Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками».
Здоровье
Автор: Левкина Т.А.   
12.12.2015 20:45

«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками».

Воспитатель: Левкина Т.А.

Здоровье – одно из главных ценностей в жизни.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка.

Поэтому, в работе с детьми следует применять здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерб здоровью детей.

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • Технологии обучения здоровому образу жизни;
  • Коррекционные технологии.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте используются следующие методы и приемы:

 

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду рекомендуется проводить динамические паузы – это физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Систематическое использование динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Ежедневно включать подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой сос средней степенью подвижности, что способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы используются тренажеры.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

С целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья проводиться массаж и самомассаж (сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы). В преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды, как профилактика простудных заболеваний рекомендуется точечный массаж (упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие).

Ежедневно с детьми проводить утреннюю гимнастику; гимнастику после сна (в её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание); оздоровительную гимнастику босиком под музыку (главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола).

Один раз в неделю проводить игровые занятия по теме: «Здоровье», где у дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своем здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

По технологии обучения здоровому образу жизни используются так же физкультурные занятия (регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета); спортивные развлечения, праздники; день здоровья; СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

3. Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

«Музыкотерапия» применяется для укрепления здоровья детей. Мелодии можно использовать на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время игровой деятельности.

Релаксация – это один из приемов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей. Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. В группе рекомендуется приобрести картотеку музыки разного характера.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический, терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

На занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становиться интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Коррекция поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры.

Например, изучать правила поведения в стихотворной форме, по красочным иллюстрациям, можно из печатного издания «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской Елены Николаевны. Данное пособие сочетает приятное с полезным: это и урок поведения и игра. Для оздоровления детей в группе рекомендуется оборудовать «Уголок здоровья», оснащенный как традиционными пособиями, так и нетрадиционным оборудованием:

  • «Сухой аквариум» (способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса);
  • Коврики (для массажа стопы ног и развития координации движений);
  • Салфетки, трубочки, вертушки (для развития речевого дыхания и увеличения объема легких);
  • Массажеры, шарики (для развития мелкой моторики – общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма);
  • Губки, бумага (для снятия стресса);
  • Книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы (для проявления интереса к своему здоровью).

В процессе организации здоровьесберегающего пространства ДОУ следует использовать разнообразные формы работы: открытые нод-занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания; консультации; нод-занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; папки-передвижки, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; анкетирование, совместное создание предметно-развивающей среды.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием родителей, медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Управление образования г. Пензы

Филиал муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад №5 г. Пензы

Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

Воспитатель:

Левкина Т.А.

Пенза, 2015

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год