Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи
Здоровье
Автор: Хахалкина Наталья Тимофеевна   
10.12.2016 23:52

Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьиВоспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи

Воспитатель 1 квалификационной категории Хахалкина Н.Т. Город Мурманск, МБДОУ № 136

Дороже здоровья нет ничего.
Все дети и взрослые знают про то.
Так пусть же здоровье они берегут
Дома, на улице, в детском саду.

Настоящее время характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным переменам каждого человека. Самой актуальной на сегодняшний день проблемой является укрепление здоровья детей.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и эмоциональное благополучие, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

 

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Чтобы сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения, с детьми проводится следующая работа.

  • Специальные занятия и беседы, на которых дети получают знания о здоровье как о ценности, расширяются представления детей о строении своего организма, учатся заботиться о нем, так как здоровье – это здоровое тело, сильное и чистое. Проведены такие занятия: «Путешествие в страну Здоровье», «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Запомните детки, таблетки не конфетки», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Полезные и вредные привычки», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней». так как здоровье – это здоровое тело, сильное и чистое.
  • Занятия по физической культуре привлекают детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Для детей важно реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся двигательные способности и всячески развивая их. Ведь здоровье – это движение.
  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно в зале. Гимнастика повышает мышечный тонус и создает положительный эмоциональный настрой. После сна проводится различные виды гимнастик: бодрящая, коррегирующая, оздоровительная, дыхательная, для проведения которых в группе имеются различные дорожки, массажеры, тренажеры, ленточки, мячи и другое оборудование.
  • С детьми в течение дня проводится совместная с взрослым и самостоятельная двигательная деятельность.
  • Детям нравятся закаливающие процедуры: воздушные ванны перед сном и после сна с хождением босиком по дорожкам, обширное умывание, полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Дети в течение дня трижды принимают рыбий жир.
  • Для расширения знаний детей о здоровом образе жизни в группе имеется подборка сказок, рассказов, стихов, историй о том, как нужно относиться к своему здоровью. Например: «Буду закаляться», «Твой носовой платок», «Зарядка и простуда», «Волшебный морж» и другие. Играем с детьми в такие настольные игры, как «Знай и люби себя», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть», «Вещи, которые нужны только мне».
  • Во время приема пищи расширяются знания детей о продуктах питания, их значимости, ведь здоровье – это правильное питание. Дети знакомятся с пословицами и поговорками о здоровой русской еде «Щи да каша – пища наша», «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной», «Квашеная капуста это северный лимон», «Изюм – сгущёное солнышко» и другие народные присказки, которые радуют детей, улучшают аппетит и приобщают детей к правильному питанию.
  • Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе дает ребенку раздолье для движений в природных условиях. Многообразие звуков, множество разных переживаний, впечатлений, получаемых детьми на свежем воздухе во время экскурсий, наблюдений, подвижных и спортивных игр, дают им значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета. Дети помогают одеваться друг другу, застёгивают пуговицы, очищают от снега, так как здоровье – это доброе сердце.

При решении задачи по формированию у детей здорового образа жизни большое значение имеет работа с родителями. Роль родителей незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка, а педагоги их главные помощники. Работа проводится на родительских собраниях, через родительский уголок, консультации, индивидуальные беседы, посещения детей на дому, выпуск фотогазет о занятости детей в детском саду в течение дня. В родительском уголке ежемесячно сменяется материал по занятиям с детьми дома, предлагается план мероприятий на текущий месяц, родители получают ежедневную информацию о питании и образовательной деятельности детей. В распоряжении родителей имеется информация о здоровой пище, необходимой ребенку для роста и развития.

Совместно с родителями осуществлён проект «У нас сегодня день здоровья». Родители имели возможность увидеть, поучиться, помочь воспитателю в деле приобщения детей к здоровому образу жизни. В помощь родителям создан сайт «В контакте», на который выставляются игры, досуги, программы для интересного и полезного для здоровья занятия с детьми. На сайте размещён паспорт здоровья детей нашей группы, спортивные достижения, участие детей в спортивных соревнованиях, посещение ими спортивных секций и кружков. Для того, чтобы заинтересовать родителей, мы решили предложить создать своему ребёнку портфолио «Я и моё здоровье». В портфолио размещаются следующие рубрики:

Страничка обо мне (фото, имя, фамилия, сведения о родителях, родственниках, живущих с ребёнком);

Я расту (медицинские данные, имеющиеся у родителей);

Мой режим дня (режим дня дома, рисунки режимных моментов, рассказы);

Моя любимая еда (рецепты любимых блюд, рисунки, фото);

Здоровье в порядке, спасибо зарядке (комплекс утренней гимнастики, выполняемой дома, рисунки с изображением спортивных снарядов);

Хочу стать сильным и ловким (информация об уровне освоения движений, участии в соревнованиях, разработке творческих заданий, например, варианты подвижных игр, эмблемы здоровья);

Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья (рисунки, фото, рассказы детей о закаливающих процедурах, прогулках, отдыхе на природе);

Я здоровье берегу, сам себе я помогу (что я знаю о своём здоровье и условиях его сохранения – рисунки, рассказы, фото);

Мои полезные привычки (рассказы, рисунки, фото);

Сделать это можно в электронном виде, а можно оформить материал в папку, чтобы ребёнок мог в любое время её посмотреть, добавить свои рисунки, рассказы, фотографии. В группе для родителей оформлен паспорт здоровья нашей группы, где фиксируется не только вес и рост детей, но и какие у ребёнка достижения в развитии и освоении основных движений: я бегаю, прыгаю через скакалку, отбиваю мяч и т.д.

Для того чтобы правильно организовать досуг ребенка в домашних условиях, чтобы ребенок привыкал проводить время с пользой для своего здоровья и развития, совместно с родительским комитетом был организован «Кружок выходного дня». В выходные дни мы посещаем музеи, выходим все вместе кататься с горки на санках, гуляем по улицам нашего города, устраиваем праздники, например, «Проводы зимы», спортивные соревнования, экскурсии с посещением памятников, изучаем родной край. В рамках кружка выходного дня с родителями и детьми проведены занятия и досуги в детской библиотеке, где родителям рекомендована литература для изучения организма человека, с детьми проводятся игры и развлечения на тему «Я и моё здоровье». Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему.

Посещая кружок, родители получили возможность ближе познакомиться друг с другом, подружились, стали обмениваться опытом семейного воспитания, приглашают друг друга в гости, привлекают более широкие массы к здоровому образу жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ: курсы повышения квалификации работников дошкольного образования // Дошкольное образование. -2004- № 17-24
  2. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду/ под редакцией Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006
  3. Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления/ В.Т. Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов/ под редакцией Т.И. Оверчук. – 2-ое издание исправл. и дополн. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – С. 84-92.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год