Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «О здоровье всерьёз»
Здоровье
Автор: Исаева Ольга Сергеевна   
21.08.2015 11:09

Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «О здоровье всерьёз»Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «О здоровье всерьёз»

С целью приобщения детей к здоровому образу жизни, в организованной (непосредственно) образовательной деятельности по разделам: «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье» наряду с выполнением физических упражнений, рассматриванием иллюстраций, чтением художественной литературы, используются специально подобранные дидактические игры и беседы.

Раздел «Здоровье»

 

Скачать методичку

Дидактическая игра для детей 4-5 лет «Подбери обувь для Маши»

Цель: формировать у детей представление о том, что в каждой ситуации нужна своя обувь, здоровье человека во многом зависит от того, правильно ли мы обуты.

Материал: детские туфли, сандалии, резиновые сапоги, валенки, чешки, кожаные сапоги.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям подобрать нужную обувь для Маши.

  1. На улице светит солнышко. Лето. Маша взяла ведерко, совок и собралась погулять во дворе. Что ей лучше всего обуть? (сандалии).
  2. Зимой Маша любит кататься на санках, но на улице очень холодно. Что ей обуть, чтобы не простудиться? (валенки, зимние кожаные сапоги).
  3. Осенью на улице идет дождь, а папа позвал Машу в магазин. Помогите, ребята, выбрать ей нужную обувь. (резиновые сапоги)
  4. В детском саду Маша с удовольствием ходит заниматься физкультурой. Что ей обуть, чтобы ногам было удобно заниматься? (чешки).
  5. Летом маша часто гуляет в парке. Но утром пошел дождь, трава еще мокрая. Что ей обуть, ребята?

В каждом случае воспитатель помогает детям объяснить их выбор с точки зрения сохранения здоровья; вместе с детьми рассматривает, из чего сделана обувь и почему в данной ситуации она подходит лучше всего.

Дидактическая игра для детей 5-6 лет «Шаги воздуха в организме»

Цель: закрепление знаний детей о прохождении воздуха через организм человека при вдохе и выдохе.

Закрепление правил правильного дыхания (через нос)

Ход: Детям предлагается силуэт человека в профиль, а они выкладывают синими фишками вдох, а красными – выдох.

Дидактическая игра для детей 6-7 лет «Не так, а как?»

Цель: закрепить знания детей о том, какие действия вредны для здоровья, а какие полезны; развивать умение детей обосновывать свой выбор.

  • Карточки — картинки, изображающие:

1. Девочка режет хлеб, а сама смотрит в окно.

1а. Девочка режет хлеб и смотрит на нож.

2. Девочка хочет вымыть руки, но не обращает внимания, что вода очень горячая (идет пар)

2а. Девочка проверяет рукой температуру воды, чтоб затем вымыть руки.

3. мальчик забивает гвозди, а сам смотрит телевизор.

3а. Мальчик смотрит на гвозди и молоток, когда работает.

4. Мальчик зажигает спичку и отвлекается на кошку.

4а. Мальчик зажег спичку и подносит ее к свечке (газовой плите).

5. Босые ноги «идут» по мусору (по опасным поверхностям)

5а. Босые ноги идут по песку, ковру и т.п.

6. Девочка гладит незнакомую кошку.

7. Мальчик играет с кошкой, а та протягивает лапы к его лицу.

8. Девочка носит обувь со смятым задником.

8а. Девочка носит правильно обувь, не сминая задника.

9. Мальчик облизывает рану языком.

9а. Мальчик смазывает ранку зеленкой (йодом).

10. Девочка выдавливает прыщики на лице.

10а. Девочка протирает лицо лосьоном.

  • Два поля размером А-2 красного и зеленого цвета.

Играть могут 2 и более детей.

Ход:

Дети раскладывают картинки на поля и объясняют свой выбор, объясняя правильность или неправильность выполнения действий, изображенных на карточках.

Раздел «Физическая культура»

Беседа о позвоночнике (дети сидят на ковре, ноги скрестно): помните, мы с вами делали альбом? Покажите, как держал спину человечек, на которого было приятно смотреть. А как сидел другой? Сильный человек всегда спину, позвоночник держит ровно, прямо. Прямой позвоночник сильнее, чем сгорбленная спина. А чтобы позвоночник был сильным, надо, чтобы он трудился. Кто догадается, какие упражнения мы делаем, чтобы сделать позвоночник сильным? А чтобы сделать руки сильными?

Беседа о предупреждении нарушений осанки: где у нас грудная клетка? А что в этой клетке находится? Когда лучше работают все органы: когда в клетке тесно или просторно? Если осанка плохая, то грудная клетка сразу делается маленькой и … (ответы детей). Значит, для того, чтобы сердце хорошо работало, нужно, чтобы грудная клетка была развернута, её не надо сдавливать. Покажите, что нужно делать с плечами, чтобы развернуть грудную клетку. А как необходимо держать голову?

Лёгкие и их значение в жизнедеятельности: почему вы так часто дышите? Вы всегда так дышите? А почему вы сейчас часто дышите? Теперь попробуйте совсем не дышать. Хорошо так жить? Может, совсем не будем дышать? Правильно, без воздуха жить нельзя. А знаете ли вы, кто управляет нашим дыханием? А как узнать, что с лёгкими что-то случилось? (человек кашляет или ему тяжело дышать).

Беседа (дети сидят на ковре, ноги скрестно): а всегда ли нам необходимо много воздуха? А когда нам надо много воздуха? Для того, чтобы лёгкие хорошо работали, грудь должна быть свободно расправлена. Тогда будет легко дышать. А если мы сдавим грудь, каким будет наше дыхание?

Беседа о значимости сердца в организме (дети сидят на ковре, ноги скрестно): приложите правую руку к левой стороне груди. Что там стучит? Это сердце. Оно сильно бьётся? А оно всегда так сильно бьётся?

Беседа о мышцах: как вы думаете, почему одни дети прыгают далеко, а другие не могут этого делать? Почему? Рука у меня была прямая, теперь согнутая. Что помогает изменять положение руки и держать её прямой (согнутой)? (Мышцы). Для того, чтобы сильно оттолкнуться, какие должны быть мышцы? (Сильные)

Беседа (дети сидят на ковре, ноги скрестно): предложить детям сравнить работу мышц с действием пружинки ли рогатки: если растянуть, то предмет полетит дальше. Так же и мышцы: чтобы взлететь, нужно сначала их растянуть. Давайте попробуем (прыжки в длину с места – сначала потянуться, поднять руки вверх, подняться на носки). Так же показать на примере действие пружинки: если её славить, то она летит сильнее. Поэтому, когда стоишь на прямых ногах, далеко не прыгнешь и не бросишь мяч.

Правила безопасного дыхания

  1. Дыши носом
  2. Дыши свежим воздухом
  3. Береги органы дыхания
  4. Больше гуляй
  5. Ухаживай за растениями – нашими помощниками

Для самостоятельной деятельности детей нами был разработан комплекс дидактических игр по здоровьесбережению. Эти игры позволяют сформировать осознанное отношение к здоровью и жизни человека, дают представления о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его;

Материалы: наборы карточек — пазлов с изображением продуктов питания, предметов одежды, деятельности человека.

Описание: предложите ребёнку подобрать правильные карточки. Если ребёнок сделает верный выбор, то пазлы сложатся.

Серия карточек: Вкусная и полезная пища, Чтобы быть здоровым, Одежда по сезону, Витамины.

«Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Закаливающие мероприятия проводятся в детском саду круглогодично. В зависимости от сезона была выработана система закаливающих мероприятий: в летний период – это купание в бассейне, обливание, игры с водой, солнечные и воздушные ванны, посещение «Тропы здоровья»; в осенне-весенний период – это воздушные ванны, сухое обтирание, обширное умывание, полоскание горла отваром шалфея; в зимний период – контрастные воздушные ванны, контрастное обливание рук, посещение зимней «Тропы здоровья», гимнастика пробуждения и т.д. Существующие технологии закаливания в ДОУ с учетом предъявляемых требований на практике осуществить сложно. Поэтому мы разработали комплекс закаливающих мероприятий, в который включили щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, улучшить настроение детей, помогает поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике острых респираторных заболеваний. Комплекс состоит из:

  1. Гимнастики в постели (длительность 2-3 мин.)
  2. Упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки (длительность 5 мин.).
  3. Комплекса упражнений дыхательной гимнастики (длительность 4-5 мин.)
  4. Физминутки (длительность 1 мин.)
  5. Водных процедур

Продолжительность занятий для детей старшего возраста 10 — 15 минут, а для детей младшего возраста — 5 — 10 минут.

Внимание! Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени.

Комплекс закаливающих процедур после сна (старшая группа)

1. Гимнастика в постели (длительность 2-3 мин.)

1) Потягивание. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить руку.

Повторить то же самое поочередно с левой рукой, правой и левой ногой.

Затем поднять одновременно руки и ноги и потянуться.

2) «Часики». И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на колени.

Наклонить голову то вправо, то влево, «Тик-так».

Наклонить голову то вперед, то назад, «Бом-бом».

3) «Ножницы». И.п. – лежа на спине.

Выполнять движения вправо-влево прямыми ногами, затем – прямыми руками,

затем — одновременно и руками и ногами.

2. Корригирующая ходьба босиком (длительность 2-3 мин.).

Ходьба на носках, на пятках, на внешних сторонах стоп по ребристой доске и коврикам, корригирующим дорожкам, по ковру и полу, влажному и сухому полотенцам в чередовании.

3. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики (длительность 4-5 мин.)

1) «Надуй животик». И.п. – лежа на спине, руки на животе.

Вдох – надуть животик,

Выдох – вернуться в и.п.

2) «Кобра». И.п. – сед на пятках, руки согнуты в локтях за спиной.

Вдох – подняться на колени, развести локти в стороны,

Выдох – вернуться в и.п.

3) «Журавль». И.п. – стоя.

Вдох – наклон вниз,

Выдох – выпрямиться, руки в стороны.

4) «Бабочка». И.п. – стоя, руки вдоль туловища.

Вдох – руки через стороны вверх, соединить над головой,

Выдох – в обратном направлении.

4. Физминутка «Цапля ходит по воде» движения по тексту, (длительность 1 мин.)

Цапля ходит по воде Чтоб найти еду в водице,

И мечтает о еде Надо цапле наклониться.

Ноги выше поднимай Ну-ка тоже наклонись,

Ты, как цапля, не зевай! До носочка дотянись.

5. Водные процедуры — обливание рук прохладной водой до локтя.

Длительность исходя из индивидуальных особенностей детей.

Общая длительность комплекса 12-15 мин.

Комплекс закаливающих процедур после сна (подготовительная группа)

1. Гимнастика в постели (длительность 2-3 мин.)

1) «Котята проснулись». И.п. – лежа на животе.

Вытянуть правую руку, потянуться, затем левую руку.

Сесть на колени, упор руками впереди. Выгнуть спинку, прогнуться.

Вытянуть правую ногу, затем левую, назад.

2) «Часики». И.п. – сед ноги скрестно, руки на колени.

Наклонить голову то вправо, то влево, «Тик-так».

Наклонить голову то вперед, то назад, «Бом-бом».

3) «Комарики». И.п. – лежа, ноги прямо, руки вдоль туловища.

  1. – одновременно поднять правую (левую) ногу, хлопнуть руками под коленом,
  2. – вернуться в и.п., расслабиться.
  3. «Шкатулка». И.п. – сед ноги скрестно, руки скрестно (в обхват туловища), голову к груди.

На 1-4 «шкатулочка открывается» — развести руки в стороны, голову вверх.

На 5-8 «шкатулка закрывается» — возвратиться в и.п.

Повторить 2-3 раза.

2. Ходьба босиком по: ребристой доске, мешочкам с различными наполнителями, канату

приставным шагом, коврикам с разной текстурой поверхности (длительность 3-4 мин.).

3. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики «Виды дыхания» (длительность 3-4 мин.)

1) «Собачка» (поверхностное дыхание). И.п. – сед на пятках, руки на коленях.

Высунуть язычок, дышать легко и очень быстро, как собачка после бега.

Продолжать в течение 5-10 сек., отдохнуть. Повторить 2-3 раз.

2) «Понюхаем цветы» (грудное дыхание). И.п. – узкая стойка, положить ладони на грудь.

Вдох – глубоко вдыхаем аромат цветов,

Выдох – сдуем пух с одуванчиков. Повторить 2-3 раз.

3) «Надуем шарик» (диафрагмальное дыхание). И.п. – стоя на коленях, положить ладони на живот.

Вдох – выпятить живот ( «надуваем шарик»),

Выдох – подтянуть живот и сделать «ямочку» ( «выпускаем воздух из шарика»). Повтор 2-3 раз.

4) «Дышим глубоко» (полное или смешанное дыхание). И.п. – узкая стойка.

Вдох – расширять грудь, выпятить животик,

Выдох – сузить грудную клетку, втянуть животик, дыхание не задерживать. Повтор 2-3 раз.

4. Физминутка «Мельница» (длительность 1 мин.), движения по тексту.

Наклоняемся вперед, Нашу мельницу вращает.

Руки в сторону. Раз, два, три, четыре –

Ветер дует, завывает, Завертелась, закружилась.

5. Водные процедуры — обливание рук прохладной водой до локтя.

Длительность исходя из индивидуальных особенностей детей.

Общая длительность комплекса 12-15 мин.

«Дыхание-это жизнь»

Дыхательные упражнения в нашем детском саду проводятся во время утренних гимнастик, физкультурных занятий, при проведении закаливающих мероприятий. Ежедневное проведение комплекса дыхательной гимнастики мы включили в сетку режимных моментов. Цель комплексов дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.

Целесообразно использовать упражнения на дыхание после любой деятельности, требующей большой физической нагрузки. Очень важно, чтобы родители продолжали эту работу дома в выходные дни. С целью повышения уровня валеологической культуры родителей был проведён мастер-класс «Дыхание – это жизнь», оказана консультативная помощь. Инструктором по физкультуре был составлен перспективный план дыхательных упражнений, которые можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

Перспективный план дыхательной гимнастики

Цель: развивать дыхательную мускулатуру, повышать сопротивляемость организма к заболеваниям дыхательной системы.

I младшая группа

неделя название упражнения номер комплекса

I «Часики», «Дудочка» №1

II «Петушок», «Гуси шипят» №2

III «Каша кипит», «Куры» №3

IV «Веселый мячик», «Паровозик» №4

II младшая группа

I «Шарик надулся и лопнул», «Подуй на плечо», «Аромат цветов» №1

II «Вырасти большим», «Машина», «Жук» №2

III «Заблудился», «Самолет», «Дом маленький, дом большой» №3

IV «Шарик надулся и лопнул», «Подуй на плечо», «Аромат цветов» №4

Средняя группа

I «Куры», «Петушок», «Гуси шипят» №1

II «Вырасти большим», «Машина», «Жук» №2

III «Заблудился», «Самолет», «Дом маленький, дом большой» №3

IV «Шарик надулся и лопнул», «Подуй на плечо», «Аромат цветов» №4

Старшая группа

I «Комар», «Жук», «Муха», «Ветер качает деревья» №1

II «Трубач», «Гармошка», «Самолет», «Насос» №2

III «Погрейся», «Заблудился», «Снеговик веселится», «Лыжник» №3

IV «Конькобежцы», «Машина», «Дровосек», «Мы солдаты» №4

Подготовительная группа

I «Гармошка», «Трубач», «Самолет», «Насос», «Дровосек» №1

II «Куры», «Гуси шипят», «Комар», «Жук», «Муха» №2

III «Мы солдаты», «Маятник», «Светофор», «Регулировщик», «Вырасти большим» №3

IV «Погрейся», «Заблудился», «Снеговик веселится», «Лыжники», «Конькобежцы» №4

Комплекс дыхательной гимнастики №3

(средняя группа)

№ Название упражнения Методика

проведения Количество

повторений Художественное

Слово

1.

«Заблудился» Поставить ноги вместе. Руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести «А-у-у» 5раз

2.

«Самолет» Стоя. Руки развести в стороны, ладонями к верху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж» -вдох, опустить руки –выдох.

5раз Посмотрите в небеса: самолет там, как оса.

«Ж-ж-ж» -жужжит самолет

И машет крыльями.

Ребята, в полет!

Полетаем — ка с нами!

3.

«Дом маленький, дом большой» Стоя. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову-выдох с произнесением «ш-ш-ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться. Встать на носки. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки-вдох (у медведя дом большой). 5 раз У медведя дом большой,

А у зайца -маленький.

Мишка наш пошел домой

Да и крошка-заинька.

Комплекс дыхательной гимнастики №2

(старшая группа)

№ Название упражнения Методика

проведения Количество

повторений Художественное

Слово

1.

«Трубач» Сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в кулак губам и, как в трубу, произнести «тру-ру-ру».

5 раз Мы пришли и сели,

Играем на трубе.

Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу.

3.

«Самолет» Стоя. Руки развести в стороны, ладонями к верху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж» -вдох, опустить руки –выдох.

5 раз Посмотрите в небеса: самолет там, как оса.

«Ж-ж-ж» -жужжит самолет

И машет крыльями.

Ребята, в полет!

Полетаем — ка с нами!

4. «Насос» Стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося звук «ш-ш-ш». Выпрямляясь, делать вдох через нос. 5 раз Есть на ярмарке машины,

Накачать бы только шины.

«Психогимнастика»

Здоровье ребёнка во многом зависит от его психического состояния. Психически здоровый ребёнок бодр, весел, уравновешен, позитивен. Снять психическое напряжение помогают релаксационные упражнения. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Психогимнастика проводится с детьми в любое время дня, во всех видах деятельности. Для этого педагогом-психологом составлена кртотека по психогимнастике. Психогимнастику проводит как педагог-психолог, так и воспитатели и все специалисты детского сада. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

Свеча

Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дети в удобных позах располагаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

Пирамида любви

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

Дети сидят в кругу.

Психолог: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку.

Дети выстраивают пирамиду.

- Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами»

Волшебный сон

Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дети засыпают «волшебным сном», когда каждому может «присниться» то, что он хочет. Во время «сна» хорошо использовать спокойную, расслабляющую музыку. После пробуждения дети рассказывают о своих чувствах и «сновидениях».

  • Хватит спинку качать

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки,

Спинка ровная, прямая

И всегда будет такая.

Игра с пчёлкой

(на напряжение и расслабление мышц ног).

Цель: упражнять детей в умении напрягать и расслаблять мышцы ног.

Медведица зовёт золотую пчёлку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчёлка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчёлка не попалась.

Повторить игру 2-3 раза.

Игра «Холодно — жарко»

Цель: упражнять детей в умении напрягать и расслаблять мышцы туловища. Мама – медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щёлку в берлогу. Медвежата замёрзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить игру 2-3 раза.

Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

Цель: упражнять детей в умении напрягать и расслаблять мышцы шеи.

Пришла мама и раздала шарфики, чтобы они больше не мёрзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

Для детей 4-5 лет.

«Здоровье на кончиках пальцев»

Для увеличения защитных сил организма, мы используем гимнастику жестов (мудры). Чтобы повысить интерес детей к выполнению лечебных упражнений, мы проводим эти упражнения в игровой форме, а затем используем в играх – драматизациях (перчаточный театр зверей или театр теней).

«Зайка» — мудра жизни. Поначалу соедините подушечки большого, безымянного пальцев и мизинца, а указательный и средний поднимите вверх. На каждой руке. «Петушок» — мудра знания. Поднять вверх кисти рук: притом подушечки большого и указательного пальцев касаются друг друга, а остальные пальцы выпрямлены.

«Лиса» — мудра энергии. Соединив подушечки большого, среднего и безымянного пальцев на каждой руке и свободно подняв мизинец и указательный.

«Домик» — мудра стрела. Соедините перед собой боками большие пальцы рук (дверь), а над ними соедините подушечки указательных пальцев. Оставшиеся три пальца каждой руки вдвиньте друг в друга. Вход в домик выглядит высоким, а крыша за ним низкая.

«Черепаха» — энергетический запас. Вдвиньте четыре пальца правой руки между четырьмя пальцами левой до выпуклых косточек в начале тыльной стороны ладоней. Образуется выпуклый панцирь черепахи, причем, ближе к вашему лицу лежит указательный палец правой руки. Теперь соедините подушечки больших пальцев: получится голова целительной черепахи.

«Морской гребешок» — символ мощи и богатства жизни. Вдвиньте четыре пальца правой руки между четырьмя пальцами левой так, чтобы все восемь пальцев обеих рук оказались внутри обеих ладоней. А большие пальцы рук соедините боками.

«Голова дракона» — целебная мудра. Средним пальцем правой руки обхватите ногтевой сустав указательного пальца той же руки и прижмите его. То же выполните на левой руке. Соедините обе кисти. Безымянный палец и мизинец правой руки вдвиньте между безымянным пальцем и мизинцем левой ( «затылок дракона»). А большие пальцы обеих рук соедините боками.

«Грибок» — мудра «щит Шамбалы» от сглаза. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Левую кисть выпрямите, прижав большой палец, образуйте плоскую крышу. А теперь накройте этой плоской крышей тыльную часть кулака. Прижмите ногтевые фаланги стиснутых пальцев правой руки к ладони левой.

«За здоровьем на тропу»

Особое внимание здоровьесбережению воспитанников мы уделяем в летний оздоровительный период. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов на территории сада была организована "Тропа здоровья".

"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Весь цикл упражнений и игр на «Тропе» направлен на укрепление здоровья детей и решает следующие задачи:

  • улучшение координации движения;
  • профилактика плоскостопия;
  • профилактика нарушений осанки;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей.

Движения, которые можно выполнить на «Тропе здоровья»

  • упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);
  • упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, "следам", канату, узкой скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, желудям; лазание по лестнице; лазание под гимнастическую скамью, натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;
  • бег змейкой между обручами друг за другом;
  • прыжки из обруча в обруч на двух ногах;
  • «Кто дольше прокрутит обруч»;
  • «Пробеги, не задень» (шнур раскачивать сильнее);
  • ползание на четвереньках, толкая головой набивной мяч;
  • подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк", «Котята и щенята», «Лохматый пёс», «У медведя во бору» и др.

Основным итогом нашей работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни является то, что к концу дошкольного возраста дети научились понимать и осознавать, что здоровье находится в их руках.

Список литературы

  1. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира». Издательство «Просвещение» Москва. 1988 год
  2. Ю.А. Кириллова «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе»; Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург 2006 год
  3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с.
  5. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – С. 5 — 9.
  6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 213 с.
  7. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с.
  8. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 365 с.
  9. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.
  10. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 1. – С. 63.
  11. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.
  12. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 9. – С.34-36.
  13. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В. Карманова – М.: Нар. Асвета, 1980. – 162 с.
  14. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.
  15. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1979. – С. 13 — 25.
  16. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 98 с.
  17. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.
  18. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 2. – с. 22 — 24.
  19. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 4. – С. 14-17.
  20. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О. Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
  21. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 479 с.
  22. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1946. – 421с.
  23. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
  24. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.
  25. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И. Фомина. – М.: Гардарики, 2007. – 183 с.
  26. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
  27. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П. Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.
  28. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. — № 3. – С. 12 — 14.

Для заметок

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год