистей и пальцев рук способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

При использовании пальчикового бассейна нужно знать, что от размера наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук. Поэтому его сначала заполняют более крупными предметами (шишками, каштанами, камешками), а затем более мелкими (крупа, песок). Высота бортика должна не менее 15 см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони. Игры в пальчиковом бассейне проводятся ежедневно по 3-5 мин. Мы используем пальчиковый бассейн для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее», и упражнений: «Волны», «Шаловливые ручки». Все упражнения сопровождаются стихотворным текстом или музыкой. Например, упражнение «Переполох». Воспитатель делает «сухой бассейн» из гороха. Ребёнок перебирает его руками, сжимает и разжимает кулачки. Все движения сопровождаются словами:

В ведро насыпали горох

И пальцы окунули,

Устроили переполох,

Чтоб пальцы отдохнули.

Дети в восторге от таких упражнений, постоянно используют пальчиковые бассейны в свободной деятельности.

Игры с массажными мячиками.

В своей работе по развитию мелкой моторики рук у детей мы используем массажные мячики. Упражнения с ними мы проводим перед началом занятия, чтобы разогреть и подготовить руки к работе; во время занятий на физкультминутках, чтобы снять усталость и напряжение. Делаем с мячиками утреннюю зарядку, гимнастику в кроватках после дневного сна, также различные пальчиковые игры. Мы используем игровые упражнения в стихотворной форме не только для массажа пальчиков, но и рук, ног, головы, стоп, спины. Детям очень нравится, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют мячики в свободной деятельности. Особенно детям нравится игра «Массажный паровозик». Дети садятся паровозиком и делают друг другу массаж спины.

Игольчатая поверхность массажных мячиков благотворно воздействуют на нервные окончания и способствуют улучшению кровообращения. Мячики незаменимы для развития мелкой моторики и координации движений, для профилактики плоскостопия. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Такие мячики благотворно влияют на развитие тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Самомассаж оказывает на организм благотворное влияние.

Хорошее развитие мелкой моторики способствует укреплению физического здоровья и расширению интеллектуальных возможностей. И наша задача — помочь ребенку преуспеть в этом важном деле, чтобы создать надежный задел для его будущей социальной и личностной реализации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год