Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Играют все!»
Занятия с детьми
Автор: Маргарита ?   
07.08.2014 12:26

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Играют все!»ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 2530
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Играют все!»
(по созданию настольных дидактических игр гусек с правилами для детей старшего дошкольного возраста)
Гусек – это общее название игр на развороте картона, где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фигурок или фишек. Такие игры существуют на основе великого множества сюжетов, которые придают игре смысл и азарт. Для дошкольников нужно выбирать понятный и близкий сюжет, в зависимости от индивидуальных интересов ребенка.

Скачать конспекты

В пять лет интересы и возможности ребенка существенно меняются, и в жизнь старшего дошкольника уверенно входят настольные игры с правилами. В младшем возрасте далеко не все дети не в состоянии мириться с очередностью, принимать разделение игрового поля на свое и чужое, понимать и принимать проигрыш. Педагогам и психологам хорошо известно, что дидактические  игры способствуют формированию и развитию произвольного внимания, учат соблюдать  правила,  организовывать собственную деятельность, планировать ее. После пяти лет у ребенка пробуждается устойчивый интерес к изготовлению различных поделок из всевозможного материала, и это весомый повод к организации деятельности детей по созданию разнообразных настольных игр. Дети сейчас в основном играют в  изготовленные игры. К сожалению, сюжет в них однообразный и ребенок быстро устает повторять этот сюжет снова и снова. Деятельность становиться монотонной и скучной. Идея нашего проекта - результат творческой работы, а результат нашего проекта - улучшение психологического климата среди детей. Совместная деятельность помогает детям стать партнерами: вести диалог, учитывать интересы друг друга, договариваться, разрешать возникающие конфликты. Взрослые занимают позицию  наблюдателя: не навязывают свое мнение и уважают детскую позицию. 
Покажем решение  этих задач на  примере создания игры «Книга  Мастеров». Вместе с детьми  педагоги решили создать такую  игру, в которой можно менять правила, форму и длину игровой дорожки. Наша техническая находка состояла в следующем: к каждой ее съемной детали с обратной стороны приклеили шершавую сторону тканевой «липучки», что позволило легко отделять и вновь прикреплять эти детали к игровому полю. Благодаря этому можно всякий раз, в зависимости от желания игроков, прокладывать новую игровую дорожку, меняя на ней количество и последовательность ходов, в связи с этим будут изменяться правила игры.
Игра «Книга Мастеров» – вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных (современных или исторических) персонажей, и совместно разыгрывают или создают сюжет игры – становятся участниками приключения. При этом главные аспекты – вербальное общение и живое взаимодействие.
Технология игры:
1.наличие ведущего (мастер игры).
2.определенная система правил (игровая система).
3.конкретное место действия (игровой мир).
4.сюжетная завязка игры, заранее обдуманная мастером-взрослым (запланированные элементы сюжета или весь сюжет), однако существует свобода детской импровизации в этих заданных рамках.
«Книга Мастеров»– это розыгрыш сюжета, придуманного Мастером. Как правило, игра происходит за столом или на полу и состоит из общения игроков между собой и с Мастером, а также взаимодействия игроков с миром, в котором происходит действие. Это взаимодействие может быть любым: общение с жителями деревни, замка или мегаполиса, бой с драконом или врагом, сражение отрядов или армий, расследование убийства или поиск древней реликвии. Сюжет историй может меняться, и стать основой для новой игры.
Участники, играющие каждый за своего персонажа, прилагают совместные усилия по разрешению сюжетных противоречий. Хотя это может быть не единая команда, а соперники и враги, задачей которых является помешать друг другу.
Процесс игры:
Игровой процесс состоит из четырех основных составляющих:
а) игроки вместе с ведущим создают персонажей, зависящих от конкретной игровой системы;
б) ведущий рассказывает игрокам, что происходит, описывает мир вокруг них, дает сюжетную завязку, ставит игроков и их персонажей в определенную начальную ситуацию;
в) игроки обдумывают и заявляют действия своих персонажей.
Например, четверо друзей-подмастеров начинают игру в классических обстоятельствах – гончару недостает глиняного материала; нужно как можно быстрее отправляться в горы, чтобы там в ущелье найти глину.
Персонажи отправляются в путь, по пути преодолевая не только препятствия, но и выполняя определенные задания, например, переправиться через огненную реку, сразиться с драконом, построить корабль. Игра длиться до тех пор, пока первый мастер не достигнет цели – горного ущелья (он и будет победителем – Лучшим мастером).

При любом взаимодействии игроков включается механика игры – свод правил, по которым она происходит. Правила могут быть разными - это зависит от конкретной игровой системы. Во время игры участникам для прохождения уровня необходима помощь других участников (если ты мне поможешь, то на следующем ходе, если тебе понадобиться помощь - я тебе тоже помогу).

Детская ролевая игра носит прежде всего социальный характер, и является неотъемлемым психологическим механизмом создания детско-взрослого
со-бытийного общества посредством:
1) максимальной свободы действий игроков.
Здесь нет ограничивающего поля и правил хода для каждой фигуры, как в шахматах. Единственным ограничением является фантазия ведущего и игроков и рамки соответствия образу (персонажу), которого ведет каждый из участников. К тому же, образовательный и развивающий аспекты ролевых игр предполагают, что игра за персонажа, которому игрок мало соответствует, может способствовать его развитию.
2) минимального уровня ресурсов.
Нет необходимости шить костюм, здесь главное – интересный сюжет, актерские способности ведущего и игроков.
3) творчества.
Творческие качества игроков и особенно мастеров проявляется, пожалуй, ярче, чем в других видах ролевых игр.

Во-первых, это коммуникативное, актерское творчество. В игре есть, куда приложить талант и продуманные усилия, чтобы создать запоминающийся, яркий и живой образ. Есть, где развернуться человеку, наделенному актерским талантом, умением убеждать других людей, вести за собой.
При выборе материала для изготовления фигурок мы остановились на глине, поскольку в этом случае фигурки более долговечны, чем из бумаги, объемны и удобны в обращении. Работа с глиной хорошо знакома нашим детям, потому что педагогом дополнительного образования с ними регулярно проводятся индивидуальные занятия в гончарной мастерской.  Продумывая организацию лепки и последующей росписи, мы исходили из их индивидуальных различий детей. Многие дети пяти-шести лет, посещающие детский сад, уже имеют определенный опыт  создания глиняного образа. Таким детям достаточно показать образец,  и они сами выстраивают последовательность своих действий; помощь педагога им практически не требуется.   Другим – нужна  дозированная помощь: взрослые  лепят части фигурок, а дети примазывают их друг к другу и самостоятельно украшают.

При этом педагог эмоционально сопереживает каждому ребенку,  помогает ему обрести уверенность в себе (надо сказать, что среди наших детей было немало таких, кто, увидев красивый образец, засомневался в своих силах: «Я никогда такую красивую не  смогу сделать!»). 
В ходе работы для оформления игрового поля воспитатель помогал изготавливать старт, финиш. В  случае необходимости тактично помогал  детям договориться, кто из них какие детали будет склеивать. 
Перед сборкой игры коллективно обсуждались ее правила: как должен поступать игрок, если его фишка попадет на кружок черного или белого цвета.  Знакомые детям правила – бросание кубика и отсчитывание «шагов» по числу выпавших на кубике точек –  были дополнены новыми, связанными с цветом круга, на который попадает фишка: например, черный круг означает «Пропусти ход!».  Процесс подготовки игры чрезвычайно увлекает детей: каждый раз можно все изменять! Мы не раз наблюдали, как в свободное время они создавали свой, оригинальный, вариант игры, воплощая в нем собственные фантазии, устанавливая новые правила.
Первое время воспитатели играли вместе с детьми, помогали им договариваться о правилах. Постепенно взрослый переходит на роль равноправного партнера по игре, игроки перед каждой игрой договариваются о ее правилах уже сами и, в зависимости от этого, выкладывают игровую дорожку. Важно не упустить момент, когда детям  можно предоставить самостоятельность, а педагогу стать лишь наблюдателем!

Очевидными результатами проведенной нами работы стало создание детско-взрослой общности: возможность изменять сюжет игры, ее содержание, правила, вид игрового поля «провоцирует» общение детей между собой и со взрослым. Благодаря этому дети осваивают средства и способы общения – учатся обсуждать, планировать и согласовывать свои действия, договариваться между собой, находить компромиссы. Кроме того, у них появляется опыт  контроля и оценки действий других, а потом и своих собственных – они оценивают, получилась ли у них игра, что необходимо для ее совершенствования. Нам было важно в ходе работы включить в эту общность и родителей наших воспитанников. Это стало второй частью реализации нашего педагогического проекта. Для этого был организован  семейный проект «Играем вместе».
Готовясь к нему,  мы провели с детьми и их родителями  специальную работу: предложили родителям вместе с ребенком придумать новые игры, пофантазировать, какие сюжеты и герои могли бы быть в них – это партнерское общение, помогающее понять друг друга, научиться творить вместе. Чтобы росла заинтересованность и самостоятельность ребенка, необходимо учитывать и обсуждать его идеи, желания, вместе воплощать их в жизнь, предоставляя ребенку как можно больше возможностей проявлять инициативу и творчество. К сожалению, взрослые зачастую стараются не помочь ребенку выполнить задание, а сделать вместо него.  Поэтому наше главное условие  было  – дать детям возможность действовать, все  делать вместе с детьми: придумать, обсудить сюжет игры; выбрать материалы для ее изготовления и как итог работы -  познакомить с ней педагогов и сверстников в детском саду. Великое множество видов работ становится привлекательным для детей в возрасте 5-7 лет. Они могут быть частью игры, а могут существовать отдельно. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что материалы и труд не затрачиваются впустую, а свобода творчества не сковывается инструкциями. Для дошкольника важно не выполнение чужого замысла (воспитателя или родителей), а воплощение собственной идеи.
Приведем  примеры игр, сделанных  нашими детьми и их родителями: Игра «Экскурсия по детскому саду». Игра «Рыбалка». Игра «География для малышей». Игра «Наш дом».
Когда дети приносят свою игру в детский сад, у них появляется желание поделиться со сверстниками результатом творческой деятельности - возникает дополнительный мотив общения. В процессе объяснения правил сконструированной игры ребенок испытывает необходимость оценить, понятны ли его объяснения другому (взрослому или ребенку). Слушатели, в свою очередь,  оценивают, понятно ли им объяснение, учатся задавать вопросы.

Подводя итоги проделанной нами работы, можно сделать следующий вывод:
благодаря выстраиванию взаимодействий и взаимоотношений детей и взрослых определенным образом – в соответствии с принципами организации событийной детско-взрослой общности – в детской субъектной позиции произошли   позитивные изменения:
появилась способность устанавливать игровые правила и следовать им;
увеличилась активность и инициативность детей – они чаще стали высказывать свои пожелания,  более осмысленно запрашивать помощь взрослых;
у детей появилась большая уверенность в собственных силах, они стали смелее действовать в новой для них ситуации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год