Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический проект «Тропа здоровья»
Здоровье
Автор: Толстых Наталья Владимировна   
16.11.2018 12:24

Педагогический проект «Тропа здоровья»Педагогический проект «Тропа здоровья»

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 205 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Автор-составитель: Толстых Наталья Владимировна, инструктор по физ. культуре Красноярская железная дорога станция Мариинск

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23, 2 до15, 1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60, 9 до 67, 6%) и хронические заболевания (с 15, 9 до 17, 3%).

 

Скачать конспект

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

В последние 10-15 лет наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья дошкольников. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки в дошкольных учреждениях также отрицательно сказываются на физическом развитии.

Одним из приоритетных направлений в нашей деятельности является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Особое внимание уделяется здоровье сбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов была организована "Тропа здоровья".

"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Характеристика проекта

Тема проекта: «Тропа здоровья».

Сроки реализации: май— сентябрь.

Руководитель реализацией проекта: инструктор по физической культуре Толстых Н.В.

Участники проекта: инструктор по физической культуре, педагоги, воспитанники, родители.

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.

Цель проекта: Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

Задачи:

  1. Создать условия для укрепления здоровья детей.
  2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.
  3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.
  4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
  5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Целью организации «Тропы здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной

работы в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья" являются:

  • осуществлять профилактику плоскостопия;
  • улучшить координацию движений;
  • улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
  • улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
  • приобщить детей к здоровому образу жизни.

Концепция построения “Тропы здоровья”

Предусматривает проведение игровых занятий познавательного и двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы, организацию активного отдыха детей и их самостоятельную двигательную деятельность. Эта деятельность имеет комплексную направленность, т.к. кроме задач физического воспитания, она решает задачи по расширению кругозора детей, воспитанию личностных качеств: чувства товарищества, взаимопомощи, преданности, целеустремлённости, решительности и других значимых личностных качеств. Также реализуются задачи оздоровительного, эколого-валеологического образования, формирования у детей навыков грамотного поведения в природе, закрепление названий растений и животных, воспитания любови к родному краю, гордости за свою малую родину.

Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.

Оздоровительные маршруты по реализации проекта «Тропа здоровья» – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением станций (центров двигательной, оздоровительной, познавательно-исследовательской, экологической деятельности). Оздоровительная и образовательная деятельность, осуществляемая в рамках проекта «Тропа здоровья», представляет собой интеграцию образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Образовательные ситуации разработаны на основе системно-деятельностного подхода. Это своеобразные путешествия, имеющие сюжетную линию, которая объединяет двигательную и познавательно-исследовательскую деятельность, в ходе которой у воспитанников развиваются такие качества как:

  • осознающий понятия ЗОЖ и его влияния на состояние здоровья,
  • любознательный, активный; эмоционально – отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).

Оздоровительные игры-путешествия по станциям «Тропы Здоровья» состоят из трех этапов, каждый из которых подчинен определенной цели:

-Введение в двигательную образовательную ситуацию – вовлечь детей в игровую деятельность, заинтересовать их, постановка проблемы. Введение в двигательную образовательную ситуацию может быть самой разной. Инициатива может исходить как от педагога, так и от детей. Продумывая мотивации, ориентировка должна учитывать следующие аспекты: сезонность, познавательные интересы детей, двигательный опыт детей.

-Актуализация знаний, открытие новых знаний с помощью различных методов и приемов, самостоятельного поиска детей (повторение правил поведения, моделирование ситуаций и т.д.).

-Пробные действия детей – подведение итогов (выявление трудностей и достижений детей).

Использование педагогом развивающих технологий позволяет активно применять деятельности способ обучения, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Проект «Тропа здоровья» позволяет всем участникам здоровьесберегающего процесса: и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать уже имеющееся территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. При проведении образовательных терренкуров с детьми педагоги должны соблюдать определенные требования к их организации и правила безопасности:

  1. Примерные варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре.
  2. Оборудование и атрибуты для организации спортивных игр, самостоятельной деятельности подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий.
  3. Прогулки по Тропе Здоровья предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути.
  4. Одежда и обувь воспитанников для прохождения маршрута должны соответствовать сезону года и погодным условиям. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала проекта «Тропа здоровья».

Организация взаимодействия с детьми учитывает следующие принципы:

Принцип оздоровительной направленности

  • Педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье каждого ребёнка. Поэтому целесообразность проведения любого педагогического мероприятия необходимо рассматривать с позиций здоровья каждого ребёнка.

Принцип разностороннего развития личности. На любом физкультурном мероприятии необходимо:

  • стремиться активизировать мыслительную деятельность ребёнка, создать условия, в которых ребёнок самостоятельно ищет наиболее рациональный способ поведения;
  • упражняться в трудовых действиях;
  • фиксировать внимание на красоте движений, эмоционально воспринимать ритм, музыку;
  • развивать нравственные качества детей, умение сопереживать радость победы и горесть поражения товарищей.

Принцип гуманизации и демократизации педагогического процесса. В основе любого педагогического процесса лежит психическое, физическое, социальное благополучие детей. Авторитарный стиль отношений с детьми не допустим. Кроме того, на физкультурных занятиях необходимо отводить время для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Принцип комфортности. На физкультурных мероприятиях ребёнок должен получать приятные эмоции от общения со сверстниками, от понимания, что делает что-то очень важное для своего здоровья, от удовольствия победы над своим неумением, от чувства «мышечной радости» при выполнении физических упражнений.

Принцип индивидуализации. Вся физическая деятельность строится с учётом сохранения здоровья, развития двигательных потребностей, способностей, двигательных предпочтений, двигательной подготовленности, половых различий детей.

Принцип единства с семьёй

Принцип фасцинации (очарования). На физкультурных мероприятиях ребёнок должен очаровываться окружающей средой, личностью педагога, достижениями своих товарищей, красотой и изяществом выполненных упражнений и, конечно, своими собственными достижениями.

Принцип синкретичности (объединение). Объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребёнку наиболее полно и самостоятельно проявить себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Принцип творческой направленности. На физкультурных мероприятиях развивать творческое

воображение детей.

Основные требования

к организации оздоровления и физического развития

  • Режим дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей);
  • Правильное соотношение динамического и статического компонентов (на активную двигательную деятельность детей отводится 3,5 – 4 часа);
  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс различных форм двигательной нагрузки;
  • Использование максимальных площадей для движений, разнообразие предметной среды станций «Тропы Здоровья», достаточное обеспечение соответствующими гимнастическими тренажерами простейшего типа и сложного устройства, оборудованием и пособиями;
  • Соблюдение воздушно-теплового режима;
  • Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
  • Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
  • Обязательное включение в комплекс прогулок по «Тропе Здоровья» элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости;
  • Занятия строить с учётом группы здоровья детей (подгрупповые);
  • Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
  • Включение элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.

Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Около шведских стенок, рукоходов и снарядов, на которых выполняются прыжковые упражнения, оборудованы ямы, заполненные просеянным песком, перемешанным с опилками. Это предохранит детей от травм в случае падения со снаряда.

Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

Организация "Тропы здоровья"

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья, была создана на участке детского сада «Тропа здоровья». Создание "Тропы здоровья" позволило проводить с детьми оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье.

«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли — не ниже20ºС-22ºС, и заканчивает свою работу во второй половине августа. На протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.

На территории «Тропы здоровья» дети могут играть, получать световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Маршрут "Тропа здоровья" расположен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 6 станций:

  • Станция «Спортивная площадка» включает в себя: футбольное поле, волейбольное поле, баскетбольное поле, беговую дорожку, яму с песком для прыжков, стойки для прыжков, выносное спортивное оборудование предназначена для общего физического развития воспитанников, развития основных видов движение, организации спортивных и подвижных игр.

Для развития координационных умений имеется бревно, бум, пеньки, вкопанные шины, лабиринт. Для развития силы и выносливости — рукоход, турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, веревочная переправа. Для отработки прыжков — прыжковая яма, разметка, неглубокий ров, сухой ручей. Чтобы научиться преодолевать склон, подготовлена насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта. Для метания на территории детского сада предусмотрено как стационарное, так и съемное оборудование. Чтобы разнообразить маршру, можно использовать и выносное оборудование: палатка, тренога, стойки, туннели.

В распоряжение детей предоставляются самокаты, велосипеды, поэтому разработаны не только пешие, но и веломаршруты. Маршруты пролегают через площадку по правилам дорожного движения, на которой дети получают практические навыки безопасного поведения на улицах города. По периметру, вокруг детского сада, нанесена разметка для игр в «классики», для игр с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков, ходьбы на длительные дистанции.

  • Станция «Фитополяна» -упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека. Главной целью работы является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Станция «Уголок нетронутой природы» помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:

  • воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
  • формирование знаний о природе;
  • формирование начал экологической культуры;
  • пропаганда экологического воспитания среди родителей.

Очень важно сформировать у детей правила поведения в природе. Правила должны быть не запрещающими, а разрешающими.

Например:

  • Веди себя в природе, как в гостях, с уважением к её жителям.
  • Природа — наш дом, приятно ли, если в доме будет бумага, мусор, отходы? Мы же не бросаем дома бумагу, банки и т. д.
  • Хозяева природы (в лесу, в поле…) — птицы, звери, растения. Не разрушайте гнёзда, норки. Это их маленькие домики.
  • Громкий разговор, крик пугает обитателей леса, луга… Старайтесь говорить так, чтобы не испугать животных, птиц, насекомых.
  • Деревья растут медленно. Не ломай их.
  • Сорванные цветы в букетах быстро вянут, а на лугу долго остаются красивыми.

На экологической тропе выделяются экологические остановки.

«Деревья» (кустарники).

Цель: показать, что в природе всё взаимосвязано: растения являются пищей для животных, птиц, насекомых. Насекомые собирают пыльцу, способствуют размножению растений. Птицы, животные питаются насекомыми и т. д. Животные находят убежище среди кустарников. Человек использует растения, животных, птиц, влияет на природу. Повсюду видны следы его влияния. Однако если это влияние велико, то природа реагирует на это: исчезают насекомые, растения, птицы. Они гибнут, оставаясь без места обитания, пищи. Такие растения занесены в Красную книгу. Познакомить детей с некоторыми видами животных, птиц, растений, занесённых в Красную книгу. Воспитывать экологическое сознание, понимание роли человека в природе.

  • Станция «Музыкальная полянка». Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у неги способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

  • Станция «Дорожка здоровья. Эта дорожка в соответствии с названием предназначена для оздоровления детей. По ней дети ходят босиком, с удовольствием раздражая стопы ног. Она построена из мелких галек, керамзита, деревянных палочек диаметром 5 см, из речного песка и мягкой газонной травы. Общая длина дорожки составляет 4 метра, ширина 60 см. Босохождение является одним из традиционных методов закаливания человека, чтобы подготовить организм ребёнка к хождению по различным видам почвы, работа по закаливанию начинается ранней весной:
  • апрель: ходьба по комнате в носках (30-60 с), через две недели ходьба по ковру босиком (5-30с)
  • май: ходьба босиком по полу (младший возраст от5-60минут, старший возраст от 1,5-2 часа), кратковременное выбегание босиком на нагретый асфальт, траву (от 1 до 4-5 минут)
  • июнь-июль-август: постоянное хождение дома босиком, ходьба босиком по траве, песку, неровной земле, гальке (младший возраст от 5-30минут, старший возраст от 5-90 минут)

- сентябрь-март: постоянное хождение дома босиком, закаливающие процедуры в группе.

При этом имеет место, комбинированное воздействие на терма- и механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны — подошвенной поверхности стоп. Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.

«Босоножье» — это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня, дозировка определяется возрастом:

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 3 февраля

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год