Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Детский игровой массаж»
Здоровье
Автор: Гагаринова Надежда Васильевна   
17.03.2021 06:01

Консультация для родителей «Детский игровой массаж»Консультация для родителей «Детский игровой массаж»

Автор: Воспитатель высшей категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 369» г. Перми Гагаринова Н.В. Пермь

2021 год

Весь уклад жизни ребенка в детском саду построен правильно, на научно — обоснованных принципах, последовательности режимных процессов, их продолжительности, рациональном питании, двигательном режиме, закаливании — их проведение и формирует у ребенка привычки ЗОЖ.

Однако необходимо, чтобы ребенок с объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, то есть научился понимать важность этих процедур для здоровья. Осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем — и в период обучения в школе, и после непрерывно на протяжении все его жизни.

 

Одним из компонентов физкультурно – оздоровительной работы является игровой массаж, правильная организация и проведение которого помогут ребенку осознать свой организм и укрепить свое здоровье.

Массаж – научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, позволяет успешно решать проблемы, как профилактики, так и лечения различных заболеваний, это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.

Детский массаж выделяется как особый вид массажа, поскольку способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию.

Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. На занятиях в группе дети с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

Игровой массаж способствует развитию фантазии детей, способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.

Рекомендации для проведения игрового массажа

Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста и интереса ребёнка.

Предлагаемые для массажа спины упражнения можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, или сидит на стуле, опираясь на стол, Ребёнок может также сидеть на полу, стоять на четвереньках или лежать на коленях взрослого.

Прежде чем начинать проводить массаж, следует предварительно прочитать ребёнку стихи или сказать несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить последующие действия взрослого.

Взрослый во время чтения стихов должен делать небольшие паузы для массажа.

Предлагаемые для массажа спины песенки и стихи могут использоваться также для массажа рук или ног ниже колена.

Детям для проведения массажа друг другу можно предоставить выбор положения для массажа, игрушек для массажа и движений. Проведение массажа детьми должно контролироваться взрослым.

Движения под музыку следует выполнять ритмично и избегая сильного нажима или похлопывания.

Желательно, что бы взрослый подпевал, а позже пел под минусовую фонограмму.

Игровой массаж может проводиться поверх рубашечки или футболки, а также, по желанию малыша, на голой спинке.

Рекомендуемые движения можно изменять, исходя из текста песенок.

Первое время массаж лучше проводить, используя соответствующие предметы — кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты, бумажные листочки, и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.

Взрослым с длинными ногтями при проведении массажа надо быть очень осторожными и использовать, если возможно, соответствующие тексту песенок игрушки и предметы.

Картотека игрового массажа.

ЛАДОШКА

(1) Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(2) Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(3) Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(4) Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(5) Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

  1. — медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
  2. — дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
  3. — указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
  4. — потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
  5. — осторожно переступать пальцами обеих рук

ДУБ

(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,

(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

  1. — положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем
  2. — слегка пощипать
  3. — на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами
  4. — попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку

МЯЧИК

(1) Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке

Часто, часто, низко, низко от руки к земле так близко

Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок,

Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук.

1 — легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке

ПАЛЬЧИКИ

(1) Наш массаж сейчас начнём,

Каждый пальчик разотрём:

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей,

Этот пальчик — всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

(2) Вместе – это пять друзей

(3) Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей и т. д.

(4) Каждый пальчик мы возьмём

И сожмём, сожмём, сожмём.

Этот — всех красивей, и т. д.

(5) Каждый пальчик мы возьмём,

На подушечку нажмём

Этот — всех красивей, и т. д.

  1. – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику
  2. – погладить сразу все пальчики
  3. — взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
  4. — сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
  5. – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша у ногтя

ЛИСТОЧКИ

(1) Дождик травку поливает,

(2) Ветер дерево качает

(3) Листики висят, висят

(4) И тихонько вниз летят.

(5) Дети в садик выбегают

(6) И листочки собирают

(7) Их к себе домой несут

(И в коробочку кладут.

  1. — легко постукиваем по спинке кончиками расслабленных пальцев
  2. — положив руки на плечи, слегка раскачиваем
  3. — тихонько дотронуться кончиками пальцами до плеч
  4. — медленно погладить кончиками пальцев вдоль позвоночника
  5. — пробежать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
  6. — легонько пощипать
  7. — пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
  8. – положить бумажные листочки или концы пальцев на ладошку малыша и закрыть его пальчики в кулачок.

ОКНА

(1) Вот мы тряпочки берём и окошки мыть идём.

(2) Это грязное (узкое/круглое) окно мыть пора давным-давно.

  1. — пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
  2. — потереть своей ладошкой ладошку малыша (ручку/ушко)

ЁЖИК

(1) Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по *пальчикам (по ножка вниз/по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

1 — катать специальный резиновый «ёжик» для массажа или осторожно постукивать ноготками

ДОЖДЬ

(1) Посмотрите, дождь полил, воробышка намочил. (2 раза)

(2) Он летит к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил. (2 раза)

(3) Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, жеребёнка намочил. (2 раза)

(4) Скачет он к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил и утёнка намочил. (2 раза)

(5) Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, медвежонка намочил. (2 раза)

(6) Мишка топает домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

  1. — постукивать пальцами по плечам и спине
  2. — быстро похлопывать кончиками пальцев
  3. — лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладони прижаты
  4. — попеременно постукивать руками (косточками согнутых пальцев)
  5. «идти» ладошками обеих рук
  6. – хлопать попеременно ладошками, сложенными «ковшиками»

НА САНОЧКАХ

(1) Подмели метлищей, стал двор чище

(2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.

(3) Снег собрали в кучу, сделали кручу,

(4) И на кручу санки покатили сами.

(5) Побежали дети скоро, скоро

(6) Притащили саночки на гору.

(7) Съехали с кручи, въехали в кучу,

А на горку сани потащили сами.

  1. — сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами
  2. «поскрести» ребром ладони
  3. — одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег»

и на слова «сделали кручу» — 2 хлопка по спинке под музыку

4 – провести рёбрами ладоней по спинке вверх

5 — пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх

6 — провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх

7 — провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз

8 — пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх

МОСТИК

(1) Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,

Решили наши звери по мостику пройти.

(2) Сначала кошка ловко по мостику прошла,

(3) За ней змея тихонько на пузе проползла.

За ней змея тихонько на пузе проползла.

(4) Петух, как на параде, за ней маршировал…

(5) Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.

(6) Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла,

(7) Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.

  1. – погладить спинку снизу вверх
  2. — переступать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
  3. – волнистое движение ладони поставленной на ребро по спинке снизу вверх
  4. — переступать под музыку, опираясь на кончики пальцев
  5. – простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх
  6. «идти» ладошками обеих рук
  7. «идти» указательным и средним пальцем, в конце песни – пощекотать.

ХОДИТ ЁЖИК

(1) Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими колется, колется.

(2) А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,

(3) Где катают мышки маленькие шишки.

  1. – тихонько походить ноготками по спинке
  2. — провести подушечкой указательного пальца к бочку
  3. – немного пощекотать ребёнка

МЫ ПИЛИМ

(1) Мы пилим, пилим доски для нового стола,

Стальные зубы остры, легко идёт пила.

Дзинда, дзинда, дзинда, дзинда

Дзинда, дзинда, дзинда, дзинда, дза.

(2) Скользит, скользит послушно рубанок вдоль доски

И станет она гладкой, приятной для руки.

Вжих-так, вжих – так, вжих-так, вжих – так.

Вжих-так, вжих – так, вжих-так, вжих – так, вжих.

(3) А ну-ка веселее ударим молотком,

Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук.

  1. — ребром ладони под музыку водить поперёк спинки, как пилой
  2. — вверх по спинке вести ребром ладони, обратно вниз – легко гладя
  3. – легко и ритмично постукивать кулачком

ЛОШАДКА

(1) Вот бежит лошадка, сделана из ватки,

Она кашки не ест, молочка не пьёт,

Только скачет взад-вперёд, взад-вперёд, взад-вперёд.

1 – всеми пальцами одной руки быстро постукивать – «бежать под музыку

по спинке и по ручкам ребёнка

ЗАЙЧИК

(1) Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

(2) Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет:

(3) Пиф! Паф! Не попал,

(4) Зайчик быстро ускакал

1 — «маршировать» двумя пальцами левой руки по боку малыша снизу вверх

и остановиться

2 — «пробежать» двумя пальцами правой руки по другому боку малыша

3 — на слова «Пиф! Паф!» хлопнуть 2 раза в ладоши

4 — всеми пальцами левой руки ускакать, как зайчик

ПРИХОДИТЕ, МЫШИ

(1) Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,

Вот для вас площадка на моей ладошке.

(2) Вот вам карусели – можно покружиться,

Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.

(3) Вот висят качели, можно покачаться,

Вы не упадёте, нечего бояться.

(4) А ещё есть горка, для мышей бесплатно,

Покатайтесь мышки, это так приятно!

(5) Есть для вас песочек, можно покопаться,

Можно на песочке мышкам поваляться.

(6) А домой пойдёте, я вам на прощанье

Помашу рукою: мышки, до свиданья!

  1. — махать ручкой малыша
  2. «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке малыша
  3. — сгибать к ладошке и разгибать пальчики
  4. — гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя
  5. — пощекотать ладошку
  6. — махать ручкой малыша

ПЁРЫШКО

(1) Смотрите, смотрите, что я принесла!

Смотрите, какое перо я нашла

Оно по ладошке тихонько ползёт

Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,

И шейку оно очень нежно ласкает.

Куда полетит — интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет,

Одно и другое немножко щекочет

Но пёрышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

1 — в соответствии с текстом песенки трогать малыша вырезанным из бумаги

раскрашенным пёрышком

РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ

(1) Рельсы, рельсы, (2) шпалы, шпалы, (3) ехал поезд запоздалый.

(4) Из последних из окошек мы просыпали горошек.

(5) Пришли куры – поклевали, (поклевали, поклевали)

(6) Пришли утки – пощипали (пощипали, пощипали)

(7) Пришёл слон – потоптал, (топ, топ, топ, топ)

Дворник всех метлой прогнал, (кыш, кыш, кыш, кыш)

  1. — погладить дважды вдоль спинки
  2. — погладить дважды поперёк спинки
  3. — постучать кулачками четыре раза
  4. — побарабанить всеми пальчиками
  5. — постучать указательными пальцами
  6. — осторожно пощипать
  7. — переступать ладошками
  8. «мести» расслабленными пальцами вдоль спинки

Список литературы:

Л.Г. Голубева «Гимнастика и массаж»

Т.В. Нестерюк «Игровой самомассаж»

А.А. Уманская «Игровой массаж»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год