Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Здоровье
Автор: Рыбачевская Ольга Евгеньевна, Сухачева Наталья Владимировна   
18.01.2019 17:37

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКАВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

  • Рыбачевская Ольга Евгеньевна воспитатель, высшая квалификационная категория
  • Сухачева Наталья Владимировна воспитатель, первая квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад № 48 «Золотая рыбка», РФ, г. Норильск

Богатство нации — это, прежде всего здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Кроме влияния социально-экономических проблем, это результат низкой гигиенической культуры и распространения вредных привычек, провоцирующих заболевания. Известно, что здоровье человека формируется с детства.

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. Дошкольное детство — период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влиянием природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

 

«Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления» — одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. И это не случайно, так как на современном этапе развития выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в том числе и в Норильске.

Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое и метало-звуковое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая тяжелая музыка и т.д), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения. Исходя из этого, возникла необходимость разработки системы оздоровления детей с учетом региональных климатогеографических особенностей.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Появились программы по формированию здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, проводятся беседы с родителями и детьми. В группе организуется образовательная деятельность, проходят оздоровительные досуги и спортивные развлечения, подвижные игры, дни здоровья, но проблема по-прежнему остается актуальной.

Цель нашей работы – в сотрудничестве с семьей воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Но для этого необходимо формировать у детей мотивы, лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни: чтобы что-то делать, надо это знать, нужно подчиняться тем требованиям, которые выработало наше общество; я должен получить удовольствие от самосовершенствования.

Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а необходимо развить у них желание быть здоровыми. Мы стараемся выработать у детей охранные стереотипы, закрепленные через полученное удовольствие: «Я знаю, где и как надо переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие». Только такого рода детские рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу его здоровью.

Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь формировали у родителей. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Таким образом, совместную работу с семьей строим на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Целенаправленность, систематичность, плановость в вопросах сотрудничества родителей, детей, педагогов, в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  3. Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом особенностей семьи (в том числе этноса, возраста родителей), а также индивидуальных физических и психических особенностей ребенка.
  4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Работу с родителями условно разделили на два этапа.

Первый этап включает анализ: потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры, заполнение карт диагностики семьи. Используем общепринятые методы – анкетирование, беседа.

Данная работа очень важна для налаживания контактов и определения индивидуального подхода к ребенку характер эмоциональных отношений в семье. Какой образ жизни ведет семья? Как планировать работу с семьями воспитанников, если в них присутствуют аморальные проявления — алкоголизм, наркомания? Как помочь в этом случае детям? Для нас подобные данные могут объяснить те или иные проблемы в развитии детей.

Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой – все это в совокупности служит основой поступательного развития

Обобщение материалов исследования по данным анкетного опроса родителей позволило оценить соблюдение режима дня и качество проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье.

Второй этап – привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых.

На стадии дальнейших контактов и связи между родителями и педагогами ДОУ разрабатываются и организовываются:

педагогические консультации, беседы, советы, рекомендации – запланированные и внеплановые (по текущему социальному заказу родителей): устные, печатные;

родительские собрания и конференции, родительские советы, семинары, тренинги, круглый стол (с привлечением специалистов);

динамичная информация (рубрики в уголке для родителей): «Растим детей здоровыми», «Узелки на память», «Советы Айболита»;

досуговые мероприятия, НОД, режимные моменты – показ для родителей;

практикумы: ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (ЛФК, дыхательной гимнастике, разнообразным видам закаливания).

Большое значение в формирование здоровья ребенка, имеет организация пространства группы. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны.

Думается, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого. Более того вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы, мы особое внимание будем уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Только преобразив себя, мы сможем преобразить окружающий мир, в том числе и детей. Только преобразив души родителей, перевернув в их понимании понятие о ценности здорового ребенка — проблемы здоровья и его сохранения станут насущной проблемой не образования, а самой семьи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год